Профессиональная культура сотрудника ОВД




Исследования, раскрывающие проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования показывают, что профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел выступает одним из главных условий эффективного осуществления профессиональной деятельности. С одной стороны, нормы правоохранительной деятельности носят императивный характер, т.е. оформляются юридически, законно, поэтому становятся служебными и общеобязательными для всех сотрудников органов внутренних дел и не могут не соблюдаться ими; с другой стороны,несмотря на императивность правоохранительной деятельности, освоение ценностей профессиональной культуры сотрудниками органов внутренних дел носит индивидуальный характер. В результате теоретического постижения нормативно-правовой культуры необходимо, чтобы произошло внутреннее принятие каждым сотрудником ОВД ценностей и норм профессиональной культуры.

К примеру, М.В. Воропаев акцентирует внимание на том, что юридическое образование не должно выпадать из единого поля общечеловеческой культуры. По мнению исследователя, необходимо расширять изучение вклада, внесенного в мировую культуру теоретиками и практиками самых различных эпох и цивилизаций. Другими словами, М.В. Воропаев определяет, что формирование профессиональной культуры юридического работника может происходить только в соотношении общей культуры и профессионального образования.

Е.Н. Соколова, исследуя вопросы формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, рассматривает их во взаимосвязи с профессиональным становлением личности сотрудника ОВД.Автор считает, что решающая роль должна отводиться гуманистической стороне образовательного процесса.

В то же время исследователь отмечает, что гуманизация образования в вузах МВД России должна включать три компонента:

− формирование у обучаемых установки, потребности в непрерывном профессиональном образовании, развитии общей культуры;

− обеспечение гуманитарной эрудиции;

− формирование духовности, совершенствование мировоззрения и правосознания, развитие принципов поведения, выработка социальной ориентации, нравственное совершенствовани.

Названные условия подчеркивают значимость общей культуры личности сотрудника органов внутренних дел, которая в приведенном контексте рассматривается автором как непременная составляющая профессиональной культуры. Е.Н. Соколова акцентирует внимание на том, что формирование правовой культуры происходит в результате целенаправленного воздействия на личность в процессе нравственного и правового воспитания, а также в результате саморазвития и самовоспитания.

По мнению Е.М. Федоровой, формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел проявляется в развитии социально-правовой активности и правового сознания сотрудников ОВД, направленных на формирование у них теоретико-правовых знаний, способствующих их дальнейшему развитию.

А.Ф. Караваев отмечает, что целью непрерывного профессионального образования является становление личности сотрудника ОВД. Автор косвенно связывает исследуемую проблему с формированием профессиональной культуры сотрудника ОВД в системе непрерывного профессионального образования. Ученый одним из условий становления личности сотрудника органов внутренних дел называет формирование профессиональных ценностных ориентаций, что является актуальным в формировании профессиональной культуры специалистов названного профиля.

Ю.А. Дмитриев обращает внимание на то, что преобразование личности сотрудника ОВД на основе присвоения профессионально значимых ценностей является центральной фазой осознания сотрудником себя как носителя определенных профессиональных ценностей. Исследователь предлагает систему формирования профессиональных ценностей сотрудника ОВД. Переоценка ценностей, изменение их иерархической структуры, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызовут к жизни новое профессиональное мышление у сотрудника ОВД. В связи с этим процесс переоценки ценностей профессиональной деятельности у сотрудников ОВД будет проходить с вычленением фаз присвоения, преобразования, проектирования ценностей различных видов деятельности, что обеспечит формирование у них профессиональной культуры.

В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская в ходе научных исследований по обозначенной проблеме выявили следующие противоречия:

между возросшей потребностью в специалисте правоохранительной системы, руководствующемся ценностями профессиональной культуры и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на обогащение знаний специалиста о ценностях профессиональной культуры, формирование позитивного отношения к ним и готовности действовать в соответствии с данными ценностями;

между наличием объективного потенциала системы непрерывного профессионального образования для формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел и его недостаточной востребованностью при организации воспитательной работы со слушателями;

между сложностью процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел как профессиональной ценности и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной практике.

По мнению авторов, названные противоречия актуализируют проблему формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования, решение которой состоит в следующем:

− в уточнении структуры профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел;

− конкретизации сущности процесса формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования;

− выявлении критериев и изучении состояния сформированности профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел;

− теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: