Отечественные классики менеджмента.




Александр Александрович Богданов (1873-1928). Настоящая фамилия Малиновский, другие наиболее известные псевдонимы — Максимов, Рядовой, Вернер. Известный русский экономист, социолог, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, философ, математик, врач, писатель. Его совершенно уникальный энциклопедизм сопоставим разве что с разносторонностью исполинов эпохи Возрождения. К какой бы области знания, к какой бы сфере деятельности он ни прикоснулся, он становился первооткрывателем.

Родился 10 (22) августа 1873 г. в г. Соколка Гродненской губернии в многодетной семье народного учителя А.А. Малиновского, выходца из коренной вологодской семьи. Окончив гимназию с золотой медалью, в 1893 г. поступил на естественное отделение Московского университета, из которого в декабре 1894 г. был исключен за участие в народовольческом Союзе северных землячеств. В 1899 г. окончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 г. член социал-демократической партии. В 1903 г. примкнул к большевикам.

Беседуя с рабочими на экономические темы, опираясь на «Капитал» К. Маркса, Богданов составил специальные лекции, которые стали основой книги «Краткий курс экономической науки» (1897), служившей в дореволюционные годы одним из основных пособий по изучению марксистской экономической теории в рабочих кружках.

Главная работа А.А. Богданова «Тектология» была издана уже в советские годы. По своему содержанию она намного обогнала свое время и, как это часто бывает в истории, в момент публикации оказалась непонятой научным философским обществом. Вместе с тем «Тектология», конечно, неотделима от времени ее создания: уровень развития марксистской философии, характерные для начала XX в. дискуссии среди философов-марксистов — все это нашло отражение в тектологических идеях А.А. Богданова.

Сразу после публикации «Тектология» оказалась объектом интенсивной и резкой критики, во многом искажавшей представление о целях этой концепции, ее основаниях и специфических особенностях. На часть критических замечаний успел ответить сам А. А. Богданов — эти ответы опубликованы в качестве приложений к третьему изданию «Тектологии» (1925-1929). Часть критических замечаний в адрес «Тектологии» осталась без ответа и в условиях в целом негативного отношения к творчеству А.А. Богданова, которое сложилось в 1920-1960-е гг., постепенно выработался набор внешне бесспорных аргументов против «Тектологии», использовавшийся из издания в издание, от автора к автору.

Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения — значит изучать любую систему с точки зрения как соотношения всех ее частей, так и отношения ее как целого со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями, а на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим.

Среди множества организационных форм А.А. Богданов выделяет два универсальных типа систем — централистический (эгрессия – от лат. «выхождение из ряда») и скелетный (дегрессия — от лат. «схождение вниз»). Для систем первого типа характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа, напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложно организованными пластичными комплексами.

Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм Богданов обозначает термином «подбор» и распространяет на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.

Прогрессивному отбору («подбору») уделяется основное внимание в «Тектологии», поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным — он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир.

В соответствии с организационной точкой зрения мир рассматривается А.А. Богдановым как находящийся в непрерывном изменении, действии и противодействии, в нем нет ничего постоянного.

На основе «Тектологии» А.А. Богданов выдвигал в центр внимания научной и плановой работы новаторскую в то время задачу разработки модели хозяйственного плана. В 1920 г., когда еще не было определенного представления о едином хозяйственном плане, А.А. Богданов сформулировал сущность и основные принципы его построения. Он писал, что планомерным может быть названо хозяйство, в котором все части стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана. Как же следует приступать к решению этой задачи, беспримерной по масштабу и по своим трудностям? Принципы могут быть установлены лишь с научно-организационной точки зрения.

А.А. Богданов сформулировал важнейшие принципы хозяйства: целостность экономики и единство плана; прямые и обратные связи в управлении и планировании; равновесие плана, пропорциональность, сбалансированность, удовлетворение человеческих потребностей как исходного пункта планирования.

Устойчивость равновесия всех организационных форм, по А.А. Богданову, определяется крепостью самого слабого звена (закон наименьших), что имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сторон, сфер и отраслей народного хозяйства. Наиболее важным в теории и практике планирования является необходимость учета наиболее слабых звеньев, их подтягивания до ушедших в своем развитии вперед и достижения нужного соответствия между различными частями и показателями плана.

Именно эта идея в США стала основой распространенного в 1960—1970 гг. метода сетевого планирования и управления. Он состоит в определении «критического пути» управляемого процесса через «слабейшие точки» каждого его этапа. Этот «критический путь» наиболее напряжен и продолжителен по времени; им измеряется продолжительность всего процесса. Его «слабейшие точки» могут быть укреплены за счет ресурсов других, менее напряженных «событий и работ», что сокращает время на прохождение всего пути.

Этот метод получил распространение за рубежом. В СССР его внедрение в народное хозяйство было предусмотрено постановлением Совета Министров СССР от 15 августа 1966 г. и рядом других нормативных актов. Тем не менее системы сетевого планирования и управления, сетевые графики и т.п. до сих пор не получили распространения.

Укрепление «слабейших точек» соответствует и другому тектологическому правилу — пропорциональности между элементами единой системы. Развитием такого подхода фактически являются практические меры и теоретические положения, направленные на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собою «узкие места», сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом.

Идеологические осуждения конца 1920-х и 1930-х гг. затмили открытую «Тектологией» возможность математического моделирования экономических процессов вообще и хозяйственного планирования в частности. Объясняя конъюгацию как исходную категорию «Тектологии», выражающую соединение различных элементов (комплексов) в нечто единое, А.А. Богданов пишет, что научно-организационные понятия так же строго формальны, как математические, которые, собственно, к ним относятся; «конъюгация» настолько же формальное понятие, насколько и сложение величин, которое есть ее частный случай.

Хотя идеи «Тектологии» открыто не принимались, некоторые из богдановских тектологических принципов, отражавших те или иные стороны общественных процессов, в определенной степени осуществлялись в ходе строительства социализма. Основой задачи планирования стала разработка баланса народного хозяйства, к которой приступили плановые и статистические органы в начале 1920-х гг.

Основывая построение баланса в значительной мере на тектологических идеях Богданова, его составители в соответствии с обстановкой того времени находили более целесообразным ссылаться не на А.А. Богданова, а на Н.И. Бухарина, который довольно упрощенно воспринял тектологическое объяснение универсальных явлений природы и общества. Однако после того как Бухарина обвинили в правом уклоне, началась резкая критика его теоретических позиций, приведшая к их огульному отрицанию. На конференции аграрников–марксистов И.В. Сталин отверг идею экономического равновесия, трактуя ее как обоснование статического (а не динамического) равновесия секторов хозяйства, как «антимарксистский поиск несуществующего пути между капитализмом и социализмом».

Лихачев Иван Алексеевич (1896-1956). Родился 3 июня 1896 г. в с. Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии в крестьянской семье. Государственный деятель, лауреат Сталинской премии (1948). В 1908 г. поступил рабочим на Путиловский завод (Петербург). В 1915 г. призван в армию, служил на Балтийском флоте, затем на Западном фронте. В июне 1917 г. вступил в РСДРП (б). В октябре 1917 г. вступил в Красную гвардию в Гельсингфорсе. С 1918 г. работал в органах ВЧК. С 1921 г. занимался профсоюзной работой — был заведующим хозяйственным отделом и отделом связи Московского губернского совета профсоюзов. В 1926 г. Лихачев был назначен директором автомобильного завода АМО, который в 1931 г. был переименован в завод им. Сталина (ЗИС).

Среди предприятий новой автомобильной промышленности в конце 1920-х гг. ведущую роль сохранял московский завод АМО. Организаторский талант И.А. Лихачева, любовь к автомобилю помогли превратить АМО из небольшого заводика в современное промышленное предприятие. В годы Первой мировой войны Лихачев служил шофером и с тех пор сохранил любовь к автомобилю. Директором завода АМО Лихачев был с 1926 по 1939 г. и с 1940 по 1950 г. - в общей сложности 23 года. За освоение новых моделей в 1948 г. он удостоен Государственной премии. И.А. Лихачев находился на должностях наркома машиностроения (1939), министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР (1953—1956). Награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Директор АМО довольно быстро навел на предприятии порядок, добился ритмичности работы, выполнения плана, всячески поддерживал инициативу по созданию новых модификаций базовой модели, ее совершенствованию. Именно с его приходом был модернизирован АМО-Ф-15 (условно — машина второй серии). В 1925 г. появился на свет первый образец кареты «скорой помощи» на шасси АМО-Ф-15. На следующий год удалось наладить производство 14-местных автобусов, изготовить 10 машин «скорой помощи» и 12 пожарных линеек (с 1927). Кроме того, АМО построил партию почтовых автобусов. В 1927 г. построили девять легковых штабных автомобилей на шасси АМО-Ф-15. У них был открытый восьмиместный кузов, двускатные задние колеса, электрическое освещение с четырьмя фарами (двумя большими, основными, и двумя вспомогательными). Наконец, освоил выпуск шасси для бронеавтомобилей БА-27. Производство автомобилей на АМО неуклонно росло. Так, в 1927 г. оно составляло 407 машин, в 1928 г. – 692, в 1929 г.—1293, а в 1930 г. - 3227 машин. Уже в 1930 г. завод АМО оставил позади итальянский ФИАТ, который построил тогда 2901 грузовик.

Когда 5 февраля 1939 г. при разделении Наркомата машиностроения СССР был создан Наркомат среднего машиностроения, Лихачев был назначен наркомом. С 1939 г. член ЦК ВКП (б). В 1940 г. за «не однократное неисполнение решений правительства и недопустимую практику нарушений конкретных указаний правительства по части соблюдения дисциплины в технологическом процессе производства на предприятиях Наркомата» снят с должности и вновь назначен директором ЗИС. На XVIII конференции ВКП(б) в феврале 1941 г выведен из состава ЦК как «не обеспечивший выполнение обязанностей члена ЦК ВКП(б)». В 1941 г. завод был эвакуирован за Урал и на его базе созданы Маисский автомоторный, Челябинский кучзнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный и Ульяновский автомобильный заводы. В феврале 1942 г. руководил восстановлением ЗИС. В 1950—1963 гг. директор Московского машиностроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР. После смерти И.В. Сталина начался новый этап в карьере Лихачева: ми нистр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР (виг. 1953 - май 1956 и с июня 1956). С февраля 1956 г. кандидат в члены ЦК КПСС. После его смерти в июне 1956 г. Московский автомобильный завод (бывший ЗИС) был назван в его честь — завод им. Лихачева (ЗИЛ).

 

Вопросы для повторения

1. Дайте определение гражданской позиции.

2. Дайте характеристику трем компонентам гражданской позиции.

3. Перечислите структурообразующие этические нормы «гражданского мировоззрения» менеджера.

4. Охарактеризуйте личностные качества и методы управления Ли Якокки.

5. Дайте характеристику стратегической парадигме возможного успеха, разработанной И. Ансоффом.

6. Назовите характерные особенности стратегического управления по мнению И. Ансоффа.

7. Дайте определение терминам «формальная рационализация», «субстативный рационализм», «практический рационализм» и «теоретический рационализм». В чем суть борьбы между формальным и субстативным рационализмом?

8. В чем заключается суть концепции «управления по целям» П. Друкера?

9. Назовите основные характеристики менеджмента по П. Друкеру.

10. Назовите суть практической деятельности Г. Форда.

11. Дайте характеристику главной концепции Ф.У. Тейлора.

12. Дайте характеристику централистическому и скелетному типу систем по А. А. Богданову.

13. Чем определяется устойчивость равновесия всех организационных форм по А. А. Богданову?

14. Какой вклад в машиностроение внес И.А. Лихачев?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: