Основные тенденции развития малого предпринимательства




Исторический подход к оценке закономерности динамики малого бизнеса можно сопоставить с большими изменениями в производительных силах, которые в свою очередь приводили к изменениям в производственных отношениях. Некоторые ученые применяют в данной концепции теорию Н.Д. Кондратьева.

Первый этап, который можно отнести к 1873 – 1929 гг. был выражен в вытеснении большого количества мелких предприятий монополиями. Но даже в то время когда все основное производство и сбыт товара принадлежал крупным предприятиям, оставались те островки, которые не только выжили в таких условиях, но и стали работать в границах зарождающейся субподрядной системы.

Второй этап начался с 1929г. и длился по 1974г., он совпал с этапом научно – технической революции. Перемены в технике и технологиях позволили мелким компаниям, направленным на узкую степень специализации, что позволило малым предприятиям закрепиться на рынке. Благодаря этому произошло многократное расширение ассортиментов и дифференциации товаров.

Третий этап совпал мировым финансовым кризисом 1974-1975 гг.. Благодаря кризису у малых предприятий появились новые возможности для развития. Из придатка большого предпринимательства понемногу превратился в его союзника и партнера. Причиной такого положения послужила смена парадигмы связанная с изменением приоритета от численного показателя к качественному. Жесткие структуры крупных гигантов просто не смогли, вовремя перестроится, и проигрывали мелким компаниям конкуренцию, которые оказались более гибкими и способными реагировать на любые перемены конъюнктуры рынка.

Еще одним фактором роста малых компаний – перемена психологии покупателя. Вместо продукта, который был для удовлетворения массового характера, люди перешли к продукту с индивидуальными свойствами. Ну и еще одним очень важным фактором является применение человеческого потенциала в малых и средних предприятиях, тогда как в огромных бюрократических компаниях все внимание уделяется структуре и системности. Рост значения человеческого фактора в условиях ориентации хозяйственных единиц на нововведения, организационные новшества открывают особенные перспективы для несущественных фирм.

 

Концепция существенных циклов конъюнктуры открывает новые возможности с целью понимания значения малого предпринимательства как генератора новых научно – технических идей и увеличения эффективности работы в период между циклами. В такие периоды крупные компании делают ставку на «осмотрительности», анализирую новые тенденции рынка, тогда как мелким и средним предприятиям приходиться идти на риск, и зачастую это единственный фактор для их выживаемости.

Никогда, нельзя однозначно ответить на вопрос влияет ли величина компании на результативность либо способность к научным изменениям, но то, что малые предприятия работают достаточно эффективно в сфере научных изучений и разработок отрицать не стоит. В среднем на часть малых и средних компаний приходится 10-20 % всех новинок, хотя известно, что их удельный вес в расходах на нововведения составляет 4-5 %. Большие компании применяют около половину сделанных ими изобретений, тогда как компании малого предпринимательства - более 70 %.

 

Не большие компании всегда занимали доминирующее положение в экономике. Например, в странах Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) доля не больших компаний составляла 80 – 90 %.

В США после определенных изучений пришли к выводу, что на малый бизнес приходится 40% ВВП страны, больше 50% инвестиций, занято 2/3 совокупной рабочей силы.

Резюмируя главные тенденции и факторы развития малого предпринимательства в иностранных государствах, можно сделать следующие выводы.

 

1. Государственная и негосударственная поддержка малого предпринимательства многих стран мира составляет приоритет в финансовой политике. Поэтому для многих стран с низким уровнем экономики нужно перенимать опыт у развитых стран и оказывать всяческую поддержку малому бизнесу.

2. Наиболее приоритетными обращениями поддержки малого предпринимательства для многих стран обязаны стать:

- привлечение малых компаний к исполнению государственных заказов, резервирование конкретного перечня и количества работ (услуг) для малых компаний, привлечение малых компаний в конверсионные программы страны;

- содействие интеграции малого, среднего и большого предпринимательства, развитию франчайзинга и субподряда;

- поддержка научных изучений малых компаний,

- развитие и поддержка венчурного механизма финансирования бизнеса;

- образовательная работа в области малого предпринимательства.

- поддержка экспортной работы малых компаний;

- формирование условий с целью внедрения альтернативных бюджетному финансирования поддержки малого бизнеса

- формирование государственных и негосударственных касс взаимопомощи, обществ взаимных гарантий и фирм взаимных действий;

- развитие современных информационных технологий с целью формирования обширных баз данных с целью различных категорий пользователей в области предпринимательства и его поддержки, изучение рынка внешней и внутренней институциональной среды работы малого бизнеса;




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: