Виды и формы малого бизнеса




Глава 1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса

Сущность малого бизнеса

Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Имея независимую собственность и обладая хозяйственной самостоятельностью, данные фирмы не являются лидерами в своей сфере деятельности.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, представляющая собой многочисленных собственников, не входящие ни в какие монополистические объединения, которые за счет большого количества представителей являются значительной движущей силой, определяющей социально – экономический уровень развития государства.

По Российскому законодательству малый бизнес представлен в двух формах: индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Критерии, используемые при отнесении к малому предпринимательству, бывают количественными и качественными.

К количественным критериям относят численность рабочих (самый распространенный), уставный капитал, размер активов, объем оборота.

К качественным критериям при отнесения компании к субъектам малого бизнеса относят следующие: у фирмы не большая доля рынка, управление бизнесом осуществляет лично собственник и предприятие не подчиняется ни какой дрогой компании и является полностью автономной.

Предприятия малого бизнеса разделяют также по потенциалу: не имеющие потенциал (временно или сезонно созданные бизнесы) и быстрорастущие организации (активные предприятия которые перейдут, в течении времени, в разряд среднего и крупного бизнеса).

В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

· По направленности деятельности: финансовая, инновационная, коммерческая и производственная;

· По количеству видов деятельности: однопрофильные и многопрофильные;

· По сложности деятельности: не требующие особых навыков и знаний, основанные на высоких технологиях и уникальных знаниях.

 

Таким образом, малый бизнес это предпринимательская деятельность людей, направленная на получение прибыли, на свой риск и под свою ответственность. Основным критерием при отнесении предприятия к малому бизнесу в большинстве стран являются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.

 


 

Функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство является одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа присущих малым предприятиям функций, классифицированных на основе впервые предложенного подхода, на целевые и инструментальные.

Сущность малого бизнеса ярче сего проявляется его экономических и социальных функциях:

1. Первая и самая важная функция – это создание рыночных отношений, которые в свою очередь способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах и услугах.

2. Вторая функция не менее важна, так как благодаря расширению ассортимента и повышению качеству товаров и услуг, из конкуренции выходят менее полезные товары и соответственно предприятия поставляющие их. Что делает рынок более качественным и более удовлетворяющим потребностям человека в данном регионе

3. Происходит привлечение личных средств населения, поэтому зачастую уставный капитал это личные деньги владельца.

4. Образование новых дополнительных рабочих мест, что помогает уменьшить безработицу

5. Максимально возможное использование творческого потенциала, раскрытие талантов и освоение новых видов ремесел.

6. Привлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями, пенсионеры, домохозяйки и учащиеся, которые не имеют возможности работать на крупном производстве.

7. Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств

8. Активизация научно – технического прогресса

 

Благодаря, выше перечисленным функциям, малый бизнес позитивно влияет на всю экономику страны, и благодаря своей массовости он довольно эффективно влияет на экономический и социальный уровень развития государства.

Виды и формы малого бизнеса

Малый бизнес в современной экономике различает 4 вида бизнес – предприятий:

1. Производственные предприятия – обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив. Другими словами это фирмы производящие товары для удовлетворения потребностей человека.

2. Предприятия, оказывающие консалтинговые услуги – вид услуг предоставляемых одним предприятием или человеком по решению определенных задач другой фирме для оптимизации своего бизнеса

3. Коммерческое предприятие – это организация, суть деятельности которй заключается в получение прибыли за счет продажи товаров и предоставления услуг.

4. Финансовые предприятия – это организации предоставляющие услуги по выдаче кредитов, продаже ценных бумаг и других сделок.

 

Приведенные выше виды классифицируют предприятия на 4 группы, но по ведению своей деятельности фирмы разделятся еще на несколько форм:

· Индивидуальный предприниматель (ИП) – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

· Полные и на вере товарищества собственников - полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. В товариществах на вере (коммандитных товариществах) наряду с участниками (полными товарищами), осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это хозяйственное общество, созданное одним или несколькими юридическими или физическими лицами, уставный капитал которого разделен на доли.

· Публичное и непубличное акционерное общество (ПАО и НАО) - публичное общество это форма функционирования юридического лица, которая подразумевает свободное обращение акций компании на рынке. Акционеры, участники общества, имеют право на отчуждение акций, которые принадлежат им. Непубличное общество – форма организации юридического лица, отличительной чертой которого является отсутствие возможности свободного отчуждения акций. Акции распределяются только в среде учредителей.

· Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закрепленное за ней имущество. Другими словами это предприятия, созданные при участии страны, не только для извлечения прибыли, но и для обеспечения государственных нужд

· Производственный кооператив – коммерческая организация, образованная добровольно гражданами, для совместного ведения хозяйственной или производственной деятельности

Малый бизнес современной экономике имеет большое количество форм, но наиболее популярными являются ИП и ООО, такие формы наиболее распространены в нашей стране, их открытие позволяет вести предпринимательскую деятельность в стране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: