Когда в ту роковую осень 1900 года восемнадцатилетняя девушка по имени Дора пришла на прием к одному венскому врачу-психиатру, она даже представить себе не могла, что станет знаменитостью нового века. Но ее разговор с врачом стал началом путешествия в сокровенные глубины разума; и, отправившись в это путешествие, человечество уже не в силах было остановиться или вернуться назад. Переписывалась сама карта наших душ, приведшая нас в новый, неизведанный мир.
До визита к доктору Зигмунду Фрейду Дора уже в течение некоторого времени страдала от мигрени и нервного кашля. Симптомы болезни усиливались. У Доры случались периоды депрессии, возникала безрассудная враждебность и мысли о самоубийстве. Эта привлекательная молодая девушка поведала психиатру, что некто г-н К., друг их семьи, воспользовавшись ее доверием и симпатией, начал с ней во время прогулки неуместные заигрывания, которые она решительно отвергла.
Выслушивая Дору во время приемов, доктор Фрейд обнаружил множество схожих симптомов болезней у представителей этих двух семей, которые.сводились к проблеме соблюдения приличий вне дома. Отец Доры охладел к своей жене и поддерживал любовную связь с г-жой К.
Фрейд пришел к заключению, что его юная пациентка прячется от болезненно противоречивых желаний по отношению к окружающим ее людям. Он истолковал некоторые ее сны как признаки неразрешенного внутреннего конфликта и психологического комплекса
Дора прекратила свои визиты к доктору Фрейду до того, как он закончил ее обследование. Но психиатр уже открыл область подсознания, подавленные желания, внутренние конфликты, что впоследствии в корне изменило отношение людей к самим себе. Дорд стала первым классическим примером психоанализа, на основании которого Зигмунд Фрейд построил свою теорию.
|
Его учение заполонило весь западный мир. Сегодня идеи Фрейда стали почти повсеместными, хотя большинство из нас не знает, откуда они взялись. Мы все соглашаемся с тем, что переживания раннего детства играют важную роль в формировании нашего характера и личности. Мы все поверили в то, что подсознательные желания и побуждения определяют поведение. И кажется очевидным, что сексуальные домогательства могут привести к развитию невроза.
Но это кажется очевидным только благодаря тому, что Зигмунд Фрейд начал серьезно изучать самые сокровенные душевные переживания своих пациентов. Егооткры-тия в значительной степени сформировали современные представления о мире подсознания.
Дейв Бриз, все в той же книге "Семь человек, которые управляют миром из своих могил" так описывает влияние Фрейда: "Человек из мира науки затронул и взбудоражил наш век так, как никто ни до, ни после него. Фрейд разрабатывал метод психоанализа, и еще до того, как он закончил свои исследования, мир уже принял его метод лечения... Немногие люди, живущие в западных странах, смогли избежать его влияния".
Воистину Фрейд — это человек, управляющий людьми из могилы. Он открыл внутренний мир, в который мы не смогли или не пожелали заглянуть раньше. Зигмунд Фрейд был одним из тех гениев, которые сформировали психологию человека XX века.
Но этот гений имел по меньшей мере один недостаток, и, мне кажется, это была его трагедия. Несмотря на то, что Фрейд достаточно талантливо описал силы, бушующие в наших сердцах и умах, в одну область он внес больше путаницы, чем ясности.
|
Мы замечаем эту трагическую ошибку в самом начале деятельности Фрейда, во время его разговора с той нервной молодой девушкой по имени Дора
Фрейд сначала сочувствовал ей. Он хотел поверить рассказу девушки. Все началось, когда ей уже исполнилось четырнадцать летю Г-н К., друг семьи, воспользовавшись случаем, внезапно обнял ее и страстно поцеловал в губы. Дора поделилась с Фрейдом, что у нее это вызвало отвращение.
И вот здесь-то доктор допустил очевидный промах. Он отказался поверить, что девушка правдиво рассказала ему о своих чувствах, и настаивал на том, что любая невинная, юная девушка в похожей ситуации будет испытывать сильное возбуждение. Он истолковал ее отвращение как маскировку реальных чувств и признак истерии. Когда. Дора решительно отвергла такое истолкование, Фрейд расценил это как доказательство своей правоты. Он утверждал, что Дора все это время была влюблена в г-на К.
В данном случае Фрейд проявил невероятное бездушие и высокомерие. Он слепо верил, что юная девушка, подвергшаяся домогательствам со стороны мужчины, которому доверяла с детства, непременно должна была возбудиться. Более того, Фрейд безапелляционно давал собственное объяснение всему, о чем рассказывала ему Дора.
Часто дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, винят самих себя в том, что произошло. Это серьезно усугубляет трагедию сексуального насилия. В случае с Дорой Фрейд спровоцировал ее на еще большую замкнутость и еще более острое ощущение вины, когда стал настаивать на том, что она была соучастницей этого мерзкого поступка,
|
Каким образом человек, обладавший удивительной способностью проникать в человеческую душу, мог так ошибиться? Да, Фрейд учился на своих ошибках. С годами он стал менее догматичным и внимательнее выслушивал своих пациентов. Но в этом историческом случае с Дорой мы имеем дело не просто с грубой ошибкой начинающего психиатра.
У Зигмунда Фрейда был скрытый, тайный мотив в диагностике психзаболеваний, который он пронес через всю свою врачебную практику, — речь идет о его субъективном взгляде на сексуальность.
Этот человек всю жизнь критиковал то, что он называл моралью среднего класса. Фрейд считал, что его современники всячески маскируют, отрицают и подавляют свои интимные желания, и в этом следует искать главную причину неврозов.
Фрейд называл сексуальное влечение термином "либидо" и приписывал либидо всю ту психическую энергию, которой обладает личность. Он верил, будто открыл движущую силу человеческой жизни,
Это был скрытый и тайный мотив Зигмунда Фрейда. Как врач он искренне пытался облегчить душевную боль. Но он также отстаивал собственную теорию либидо как движущей силы человеческой жизни. И на протесты во-семнадцатилетней девушки, утверждавшей, что вовсе не половое влечение было ее главным мотивом, он не обращал никакого внимания.
Идеи Зигмунда Фрейда стали подобны бомбе с часовым механизмом, тикающим в умах людей. Эта бомба окончательно взорвалась сексуальной революцией последних десятилетий. Ни один человек не заложил более прочного фундамента для радикального изменения в нравственном поведении западного общества. Если у нас развивается невроз из-за подавления сексуальных желаний, рассуждали люди, мы вправе удовлетворять их любым способом. Если либидо — основной фактор жизни, тогда все запреты в этой области не только наивны, но и безнравственны!
Вот так мы и вступили в век вседозволенности. Сегодня мы узнаем об этом в основном из сообщений о несчастных случаях. Оказалось, что сексуальная революция не освобождает, а губит люден Мы обнаружили, что неразборчивость в половых связях смертельно опасна. Люди, часто меняющие сексуальных партнеров, страдают от еще более болезненной пустоты, чем замкнутые нервнобольные, обследованные Фрейдом.
Сегодня это очевидно для всех, но, по-видимому, не было очевидно для Фрейда. Он упорно держался своей тайной философии, осуждая лицемерие морали среднего класса. Его коллега Карл Юнг пытался предостеречь Фрейда и говорил ему, что его фанатичная вера в сексуальность как основную причину всех душевных конфликтов является порочным замкнутым кругом. К. Юнг утверждал: "Истинную свободу могут познать не сыны плоти, а сыны Божьи".
Этими словами Юнг разоблачил корень рокового заблуждения Фрейда. Этот врач душ не понимал значения духовности. Всю свою жизнь Фрейд оставался активным атеистом. Религия для него была не более чем удовлетворением желаний, проецированием образа заботливого отца на небо. Он считал, что верующие в своем подавляющем большинстве лицемерны, слабы, невежественны и нетерпимы.
В аналитической системе Фрейда не оставалось места для Бога. Он полагал, что у человека нет никаких духовных потребностей. Я верю, что именно по этой причине Зигмунд Фрейд свел всю человеческую жизнь к либидо. Он не увидел у своих пациентов сильного стремления к духовности или к обретению смысла и цели в жизни. Да он и не пытался заметить его, потому что почти все объяснял сексуальными влечениями.
Фрейд считал, что каждый человек заперт в рамках предопределенного генетического кода, С его точки зрения, можно изменить поведение, но личность человека изменить невозможно. В Библии представлена более обнадеживающая картина. Хотя она и подтверждает влияние наследственности и окружающей среды, однако в ней указана сила, больше влияющая на поведение, чем два вышеупомянутых фактора. Апостол Павел радостно провозглашает: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17).
Могущество нашего воскресшего Господа может превозмочь влияние наследственности и окружающей среды. Иисус обладает сверхъестественной силой, способной разбить генетические цепи, сковывающие нас. Он наделяет нас этой силой для победы над всеми воздействиями окружающей среды, имевшими место в раннем.детстве и запирающими нас в темнице отрицательных стереотипов поведения. Иисус — это дверь надежды и выход из темного прошлого. Он — Избавитель, В Евангелии от Иоанна написано: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божии-ми" (Ин. 1:12).
Принимая Иисуса, мы принимаем в свою жизнь новую силу. Эта освобождающая сила делает нас новыми людьми и избавляет от рабства прошлых переживаний.
Благодаря Его преобразующей силе злые становятся добрыми, лживые — честными, порочные — чистыми. Когда наша слабая, колеблющаяся воля соединяется с Его безграничной Божественной силой, зависимость от прошлого разрушается.
Зигмунд Фрейд был убежден, что религиозные ценности устарели и должны уступить место научным открытиям. В его системе не было места тому, что он считал детскими суевериями.
Но Фрейд создал собственную сложную мифологию. Этому человеку нужно было чем-то заменить религию. Его карта подсознательного стала для него целым миром в себе. Хотя этот мир никто не видел, для Фрейда он был вполне реальным. Его теории об устройстве этого мира невозможно проверить. Но он страстно проповедовал их и все время защищал ортодоксальный психоанализ от посягательств еретиков.
Таким образом, Фрейд создал собственную религию. в которой вера играет такую же важную роль, как и в любой другой религиозной системе. Возникает естественный вопрос: стал ли этот человек хоть немного лучше под влиянием своей светской веры? Какое конкретное влияние она оказала на его жизнь? Давайте рассмотрим один важный вызов, брошенный Зигмунду Фрейду судьбой и нашедший олицетворение в его смертоносной сигаре.
Фрейд получал огромное удовольствие от курения. Когда его предупредили о грозящей опасности, он объяснил, что эта привычка увеличивает производительность его труда и повышает самообладание. Однако курение любимых сигар иногда приводило к серьезному воспалению тканей носоглотки. Но Фрейд не мог отказаться от вредной привычки.
У психиатра было множество возможностей проанализировать свое пристрастие. Он заявил, что курение является заменителем того, что он называл "единственной, сильной привычкой", "примитивной зависимостью". Но и эта теория оказалась блефом.
В конце концов Фрейд нажил рак глотки. Когда опухоль впервые была обнаружена, он держал это в тайне, боясь, что лечащий врач запретит ему курить. Однако злокачественная опухоль продолжала расти, и Фрейду пришлось перенести тяжелую операцию — ему удалили большую часть нёба; возникла необходимость в искусственном нёбе, чтобы сохранить перемычку между ротовой и носовой полостями. Этот протез неприятно было носить, и иногда он причинял сильную боль. Операции по удалению метастазов продолжались, но Зигмунд Фрейд курил до тех пор, пока рак не убил его.
Зигмунд Фрейд гордился силой разума и высмеивал религиозные суеверия. Однако он не смог заставить себя сделать одно чрезвычайно благоразумное дело: прекратить медленное самоубийство с помощью сигареты. Его психоаналитические теории детально объясняли все человеческие влечения, защитные механизмы и комплексы. И все же это знание не дало ему сил отказаться от никотинной зависимости.
Я убежден, что религия Фрейда в конце концов подвела его. Подобным образом человеческая логика подводила и продолжает подводить множество людей. Сегодня людям нужна религия, способная преобразить их изнутри и заменить человеческую слабость Божественной силой. Людям сегодня нужна сила живого Христа, действующая в жизни. Позвольте мне рассказать вам об одном человеке, который нашел такую веру.
Давид Гольдберг, еврей по национальности, подобно Зигмунду Фрейду, был атеистом. Как и Фрейд, он имел пристрастие, угрожавшее его жизни. Давид был хроническим алкоголиком. Он пил в течение двадцати пяти лег и периодически уходил в запои, после чего приходил в себя только в больнице. Поскольку его случай казался крайне безнадежным, врач Давида отправил его к священнослужителю.
Вот почему этот человек зашел однажды в кабинет Руди Торреса, адвентистского пастора в Сиэтле, штат Вашингтон, и рассказал ему о своей беде, Гольдберг заявил, что он атеист, и вызывающе сложил руки. Пастор Торрес предупредил; "Если вы не желаете хотя бы испытать силу Иисуса Христа, то мы оба зря теряем время".
Лицо Давида смягчилось. "Я в отчаянии, — признался он, — и попробую все, что угодно".
Они продолжили долгий разговор о свидетельствах бытия Божьего и о том, почему Давид избрал неверие. В конце беседы Давид признал, что он никогда не обращал внимания на слова Христа. Тогда пастор Торрес предложил провести эксперимент. Если Бог есть, то Он проявит Свою силу и поможет Давиду победить алкогольную зависимость.
Давид согласился, что это вполне разумно. Тогда пастор помог ему в молитве сформулировать свое убеждение, и Давид Гольдберг произнес следующее;
"Дорогой Бог, я не знаю, существуешь Ты или нет. Я не знаю, посылал Ты Своего Сына Иисуса умереть за меня на кресте или нет. В течение двадцати пяти лет я отрицал Твое существование и никогда не верил в Иисуса как своего Спасителя. Сейчас я готов допустить возможность Твоего существования, Если Ты именно Тот, о Котором говорит Библия, дай мне силу победить мою зависимость от алкоголя. Во имя Иисуса. Аминь".
Давид согласился молиться этой молитвой каждое утро после пробуждения и каждый раз, когда почувствует желание выпить.
На следующей неделе Гольдберг вернулся в кабинет пастора. От депрессии не осталось и следа, он чувствовал себя оптимистом и с воодушевлением рассказал пастору Торресу, что даже не притрагивался к бутылке.
Прошло две недели, а Давид Гольдберг все еще не выпил ни капли алкоголя. Теперь он признался пастору, что начинает верить в Бога. Он безуспешно испытывал на себе много сложных программ для желающих бросить пить и не мог не прийти к выводу, что своим настоящим успехом обязан силе, находящейся вне его самого.
К шестой неделе Давид начал по достоинству оценивать книгу, которую дал ему пастор, — "Путь ко Христу". Вера в Иисуса казалась все более и более возможной. Он начал с жадностью читать отрывки из Писания. Со временем Давид заключил завет со Христом и крестился в адвентистской церкви Сиэтла.
Давид Гольдберг нашел путь к освобождению от пагубной зависимости. У него не было сложных концепций, которые создала гениальность Фрейда. Он не мог брести по этой сложной карте подсознательного мира. У него было только одно; растущая вера в библейского Бога.
Но этого было достаточно, такой религии Давиду Голь-дбергу вполне хватило. Его вера произвела здоровье и бодрость там, где до этого был только разбитый человек, губящий себя алкоголем.
Открыли ли вы для себя преобразующую религию Иисуса Христа? Ни одна другая вера не изменила настолько глубоко и так надолго абсолютно разных людей. Пожалуйста, не ищите светских религий, не рассчитывайте, что сами сможете выпутаться из сложных проблем. Этого не смог сделать Фрейд, и вам подобное также не под силу.
Но вы можете положиться на благодать и силу Спасителя, Иисуса Христа. Он распутает все внутренние узлы и исцелит вашу искалеченную душу. Он изменит вашу жизнь. Он может преобразовать вас.
Маркс и служанка
Нет в современной истории другого политического движения, которое оказало бы более сильное влияние на наше общество. Нет ни одной другой идеологии, которая в столь короткие сроки завладела бы умами такого мно-жествалюдей.
Для одних это движение было последней и самой радужной надеждой на земле, для других — мрачной тенью тирании, грозящей поглотить весь мир.
А ведь все началось с безвестного сына некоего раввина из Пруссии, строившего воздушные замки в библиотеке Британского музея.
Одних людей Карл Маркс поражал своим высокомерием и язвительной демагогией — он крушил всех. кто попадался ему на пути. Для других Маркс был добрым, любящим и честным семьянином. Маркс остается загадкой даже сегодня. Он создал политическую программу, предполагавшую освобождение беднейших масс от капиталистических цепей, и вместе с тем большую часть своей жизни был настолько беден, что ему не на что было купить гроб. чтобы похоронить собственного умершего ребенка. Ему на помощь пришел друг, одолживший немного денег.
Карл Маркс разделял мир на пролетариат, или рабочий класс, и буржуазию — класс капиталистов. Один класс был угнетенным, другой — угнетателем. Одним нужно было поднять восстание, взять власть в свои руки и при этом других ликвидировать. Но. как это ни странно, сам Маркс жил как типичный представитель среднего класса, хотя ему всегда приходилось умолять друзей и последователей о материальной помощи. Ведь не секрет. что он мог проводить время в написании трудов о пороках капитализма только благодаря капиталам своего друга Фридриха Энгельса, имевшего текстильные фабрики в Манчестере! Одни приветствуют этого человека как величайшего вождя народных масс, другие утверждают, что он — безнадежный плагиатор в области экономики, присвоивший себе чужие идеи.
Но, как бы мы ни относились к Карлу Марксу, ясно одно: в тот день, когда Маркс решил опубликовать идеи, которые его занимали, в истории произошел крутой поворот.
В 1840-х годах по всей Европе прокатились мощные волнения. Английские профсоюзы громко протестовали. германские рабочие превратились в общественных активистов. парижане сооружали баррикады.
Маркс стал одним из руководителей Коммунистического Интернационала. В 1848 году он изложил свои политические взгляды в небольшой сорокастраничной брошюре и назвал сей труд Манифестом коммунистической партии. Этот документ зажег огонь в сердцах миллионов трудящихся всего мира и стал катализатором величайших революций XX века.
Манифест начинался с самоуверенных слов: "До сих пор история нашего общества была историей классовой борьбы". Маркс не только манипулировал экономикой, он рассчитывал с помощью своей теории объяснить сокровенный смысл человеческой истории.
Концом классовой борьбы, как ему казалось, станет бесклассовое, коммунистическое общество, в котором вся власть будет принадлежать рабочим, а вся собственность — государству. Маркс предсказывал мировую коммунистическую революцию. В конце Манифеста он писал:.Пролетариату нечего терять, кроме собственных цепей, приобретут же они весь мир". Было время, когда слова, написанные этим человеком, являлись священным текстом и господствующей философией половины населения земного шара. Маркс в самом деле управлял большой империей из своей могилы.
Отчасти успех Маркса объяснялся тем, что в середине XIX в. он говорил об ужасных условиях труда многих рабочих. Возьмем, например, женщин и юных девушек, сортировавших тряпье на бумажных фабриках. Ветошь поступала в Англию со всего мира, чтобы затем превратиться в бумагу и другие изделия. "Сортировщицы ветоши, — указывал Маркс, — являются переносчиками оспы и других инфекционных заболеваний и сами становятся их первыми жертвами".
Маркс описывал, как юных девушек принуждают носить черепицу вверх по скользкому склону глиняных карьеров с восхода солнца до самых сумерек. Он писал;
"Ребенок не может пройти через чистилище черепичных полей, нравственно не опустившись.. Грязные, бесстыдные привычки, среди которых они росли безвестными и одичавшими, делают их в последующей жизни беззаконными, распущенными, развратными".
Маркс доказывал, что современное машинное оборудование в действительности удлиняет рабочий день и делает условия труда еще невыносимее, в то время как "количество преуспевающих буржуазных бездельников" быстро растет.
Подобное нравственное негодование в некоторых произведениях Маркса напоминает негодование ветхозаветных пророков. Они часто возвышали свои голоса от имени угнетенных масс. Амос выступал против общественных пороков, говоря; "Продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают" (Ам. 2:6, 7).
Пророк Исаия присоединяет свой страстный голос к тем, кто протестует против испорченности и несправедливости. Он повторяет слова Господа, Который обвиняет черствых богачей: "Вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах. Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных?" (Ис. 3:14, 15)
Ясно, что у библейского Бога вызывают не меньшее негодование те социальные пороки, которые Маркс столь красноречиво разоблачал. Иегова — не равнодушный монарх на небесах. И Этот Бог вселяет в сердца людей реальную надежду.
Карл Маркс предсказывал, что история достигнет кульминации во время революции рабочего класса, которая раз и навсегда положит конец угнетению. Ветхозаветные пророки также смотрели в будущее, пытаясь увидеть конец земной истории. Они предсказали, что последней и лучшей надеждой угнетенных масс является пришествие Мессии.
Исаия верил, что Мессия возвестит время великого освобождения. В Книге Исаии говорится: "Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы" (Ис. 61:1),
Этот величайший пророк Ветхого Завета смотрел вперед и видел то время, когда глаза слепых прозреют, когда хромой вскочит, как олень, и немой будет радостно восклицать (см. Ис. 35:5, 6).
Таким образом, сегодня перед нами стоит вопрос; что в действительности является кульминацией истории? Кто был прав: Маркс или ветхозаветные пророки? Глядя на наш мир сегодня, можем ли мы сказать, кто наиболее эффективно управляет им?
Во-первых, давайте посмотрим на историческую картину крупным планом. Кто правильно объяснил исторический процесс?
Начнем с предсказаний Карла Маркса. Как мы заметили, Маркс считал, что вся история сводится к непрерывной классовой борьбе, и эта борьба неизбежно приведет к единому мировому порядку — социализму. Маркс утверждал, что открыл научные законы развития общества и знает, как и почему развивается человечество. Конечным результатом исторического процесса должен стать коммунизм.
Маркс уверенно предсказывал: "На месте старого буржуазного общества, с его классами и классовой враждой, будет построено сообщество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Маркс также предсказывал, что, когда после пролетарской революции классовые различия исчезнут, государственная власть перестанет быть политическим институтом.
Другими словами, все придут к свободному сотрудничеству во имя общего блага, и не будет больше угнетающего правящего класса.
На протяжении многих лет значительная часть людей всем сердцем и душой верила в предсказания Маркса. В течение нескольких десятилетий после второй мировой войны казалось, что коммунизм завладел умами большинства жителей земли.
Не далее как в 1983 году Филипп Фонер, автор книги "Воспоминания о Карле Марксе", утверждал: "Марксизм является сегодня самой влиятельной философской системой в мире... Я уверен, что, когда мы будем отмечать 200-летнюю годовщину со дня смерти Карла Маркса, во всем мире будет построен социализм".
Это написано в 1983 году. Но когда наступил 1989 год, произошло нечто немыслимое: в Восточной Европе началось всенародное движение против коммунизма. Одно за другим восточно-европейские государства отказывались от марксистской идеологии и свергали марксистских руководителей. Сейчас даже страны бывшего Советского Союза бегут от тени Карла Маркса.
С мировым порядком, уверенно предсказанным Карлом Марксом, покончено. Сегодня ясно, что не может быть и речи о мировой революции пролетариата, потому что мир бежит от нее. И, конечно, пророчества Маркса о "свободных сообществах" и неполитической общественной власти никогда не были близки к осуществлению. Марксистские правительства оказались самыми тираническими режимами в истории.
В течение последних шести лет я проводил крупные евангельские кампании в Восточной Европе с многотысячной аудиторией. На одной из них в густонаселенной, в прошлом коммунистической стране Восточной Европы я познакомился с видным деятелем коммунистической партии. Он открыто заявил, что не интересуется Библией и не верит в Бога. Он утверждал, что у человечества есть только одна надежда — это марксистская доктрина бесклассового общества, где все люди равны и поддерживают друг друга.
Когда этот коммунист догматично настаивал на том, что марксизм может решить все мировые проблемы, я задал ему такой вопрос: "Если в марксистском обществе все люди рождаются равными, то почему одни люди более равны, чем другие, и наделены особыми привилегиями?"
Марксизм поначалу может показаться полезной, возвышающей, освобождающей философией. Вместе с тем, поскольку человеческая природа остается падшей, Иере-мия говорит: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер. 17:9).
Без Иисуса Христа мы заключены в темницу собственной зависти. Не имея бескорыстной любви Христовой, льющейся в наши сердца из источника Божественной любви, мы остаемся пленниками похотливых желаний.
В течение десятилетий большая часть валового национального продукта коммунистических стран расходовалась на создание мощной военной машины. Атеистический марксизм привел к созданию такого ядерного арсенала, который способен уничтожить все живое на планете Земля, В каком направлении движется мир? Куда мы идем?
Предсказания древнего библейского пророка Даниила оказались намного точнее предсказаний Карла Маркса.
Давайте рассмотрим одно из библейских пророчеств Даниила, которое касается нескольких империй и охватывает несколько веков. Во 2-й главе Книги Даниила мы читаем о странном сне, сильно встревожившем вавилонского царя. Он видел огромного сверкающего истукана Голова его была из золота, грудь — из серебра, чрево и бедра — медные, голени — железные, ноги — частью железные, частью глиняные. Вдруг огромный камень ударил в ноги истукана и разбил его.
Царь не мог понять, что все это значит, Но у Бога был в Вавилоне Свой человек — Даниил, пленный еврей, одаренный Божественной проницательностью. Этот пленник добился у царя аудиенции и начал разъяснять ему, что конкретно символизирует приснившийся ему истукан.
Даниил не забыл указать на источник своих знаний; "Есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (Дан. 2:28).
Бог желал показать этому монарху, куда движется история и какова будет ее кульминация. Даниил объяснил, что золото, серебро, медь и железо истукана символически изображают последовательность существования царств, начиная с Вавилона, золотой головы. Но четвертое, железное, царство будет разделено на много частей, и они не сольются в одно, ибо железо не смешивается с глиной. Затем Даниил объяснил кульминационный момент видения — камень, сокрушивший истукана, превратился в гору, заполнившую собой всю землю. Это означало, что Царство Божье сокрушит все земные империи, а само никогда не разрушится,
Спустя столетия после Даниила произошли события, на удивление точно подтвердившие его пророчество. За Вавилоном последовала другая господствующая мировая империя — Мидо-Персия, серебряная грудь. Затем пришел Александр Великий во главе Греческой империи — медное чрево и бедра. В конце концов римляне установили свою империю и правили миром — это железные голени. И здесь эпоха мировых империй закончилась. После падения Рима территория Римской империи распалась и оказалась во власти варварских вождей. Железо не смешалось с глиной и по сей день. Никто со времен Цезаря не смог создать мировую империю, хотя такие люди, как Наполеон и Гитлер, пытались это сделать.
Затем Даниил предсказал, что вечное Царство Христа, камень, без помощи людей начнет свое движение, сокрушит все царства земли и восторжествует навеки. Этот мир находится не во власти людей, а в руках живого Бога.
Возникнет воистину бесклассовое общество, в котором каждый с любовью трудится на благо ближних. Это Божественное небесное общество, в котором нужды всех и каждого удовлетворяются. Это будет не государство марксистского социализма, а Божественное Царство Иисуса Христа, где Его любовь наполняет каждое сердце.
Мне бы хотелось сказать, что емкая и сжатая схема мировой истории, изложенная Даниилом, удивительно точна. Каким образом, живя во времена Навуходоносора, он мог узнать, сколько мировых империй еще образуется и когда круто изменится ход истории?
Совершенно очевидно, что пророчества Даниила намного точнее предсказаний Карла Маркса. Если бы мне предстояло выбрать лучшую иллюстрацию кульминационного момента истории, я бы выбрал камень, ставший горой, — Царство Божье, Эта надежда таит в себе больше, чем обещание свободного, бесклассового общества.
Есть и другая важная причина, по которой библейское пророчество всем нам дает. более прочный фундамент. Давайте отвлечемся на минуту и сравним две личности, на которые большая часть человечества возлагает надежды: Иисуса Христа и Карла Маркса, Рассмотрим два случая из их жизни.
Сначала поговорим о Карле Марксе. В его жизни была только одна хорошо известная ему личность, соответствовавшая всем классовым признакам пролетариата — того самого класса, который Маркс пытался освободить от угнетения. Ее звали Елена Демут, и она была верной служанкой семьи Маркса. Как Карл обращался с ней?
Однажды он или изнасиловал, или соблазнил Елену, и она забеременела. Карл, сколько мог, утаивал сей прискорбный факт от своей обожаемой супруги Дженни. Но когда в доме Маркса родился мальчик, стало очевидно, что произошло нечто очень непристойное. Дженни впала в истерику и провела несколько месяцев в состоянии нервного истощения.
Маркс сделал вид, будто мальчика Елены не существует. Один его биограф, Роберт Пейн, объяснял: "Жизнь Маркса была посвящена созданию революционной легенды героических масштабов; изнасилование служанки никак не вязалось с этой легендой. Поэтому он отверг ребенка, не желая иметь с ним каких-либо отношений, и даже не помогал содержать его".
У Маркса был другой сын, от Дженни, на которого не могли нарадоваться родители. Но он внезапно умер в раннем детстве. Маркс был безутешен. Он скорбел о том, что у него нет сына, который бы носил его имя. Иногда он давал волю неукротимой ярости, будучи не в силах перенести свое горе.
А как же маленький Фридрих Демут? Мальчик все еще бегал по дому и льнул к своей маме, Елене. Как же быть с ним? К сожалению, этот юный представитель пролетариата не удостоился внимания великого освободителя,
Позвольте теперь перенести ваше внимание от этой омерзительной сцены к совершенно иному случаю, но уже из жизни Христа. Он воистину был Тем Самым Мессией, Которого ждали все пророки, ибо являлся кульминацией их пророчеств. Он творил чудеса, о которых они предсказывали. Неимущие откликались на Его проповедь надежды и восторженно следовали за Ним. Униженные поднимались из бездны отчаяния. Но один случай особенно наглядно показывает Его нравственное превосходство над Карлом Марксом.
Иисус сел во дворе Иерусалимского храма учить народ, и люди тут же охотно собрались вокруг Него. Внезапно речь Христа прервали громкие крики толпы. Группа книжников и фарисеев, расталкивая собравшихся, волочила за собой женщину, со слезами умолявшую отпустить ее.
Они поставили несчастную перед Иисусам и громко объявили: "Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями; Ты что скажешь?"
Фарисеи были смертельными, хотя и тайными врагами Иисуса. Они пытались поймать на слове Учителя из Назарета. Если Он скажет, что женщину надо побить камнями, то навлечет на Себя гнев римской власти, ибо только прокуратор мог выносить смертные приговоры. Если Он не разрешит побить ее камнями, тогда Его можно будет обвинить в пренебрежительном отношении к закону Моисея.
Религиозных руководителей на самом деле не интересовала ни эта женщина, ни ее проблемы. Она была только пешкой в их руках, подобно тысячам бедных и бесправных людей до и после нее — пешкой в руках власть предержащих.
Все смотрели на Иисуса, соображая, каким образом Он найдет выход из этой безвыходной ситуации. Внимательно посмотрев на обвинителей, Христос наклонился и начал писать перстом на земле. Сначала фарисеи не могли понять, что Он пишет, и потребовали от Иисуса немедленного ответа.
Тогда Он встал перед ними и произнес незабываемые слова; "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин. 8:7).
Затем Иисус вновь склонился и продолжил писать. Некоторые комментаторы предполагают, что Он точно описывал грехи этих.обвинителей, потому что они сразу стали уходить один за другим, начиная со старших, словно каждому из них был вынесен обвинительный приговор, начертанный перстом Мессии.
Под конец остались только Иисус и блудница. Она еще рыдала, переживая ужасное унижение. Христос тихо спросил ее; "Где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".
Видите, как благосклонно Мессия отнесся к распутнице, униженному человеку? Эта женщина не смогла забыть Его слов.
Карл Маркс очень много писал и говорил об освобождении бедных от нищеты и эксплуатации. Но когда дело коснулось одной несчастной личности, пострадавшей по его вине, он напрочь забыл о своих благих намерениях. Маркс прогнал служанку, чтобы она сама разбиралась с последствиями их прелюбодеяния, он выбросил на улицу собственного сына.
Что же в действительности является кульминацией истории? Каков реальный ответ, ожидаемый страждущим человечеством? Думаю, ветхозаветные пророки были правы. Это Иисус Христос. Он не только говорил о великом решении, но и претворял его в жизнь. Он показал нам, как надо жить.
Иисус Христос — Единственный, Кто может изменить человеческую историю, последовательно совершенствуя одного человека за другим. Нам всем в нашей жизни нужен великий освободитель. Мы все страдаем от какого-то угнетения. Возможно, это наша плохая наследственность, не заживающие душевные раны или неблагоприятные обстоятельства. Быть может, это привычка, от которой мы не можем освободиться. Что бы ни угнетало нас, Иисус Христос может стать кульминацией нашей жизни, счастливым концом нашей повести.