Цель: углубить знания об особенностях взаимосвязи обучения и воспитания, расширить знания об основных принципах личностно-ориентированного подхода к воспитанию
Количество часов: 6 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Охарактеризовать в чем проявляется взаимосвязь обучения и воспитания?
3. Раскрыть основные принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
4. Предложить варианты использования разных методов воспитательного воздействия на различных этапах и при различных видах уроков.
Литература
1. Савенков, А. И. Психология воспитания: учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Савенков. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 154 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00784-8. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/DC5B6283-030C-4E24-B190-07E41DAD6940
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2001.- С.172-178.
3.Казанская В. Г. Педагогическая психология. – СПб, 2003.
4.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998..- С.142 – 148.
СР-6. Тема: Педагогическая деятельность
Цель: актуализировать знания о различных подходах к рассмотрению структуры педагогической деятельности; углубить знания по вопросам особенностей и функций педагогической деятельности.
Количество часов: 6 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Раскрыть суть различных подходов к рассмотрению структуры педагогической деятельности и сделайте их сравнительный анализ.
3. Дать определение педагогической деятельности и раскрыть её отличительные особенности.
4. Охарактеризовать функции педагогической деятельности.
Литература
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2000.-С.262-277.
|
2.Казанская В. Г. Педагогическая психология. – СПб, 2003.
3.Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель. // Вопросы психологии.-1983.-№3.-С.51-61.
СР-7. Тема: Психология личности педагога
Цель: закрепить знания по вопросам профессионализма педагога; расширить и углубить знания по проблеме профессионального становления личности студента.
Количество часов: 7 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Выбрать правильный ответ.
Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда?
А) Педагогическое общение.
Б) Личность педагога.
В) Педагогическая деятельность.
Г) Социальная активность.
3. Описать этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания.
4. Охарактеризовать чем отличаются разные уровни профессионализма педагога?
5. Предложить свой вариант формирования профессионального самосознания и психологической готовности к труду учителя у студентов.
Литература
1.Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М., 2000.
2.Колесниченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2002.- С.18
3.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.-1983.-№2.-С.51-59.
4.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика – СПб., 2003.- С.7
5.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 198 с.
СР-8. Тема: Педагогическое общение.
|
Цель: актуализировать знания по проблеме творчества в педагогическом общении; расширить знания об особенностях взаимодействия учителя и учеников.
Количество часов: 6 часов.
Вопросы:
1. Ознакомиться с указанной литературой.
2. Охарактеризовать в чем проявляется творчество в педагогическом общении?
3.Составить план- конспект статьи (№2 в списке литературы).
Литература
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2001.- С.195-210.
2.Мальковская Т.Н. Пути взаимодействия учителя и учеников. Хрестоматия по педагогической психологии. / Составители А.Красило, А.Новгородцева.- М.-1995.-С.245-248.
3. Педагогическая психология. /Под. ред. Н. В. Клюевой. – М.,2003.- С.45.
Рефераты
1. Подготовка рефератов на предложенные темы.
1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация.
2) Структура реферата:
Реферат должен обязательно включать:
1) титульный лист
2) содержание
3) введение
4) основную часть
5) заключение
6) список использованных источников
Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач реферативного исследования.
Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками.
|
В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным.
Объем реферата не должен превышать 25 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник.
Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы.
В течении изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один реферат.
Оценивание реферата
Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 10 баллов. Оценивание реферата производится на основании следующих критериев:
2 балла – правильное и полное раскрытие темы исследования, ее актуальности;
2 балла – правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов;
2 балла – грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения;
2 балла – умение сформулировать выводы;
2 балла – умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме)
Тематика реферативных сообщений:
1. Социально – психологическая адаптация первоклассников к школе.
2. Психологические факторы успешной педагогической деятельности.
3. Развитие личности педагога в процессе профессиональной деятельности.
4. Стили и средства педагогического общения.
5. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
6. Основные области затруднений в педагогическом взаимодействии.
7. Психологическое своеобразие обучения детей шести лет.
8. Психологические условия преодоления неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста.
9. Психологические основы формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения.
10. Субъект-субъектное взаимодействие – основа личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
11. Психологические основы управления группой детей дошкольного возраста.
12. Психологические особенности безотметочного обучения.
13. Профессионо-психологические деформации личности учителя.
14. Психологические особенности развития познавательной сферы дошкольников школьников в образовательной среде детского сада.
15. Понятие «образовательная среда» в трудах И.В. Дубровиной.
16. Основные аспекты взаимодействия в трудах Макаренко.
17. Психологические аспекты компьютеризации образования.
18. Психологические аспекты возникновения конфликтов в педагогическом общении.
19. Психологические аспекты деятельности педагога.
20. Индивидуальный подход в современных условиях образования и обучения.
21. Техники психологической безопасности в педагогическом общении.
22. Развитие мышления дошкольников в образовательной среде детского сада.
23. Исторические аспекты развития педагогической психологии.
26. Характеристика и методика проведения активных форм обучения и элементов учебной деятельности в условиях детского сада.
Индивидуальная работа студента (допускаются только успешно обучающиеся студенты)
ВАРИАНТ-1:
Выполнение электронного задания (по выбору): «Имя в педагогической психологии»,