Введение
Одной из самых сложных социально-экономических проблем в условиях рыночной трансформации экономики Украины есть формирование национального рынка труда. Переход от командно-административной системы к рыночной сопровождается ростом уровня и длительности безработицы, развитием вынужденной неполной и неформальной занятости, нелегальной трудовой миграции и тому подобное. В связи со сложившейся ситуацией в Украине существует потребность в обучении и профессиональной подготовке молодых специалистов социальной работы, которые в последствии смогут не только бороться с существующими отрицательными явлениями на рынке труда, но и будут развивать и совершенствовать технологии и методы работы с клиентами. Социальная работа в сфере занятости является неотъемлемой частью социальной защиты различных групп населения. В своём выборе базы практики я остановилась на этом направлении, т.к. считаю, что могу сделать свой вклад в этом направлении деятельности социальной работы.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или другой форме. Занятость населения, которое проживает на территории Украины, обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.
Я поступила на базу практики в Мариупольский городской центр занятости 23 февраля 2015 года, где после распределения по районным базам практики и осталась для прохождения профессиональной (стажерской) практики. Городской центр занятости расположен в городе Мариуполе по адресу пр. Металлургов, 84-б. Директор центра Чуприн Юрий Павлович.
|
Характеристика базы практики
Государственная служба занятости Украины создана в декабре 1990 года. Государственная служба занятости Украины состоит из Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины, Крымского республиканского, областных, городских, районных, районных в городах центров занятости - всего 674 центра по всей территории страны.
В своей деятельности Государственная служба занятости руководствуется Законом Украины «Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття» и Законом Украины «Про зайнятість населення».
На рис. 1 представлена структура Управления государственным социальным страхованием на случай безработицы.
Рис. 1. Структура Управления государственным социальным страхованием на случай безработицы.
Среди приоритетов деятельности службы занятости можно выделить следующие:
1. Организация активного сотрудничества с работодателями в направлении реализации государственной политики занятости населения.
2. Повышение качества и эффективности предоставления социальных услуг безработным по единым стандартам обслуживания незанятого населения.
3. Развертывание активных программ содействия занятости безработных граждан.
4. Обеспечение конкурентоспособности безработных и удовлетворения потребностей работодателей в соответствии с требованиями по профессионально-квалификационной качества рабочей силы, в том числе путем внедрения новых направлений профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных.
|
5. Создание условий для самостоятельной занятости населения, развития предпринимательской инициативы безработных.
6. Осуществление комплекса мер по преодолению длительной безработицы, уменьшение сроков продолжительности безработицы.
Служба занятости и работодатели являются партнёрами на рынке труда. В свою очередь, служба занятости предоставляет работодателям такие социальные услуги:
1) Информирование о состоянии, основные тенденции и процессы на локальном рынке труда.
2) Изучение потребностей и предоставления помощи по укомплектованию предприятий персоналом.
3) Профессиональное обучение безработных под конкретные рабочие места как в учебных заведениях, так и непосредственно на производстве.
4) Информирование в соответствии с профилем предприятий о профессионально-квалификационный состав лиц, зарегистрированных в службе занятости. Информирование о лицах, ищущих работу и имеют уникальные (редкие) профессии, специальности или личные качества, путем размещения сведений о них на специальных стендах в секторе взаимодействия с работодателями и на соответствующем файле электронной базы.
5) Осуществление подбора необходимых работников с использованием психодиагностических методик - проведение тестирования, оценка и интерпретация результатов.
6) Содействие производственной деятельности путем предоставления дотаций для финансирования части расходов на оплату труда при приеме на работу определенных категорий безработных.
|
7) Удовлетворения потребностей в рабочей силе при выполнении определенных видов работ в случае участия в программах и проектах, имеющих значение для всего общества и общества в целом.
8) Предоставление комплекса специальных услуг в решении проблемы работы с трудовым коллективом в ситуации запланированного высвобождения работников путем осуществления превентивных и адаптационных мероприятий, направленных на подбор работы, профобучение, привлечение к самозанятости, консультирование по содержанию их прав и государственных гарантий, психологическую адаптацию работников к началу их фактического увольнения.
9) Консультирование по внедрению определенных норм законодательства о труде и занятости.
10) Информирование о расходах службой занятости средств страхового фонда с раскрытием достигнутого эффекта по каждой статье бюджета.
11) Осуществление автоматизированного учета поступлений средств в фонд и обеспечение предприятий, организаций и учреждений полной информацией относительно выполнения им обязанностей перед фондом и его прав как страхователя. Помощь в подготовке текстов объявлений о вакансиях и поиск кадров для их размещения в средствах массовой информации.
12) Помощь в оперативном подборе необходимых кадров путем представления вакансий для потенциальных работников в ходе проведения ярмарок вакансий.
13) Содействие в проведении собеседований с кандидатами на рабочие места - разработка и обеспечение соответствующими рекомендациями по технике их проведения, предоставление помещений для встречи с кандидатами.
14) Проведение семинаров для руководителей предприятий и представителей кадровых служб.
15) Формирование привлекательного имиджа через размещение в центрах занятости информации (паспорта организаций) о предприятии, его вакансий, проведение ярмарок вакансий, конкурса на звание «Лучший работодатель года», конкурса на лучшую публикацию о работодателе.
Основные виды социальных услуг и материального обеспечения, которые служба занятости предоставляет населению:
- поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве; содействие в организации предпринимательской деятельности;
- информационные, консультационные услуги, связанные с трудоустройством, в том числе за рубежом;
- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профориентация;
- организация и финансирование общественных работ для безработных;
- выплата пособия по безработице;
- выплата материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;
- выплата материальной помощи безработному, в том числе на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении, а также другие виды материальной помощи.
Основные направления организации общественных работ:
- благоустройство и озеленение территорий населенных пунктов, зон отдыха и туризма;
- подсобные и ремонтные работы на строительстве; землеустроительные и мелиоративные работы;
- выполнения сельскохозяйственных работ и работ на овощных базах;
- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- уход за лицами преклонного возраста и инвалидами;
- сбор и заготовка лекарственных растений и ягод;
- другие доступные виды трудовой деятельности.
Центр занятости состоит из следующих функционально-пространственных секторов:
1. Справочно-консультационный сектор.
2. Сектор самостоятельного поиска работы.
3. Профинформационный сектор.
4. Регистрационно-приемный сектор.
5. Сектор активной поддержки безработных.
6. Сектор по работе с работодателями.
Каждый отдел центра занятости и каждый сотрудник действует в соответствии с Конституцией Украины, другими законами и актами.