ПЗ1 Тема: Методы исследования в педагогической психологии (2 часа)
Цель: актуализировать знания студентов по основным группам методов в педагогической психологии, учить анализировать рисунки детей дошкольного возраста с целью выделения основных показателей психологических аспектов (провели, отчёт после практики)
Вопросы и задания для подготовки к практическому занятию
1. Опираясь на предложенную схему методов педагогической психологии, дайте им краткую характеристику, определите какими методами чаще всего может пользоваться учитель начальной школы.
2. Анализ рисунков детей по методике «Кинетический рисунок семьи».
Литература
1. Исаев, Е.И.Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Исаев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 347 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01432-7. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F69B6A90-3E28-4DF4-8DB4-D86A36620854
2. Савенков, А. И.Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 317 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02105-9. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F494349C-81CA-439D-A094-4282FABD78AE
3. Сарычев, С. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 228 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B1A561C7-966E-4E9A-A697-7719EB1763BB
СЗ–1. Тема: Исторические аспекты развития педагогической психологии. Педагогическая психология на современном этапе развития (готовим на 11.02)
Цель: Учить распределять научный материал в хронологическом порядке, развивать умения выделять главные научные достижения по педпсихологии в указанный период.
|
Вопросы для подготовки к семинару
1. Зарождение идей педагогической психологии. Разработка идей педагогической психологии в античности и средневековье.
2. Эпоха Возрождения (Ян Амос Коменский (1592-1670), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Иоганн Песталоцци (1746-1827), Иоганн Гербарт (1776-1841), Адольф Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинский (1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922).
3. Становление педагогической психологии на рубеже ХIX-XX веков. Начало педагогической психологии конца XIX в. до середины XX в. В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли.
3.1. Система М. Монтессори.
3.2. Вальдорфская школа.
3.3. Собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развития интеллекта, особенности выработки навыков и т.д. (работы А.П. Нечаева, А. Бине и Б. Анри, М. Оффнера, Э. Меймана, В.А. Лайя, в исследованиях Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, С. Фрэне, Э. Клапереда).
3.4. Экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Э. Газри, К. Халл, Б. Скиннер).
3.5. Развития детской речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Ш. и К. Бюлер, В. Штерн и др.).
3.6. Педология как наука (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.).
4. Разработка психолого-педагогических идей в середине ХХ веке. Основные тенденции развития педагогической психологии на современном этапе.
4.1. Б. Скиннер идеи программированного обучения; Л.Н. Ланда – теория алгоритмизации.
|
4.2. О. Зельц, К. Дункер, С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин и др. о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн).
4.3. Работы П.Я. Гальперина; Н.Ф. Талызиной об исходных позициях теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии.
4.4. Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; Л.В. Занков).
4.5. Современные аспекты педагогической психологии в период конца XX–XIвв.
Литература
1. Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Исаев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 347 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01432-7. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F69B6A90-3E28-4DF4-8DB4-D86A36620854
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 317 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02105-9. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F494349C-81CA-439D-A094-4282FABD78AE
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ И.А.Зимняя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логос, 2001. – 384с.
4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах:учеб.пособие для вузов. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 112с.
СЗ.–2. Психология учения (2 часа)
Цель: Познакомить обучающихся с основными теориями учения, развивать умения самостоятельно анализировать психологические основания педагогических теорий и образовательной практики
1.Теории психологии обучения второй половины 20 в.
1. Деятельнаястная теория в обучении.
2. Теория обучения бихевиористов.
3. Теория поэтапного развития умственных действий.
4. Психологические основы проблемного обучения.
5. Концепции развивающего обучения.
6. Когнитивная психология и образование.
7. Гуманистическая психология и современное образование.