Рим как Нью-Йорк или Лондон




 

Можем подытожить все, что видели до сих пор. В Риме поражает его уникальность по отношению к империи и всему античному миру. На ум сразу приходит сравнение с Нью-Йорком или Лондоном. Кто попадает сюда впервые, остается под впечатлением от размеров зданий, столпотворения на улицах, магазинов, где можно найти любые товары из самых дальних уголков империи. Немыслимая вещь для малых городов Италии, где по сравнению с Римом гораздо более ограниченный выбор товаров (некоторых вообще нет в продаже), да и доставляют их туда гораздо медленнее.

Это город тысячи возможностей, где живут вперемешку представители самых разных народов и верований (первый в истории настоящий melting pot [16],как сегодня принято говорить про Нью-Йорк), где можно встретить эксцентрично одетых модников, услышать навязчивые ритмы, столкнуться с невероятным расточительством. Все это незнакомо провинциальным городкам остальной Италии или провинций, не говоря уже о сельской местности.

Тем, кто привык к сельскому труду и строгим дедовским предписаниям, на улицах Рима часто не хватает нравственных ценностей; им кажется, что они очутились среди поверхностных легкомысленных созданий, живущих одним днем, неспособных выжить где-либо еще и вообще — просто не умеющих честно трудиться. Ощущение такое, что все вращается вокруг прибыли и наживы: надо быть ловкими и хитрыми, заводить нужные знакомства и связи, потому что грабежи, обман и насилие здесь подстерегают повсюду.

Тем же, кто давно живет в Риме или родился там (подобно истому ньюйоркцу), этот "испорченный" и шумный мир видится совершенно по-другому. Годы опыта создали в них правильные "антитела", чтобы ходить по улицам и заходить в лавки Рима. Этим людям город и его мир представляются "полными жизни и веселья", как сказал Марциал.

 

 

10:45 Передышка на островке покоя… и шедевров

 

Куда пойти в Риме, чтобы не страдать от толчеи и давки? Есть ли места потише? Ответ — да! Островки спокойствия, куда часто приходят гулять римляне, — это императорские сады, Марсово поле и его окрестности, площади, храмы, священные места, свободные от лавок и инсул, идеальные для тех, кто хочет побыть вдали от городской суеты.

Но есть одно место, выделяющееся своей красотой настолько, что было упомянуто даже Плинием Старшим. Это портик Октавии. Туда-то мы сейчас и направляемся. Его вход поистине монументален и напоминает большой храм. Всего несколько шагов, и мы застываем в изумлении: перед нами открывается большой внутренний двор площадью больше чем сто на сто метров, с окаймляющим его по периметру великолепным портиком. В центре возвышаются два одинаковых храма, посвященные Юпитеру и Юноне.

Атмосфера здесь царит сказочная. Все окутано покоем, будто в монастырском дворе. Конечно, и здесь слышны голоса и смех, бегают дети. Но само то, что звук их шагов эхом разносится по большой площади, а не тонет в шуме толпы, кажется чудом. Мы окружены миллионом людей, занятых своими делами, и все это, кажется, осталось где-то в стороне, в нескольких метрах от нас.

Мы заходим под портик, украшенный фресками и лепниной. И сразу понимаем, почему Плиний считал его местом чудес: между колоннами, в нишах, в маленьких залах, — повсюду расставлены статуи. И это не просто статуи, это произведения великих греческих скульпторов, таких как Поликлет или Дионисий, его ученик. Они изображают божеств, весьма почитаемых римлянами: Юпитера и Юнону.

Эти места (в Риме их несколько) — настоящие художественные музеи, в них выставлены шедевры, способные затмить коллекции великих музеев классического искусства. Мы идем дальше, ошеломленные. И снова останавливаемся, на этот раз перед необыкновенной серией из тридцати четырех бронзовых статуй всадников. В центре Александр Великий: он молод, волосы развеваются на ветру. Остальные — его полководцы, участники битвы при реке Гранике.

Настоящий эскадрон, скачущий навстречу бессмертной славе. Произведение великого Лисиппа.

Разглядывая эти шедевры, мы понимаем, что Рим притягивает не только товары, но и произведения искусства. Эти прекраснейшие статуи все привезены из Греции, завоеванной римлянами в период первой экспансии, их забрали из храмов и дворцов.

Конечно, это военная добыча, это грабеж, но говорить так — справедливо лишь отчасти. В древности военная добыча была неотъемлемой частью военных завоеваний, тяжким последствием поражения. Но, в отличие от многих народов, римляне не разрушали все произведения искусства побежденных, как это делали, к примеру, конкистадоры. Часто они привозили их в Рим, чтобы восхищаться ими и почитать: ведь они считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира. А себя — сыновьями и наследниками этой великой цивилизации.

По этой причине археологи извлекают сегодня со дна моря великолепные статуи, такие как бронзовые скульптуры из Риаче, статуя Посейдона (или Зевса), сегодня хранящаяся в Афинах, или статуя танцующего сатира, недавно найденная в море близ берегов Сицилии. Эти произведения везли морем из Греции в Италию, но суда потерпели кораблекрушение. Кто знает, сколько еще шедевров до сих пор покоится на дне Средиземного моря…

Совершенно иначе вел себя Наполеон. Его поведение можно охарактеризовать как чистой воды разграбление, в полном противоречии с принципами "свободы, равенства и братства", декларировавшимися породившей его культурой, вразрез с содержанием "Декларации прав человека", провозглашенной несколькими годами ранее. Многие из этих украденных в первую очередь в Италии и так и не возвращенных произведений сегодня как ни в чем не бывало красуются среди экспонатов Лувра.

 

В тени колонн мы встречаем множество гуляющих и небольшие группки беседующих людей.

Сюда приходят не только за покупками. Многие краем глаза оглядывают других фланёров. Обстановка весьма напоминает ежесубботний вечерний променад вдоль пешеходных улиц наших городов. В Риме такое случается как раз в подобных местах. Их много: помимо портика Октавии, есть еще портики Аргонавтов, Ливии, Помпея, Ста Колонн… Выбор действительно богатый.

Несколько ребятишек пытаются вскарабкаться на статую умирающего оленя. Трудность состоит в том, чтобы долезть до рогов и засунуть руку в открытый рот животного. Видимо, так забавляются многие: бронзовая спина оленя отполирована до блеска. Вот мальчик ждет своей очереди. Как и все подростки, он носит на шее "буллу" с талисманами от сглаза. Но как только он пытается забраться на оленя, мать хватает его за руку, отчитывая. Не столько из уважения к произведению искусства, сколько из нежелания, чтобы он совал руки куда ни попадя. Подходит отец и рассказывает малышу историю мальчугана по имени Илас, который (как было изображено на портике Ста Колонн), играя, сунул руку в открытую пасть бронзовой медведицы. В глубине пасти лежала гадюка. Ее укус оказался роковым — мальчик умер… Мы не знаем, случилось ли это на самом деле, но эта история, безусловно, была на слуху и на многих произвела впечатление, включая Марциала, который вспомнил ее, когда описывал портики Рима…

 

Медицинская карта" римлян: Рим — страна третьего мира?

 

Среди прогуливающихся в портике Октавии мы замечаем ярко- красный зонтик, качающийся в такт шагов его владелицы, точь- в-точь такой же, как у дам девятнадцатого столетия. Да не может быть! Мы подходим ближе, обогнав нескольких прохожих. Теперь мы позади женщины, изящно шествующей вместе с двумя подругами, или, возможно, компаньонками. Зонтик обтянут шелком, каркас сделан из кости с таким же, как сегодня, механизмом раскрывания спиц. Это не должно удивлять, зонтик — древнейшее изобретение: его использовали уже этруски 2600 лет назад. Нос другой целью.

Зонтик использовали для защиты не от дождя, а от солнца, точно так же, как это делали дамы в XVII или XIX веке. В Римской империи им пользуются прежде всего женщины высших слоев общества, потому что они стараются не загорать, — полная противоположность тому, что мы наблюдаем сегодня.

И правда: римские представления на этот счет отличаются от наших. Достаточно посмотреть на фрески, и сразу видно, что мужчины всегда изображаются загорелыми, с темно- красным цветом кожи, а женщины — бледными, почти белолицыми. Смысл очевиден: мужчина более смуглый, потому что много времени проводит на открытом воздухе, занятый различными делами (работа, поездки, встречи, охота, война…). Белизна же кожи женщины является синонимом жизни, проводимой дома в "женских" делах и занятиях, в соответствии с традиционными представлениями: воспитание детей, забота о доме, надзор за приготовлением повседневной еды, подготовка праздников и пиров. Все эти дела не требуют от нее выходить на улицу. Таким образом, светлый цвет кожи представляет собой часть канона красоты римлянки, так же как волосы или макияж. Для аристократок, в частности, он является доказательством того, что им нет необходимости ходить по делам, смешиваясь с простонародьем, — явный признак зажиточности и благородства… Светлая кожа, таким образом, является статус-символом. Вот зачем нужен зонтик…

При взгляде на трех дам поражает еще одна деталь: у них разные лица, цвет глаз, сложение, а вот рост примерно одинаковый. Они едва доходят нам до плеча.

Действительно, римляне все очень невелики ростом по сравнению с нашим временем. Это заметно, когда идешь по улице. Единственные "верзилы" — кельтские или германские рабы или римские граждане из Галлии. И еще один поразительный факт: вокруг полно молодежи и крайне мало стариков.

Низкорослое население, в основном молодежь… То же самое сегодня можно наблюдать в странах третьего мира. Траянов Рим, значит, можно тоже отнести к этой категории?

 

Рим, город "понаехавших"

 

Каков был облик жителей Рима? Их лица были такими, как мы встречаем сегодня в столице Италии, или другими? Конечно, поскольку это город с миллионным населением, на улицах можно встретить всех понемногу: белокурых, смуглых, рыжих… Часто, как вы уже заметили, в лавках, переулках или среди рабов в особняках мы встречали людей со средиземноморскими, точнее, ближневосточными чертами лица.

Действительно, большая часть обитателей императорского Рима сегодня была бы причислена к "мигрантам-неевропейцам", поскольку они родом из восточных провинций империи: тех, что располагались на территории современной Турции и рассматривались римлянами как "греческие" (Азия, Галатия, Киликия, Каппадокия, Вифиния), или со всего Ближнего Востока, в первую очередь из Сирии.

К ним следует добавить выходцев из Северной Африки, а таких немало: это и целые семейства из Египта и плодородных провинций Киренаика и Проконсульская Африка (Ливия и Тунис). Не считая приехавших из Мавритании (Алжир, Марокко)…

Не стоит, однако, думать, что те, кто переехали в Рим, сплошь торговцы или же что их привлекли в этот город разнообразные личные мотивы, как то бывает сегодня в крупных столичных городах. На самом деле подавляющее большинство было привезено в Рим силой, на положении рабов. Некоторые оставались рабами, некоторые были освобождены (так называемые либерты, отпущенники), а иные были потомками освобожденных рабов и вели собственные дела.

Статистические исследования показали, что 6о процентов имен жителей Рима были греческого происхождения, а не латинского! Некоторые ученые называют еще большие цифры (вплоть до 8о процентов). Не то чтобы все эти люди прямиком явились сюда из Греции: во-первых, потому что, как мы уже говорили, Греция для римлян представляла собой географически обширное пространство, простиравшееся вплоть до Средней Азии, во-вторых, потому что был весьма распространен обычай давать греческие имена собственным рабам, независимо от их происхождения. И тем не менее тот факт, что как минимум шестеро из десяти обитателей Рима не были уроженцами ни Рима, ни Апеннинского полуострова, не может не изумлять.

Это служит дополнительным подтверждением того, что Рим был и останется на протяжении веков огромным генетическим "перекрестком", где соединялись и смешивались народы и ДНК различного происхождения, как никогда доселе в древности. Поэтому называть себя "коренным римлянином", как порой делают некоторые, по меньшей мере бессмысленно, раз с самых древних пор этот город был, подобно аэропорту, местом пересечения самого разного люда…

 

 

Любопытные факты Население Древнего Рима

 

Что говорят о населении Рима медицинские, антропологические и демографические данные? Оставим на время улицы и портики Рима 115 года нашей эры и посетим лаборатории, где антропологи и археологи изучают эту эпоху, столь удаленную от нашей. На первый взгляд, задача представляется весьма трудноосуществимой, ведь прошло почти девятнадцать столетий! И все же благодаря различным методам ученые составили довольно четкое представление о людях, которых мы встречали на улицах столицы Римской империи. Представьте, что вы находитесь на месте преступления и наблюдаете за работой эксперта-криминалиста. Методы для изучения древних римлян очень похожи. По костям и скелетам, найденным в погребениях, и в целом по материалам раскопок можно получить множество информации, часть которой окажется совершенно удивительной. Средний рост населения Рима в изучаемую нами эпоху, то есть на рубеже I и II веков нашей эры, составляет 1,65 метра у мужчин и 1,55 метра у женщин! Средний вес, рассчитанный с помощью специальных методик, — 65 килограммов у мужчин и 49 килограммов у женщин. Скажете, маловато? А ведь таким был средний рост европейцев на протяжении многих веков. В 1930 году он еще не превышал 1,67 метра, и только после Второй мировой войны (а точнее, в 60-70-х годах) перевалил за отметку 1,70 метра, благодаря улучшению условий жизни и питания. Сегодня средний рост европейского населения 1,76 метра у мужчин и 1,64 метра у женщин; итальянцы чуть пониже, соответственно 1,75 и 1,62 метра. С помощью скелетов удалось выяснить и другие удивительные вещи. Антропологи выполнили множество рентгеновских снимков длинных костей, например берцовых, но не для поиска переломов, а для изучения детства римлян. Были отмечены тонкие белые линии в костной ткани (линии Харриса), которые говорят о приостановке роста в первые годы жизни или в переходном возрасте из-за болезни, недоедания или плохого питания. Явные признаки тяжелого детства. Нечто подобное проявляется и в зубах. На их поверхности были обнаружены желобки на эмали, параллельно десне. Они тоже указывают, что рост зуба замедлялся на некоторое время. Вопреки тому, что можно было бы подумать, от всего этого больше страдали не сельские бедняки, а горожане, в том числе зажиточные. Это выявляет еще один, не всегда заметный, аспект жизни в Древнем Риме.

Деревня никогда не испытывала особой нехватки продовольствия (примерно как в ходе войн в Новое время). В городе же часто недоставало некоторых продуктов питания. Даже в лучшие моменты питание не было полноценным и сбалансированным: бедняки часто страдали от плохого питания или даже недоедания. Кроме того, жизнь в большом городе постоянно подвергала людей опасности разных заразных заболеваний. Всем этим можно объяснить деформацию скелетов и низкий рост римлян. Но это еще не все. Римляне жили недолго: пережив детские болезни, мужчины в среднем дотягивали до сорока одного года, а женщины до двадцати девяти! Низкая продолжительность жизни женщин была связана с значительным процентом летального исхода во время родов. Конечно, речь идет о среднестатистических данных: ни один римлянин не валился замертво, отметив свой сорок первый день рождения. И в те времена были люди, доживавшие до преклонных годов, но таких было действительно мало.

Настолько мало, что они до сих пор представляют собой сенсацию. Надпись на надгробии, недавно найденном в некрополе рабов и отпущенников Санта-Роза в Ватикане, говорит о некоем отпущеннике по имени Луций Суторий Абаскант, скончавшемся в почтенном возрасте девяноста лет: "qui vixit annis LXXXX…" Эта надпись впечатлила даже археологов: настоящий долгожитель для того времени! Интересно в связи с этим изучить результаты исследования и других погребальных стел, например обитателей старой Остии. Римляне имели обыкновение почти всегда указывать возраст усопшего, порой с чрезмерной педантичностью, вплоть до месяцев и дней… И даже часов! Естественно, эти надписи не могут отражать всю объективную картину, поскольку до нас не дошли надгробия всех жителей Остии, но лишь их некоторая часть. Кроме того, когда речь шла о пожилом человеке, почти никогда не указывали его возраст (за исключением особых случаев, как мы видели), поскольку смерть представлялась естественным явлением: действительно, на некоторых надгробиях нет надписи о возрасте усопшего.

Исследования шестисот надгробий позволили выявить один любопытный факт. Мы знаем, что детская смертность в Риме, как и во всех бедных или доиндустриальных обществах, была чрезвычайно высока. Поражает то, что она не была одинаковой для всех: в возрасте до десяти лет умирало гораздо больше мальчиков (42 процента), чем девочек (34 процента). Возможно, это было следствием большей свободы передвижения (и, следовательно, большего числа опасных ситуаций) для мальчиков по сравнению с девочками. В возрасте между двадцатью и тридцатью годами ситуация становилась противоположной: умирало больше женщин (25 процентов), чем мужчин (18 процентов). В этом случае разница была обусловлена смертью во время родов, выступавших в то время в роли "серийного убийцы".

Хотя этот вопрос еще как следует не изучен, стоит о нем упомянуть: исследования состояния зубов скелетов римлян показывают, что оно было разным у хозяев и у их рабов. Это очевидно в случае сельских вилл, использовавшихся в качестве ферм: у хозяев более часто встречается кариес, чем у их рабов. Этот парадокс объясняется диетой, более богатой сладким. Обратная сторона богатства…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: