Глава 1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса
Сущность малого бизнеса
Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Имея независимую собственность и обладая хозяйственной самостоятельностью, данные фирмы не являются лидерами в своей сфере деятельности.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, представляющая собой многочисленных собственников, не входящие ни в какие монополистические объединения, которые за счет большого количества представителей являются значительной движущей силой, определяющей социально – экономический уровень развития государства.
По Российскому законодательству малый бизнес представлен в двух формах: индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Критерии, используемые при отнесении к малому предпринимательству, бывают количественными и качественными.
К количественным критериям относят численность рабочих (самый распространенный), уставный капитал, размер активов, объем оборота.
К качественным критериям при отнесения компании к субъектам малого бизнеса относят следующие: у фирмы не большая доля рынка, управление бизнесом осуществляет лично собственник и предприятие не подчиняется ни какой дрогой компании и является полностью автономной.
Предприятия малого бизнеса разделяют также по потенциалу: не имеющие потенциал (временно или сезонно созданные бизнесы) и быстрорастущие организации (активные предприятия которые перейдут, в течении времени, в разряд среднего и крупного бизнеса).
В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:
· По направленности деятельности: финансовая, инновационная, коммерческая и производственная;
|
· По количеству видов деятельности: однопрофильные и многопрофильные;
· По сложности деятельности: не требующие особых навыков и знаний, основанные на высоких технологиях и уникальных знаниях.
Таким образом, малый бизнес это предпринимательская деятельность людей, направленная на получение прибыли, на свой риск и под свою ответственность. Основным критерием при отнесении предприятия к малому бизнесу в большинстве стран являются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.
Функции малого предпринимательства
Малое предпринимательство является одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа присущих малым предприятиям функций, классифицированных на основе впервые предложенного подхода, на целевые и инструментальные.
Сущность малого бизнеса ярче сего проявляется его экономических и социальных функциях:
1. Первая и самая важная функция – это создание рыночных отношений, которые в свою очередь способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах и услугах.
2. Вторая функция не менее важна, так как благодаря расширению ассортимента и повышению качеству товаров и услуг, из конкуренции выходят менее полезные товары и соответственно предприятия поставляющие их. Что делает рынок более качественным и более удовлетворяющим потребностям человека в данном регионе
3. Происходит привлечение личных средств населения, поэтому зачастую уставный капитал это личные деньги владельца.
|
4. Образование новых дополнительных рабочих мест, что помогает уменьшить безработицу
5. Максимально возможное использование творческого потенциала, раскрытие талантов и освоение новых видов ремесел.
6. Привлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями, пенсионеры, домохозяйки и учащиеся, которые не имеют возможности работать на крупном производстве.
7. Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств
8. Активизация научно – технического прогресса
Благодаря, выше перечисленным функциям, малый бизнес позитивно влияет на всю экономику страны, и благодаря своей массовости он довольно эффективно влияет на экономический и социальный уровень развития государства.
Виды и формы малого бизнеса
Малый бизнес в современной экономике различает 4 вида бизнес – предприятий:
1. Производственные предприятия – обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив. Другими словами это фирмы производящие товары для удовлетворения потребностей человека.
2. Предприятия, оказывающие консалтинговые услуги – вид услуг предоставляемых одним предприятием или человеком по решению определенных задач другой фирме для оптимизации своего бизнеса
3. Коммерческое предприятие – это организация, суть деятельности которй заключается в получение прибыли за счет продажи товаров и предоставления услуг.
4. Финансовые предприятия – это организации предоставляющие услуги по выдаче кредитов, продаже ценных бумаг и других сделок.
|
Приведенные выше виды классифицируют предприятия на 4 группы, но по ведению своей деятельности фирмы разделятся еще на несколько форм:
· Индивидуальный предприниматель (ИП) – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.
· Полные и на вере товарищества собственников - полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. В товариществах на вере (коммандитных товариществах) наряду с участниками (полными товарищами), осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это хозяйственное общество, созданное одним или несколькими юридическими или физическими лицами, уставный капитал которого разделен на доли.
· Публичное и непубличное акционерное общество (ПАО и НАО) - публичное общество это форма функционирования юридического лица, которая подразумевает свободное обращение акций компании на рынке. Акционеры, участники общества, имеют право на отчуждение акций, которые принадлежат им. Непубличное общество – форма организации юридического лица, отличительной чертой которого является отсутствие возможности свободного отчуждения акций. Акции распределяются только в среде учредителей.
· Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закрепленное за ней имущество. Другими словами это предприятия, созданные при участии страны, не только для извлечения прибыли, но и для обеспечения государственных нужд
· Производственный кооператив – коммерческая организация, образованная добровольно гражданами, для совместного ведения хозяйственной или производственной деятельности
Малый бизнес современной экономике имеет большое количество форм, но наиболее популярными являются ИП и ООО, такие формы наиболее распространены в нашей стране, их открытие позволяет вести предпринимательскую деятельность в стране.