Каждый субъект встречается в своей деятельности с неопределенностью и риском. Под неопределенностью понимается ситуация, когда субъект не имеет представления о тех событиях, которые могут наступить.
Риск - это ситуация, когда субъект знает о всех возможных результатах и событиях, но не знает какое событие наступит.
В условиях риска, решения принимаются различными субъектами в зависимости от отношения человека к риску и ожидаемой полезности, которую может получить в результате совершения того или иного действия.
Ожидаемая полезность рассчитывается как средневзвешенная величина полезности, которую получит субъект от всех возможных результатов.
,
где, - вероятность наступления соответствующих событий,
-полезность, которую получает субъект в результате наступления данных событий.
Например, вероятность выигрыша в лотерею 1млн. руб. составляет 0.1%. Лотерейный билет стоит 1000 руб. В этом случае ожидаемая полезность покупки лотерейного билета составит:
U(Е) = 0,001∙1000000 +0,999∙(-1000) = 1 руб.
Целесообразность покупки субъект, не склонный к риску, оценит посредством сопоставления затрат на покупку билета (1000 руб.) и ожидаемой полезности данного билета (1 руб.).
Поведение потребителя в условиях риска оценивается теорией поведения потребителя. Согласно теории, каждый субъект ведет себя следующим образом:
- имеет последовательный ряд предпочтений;
- эти предпочтения зависят от полезности каждой из доступных субъекту и известных с определенностью альтернатив;
- при отсутствии риска субъект выберет такую альтернативу, у которой наивысшая полезность;
- в условиях риска он выберет альтернативу, у которой самая высокая ожидаемая полезность;
- функция ожидаемой полезности дохода обладает свойством возрастать вместе с доходом. Если кривая ожидаемой полезности выпукла относительно кривой дохода (зоны а на рис.11.4)), то субъекты не будут склонны рисковать, предпочтут страховаться от негативных альтернатив. Если кривая ожидаемой полезности вогнута относительно кривой дохода (зона б), то люди будут склонны к риску. Таких людей в обществе немного.
Рис.11.4 Функция ожидаемой полезности
Субъект в ряде случаев стремится избежать риска. В экономической теории вводится понятие «вознаграждение за риск» - сумма денег, которую человек, не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска.
Величина вознаграждения за риск зависит от тех связанных с риском альтернативных вариантов, с которыми сталкивается субъект.
Например, субъект имеет ряд предпочтений (Табл.11.1).
Таблица 11.1
Ряд предпочтений субъекта (тыс. долл.)
Доход | ||||||
Полезность дохода |
У него стабильная работа, которая приносит ему доход 20 тыс. долл. Этот доход оценивается полезностью в размере 16 тыс. долл. Субъекту предлагают новую работу, которая с вероятностью 0,5 будет приносить ему 30 тыс. долл. и с вероятностью 0,5 приносить 10 тыс. долл.
По своей системе предпочтений (Табл.11.1) он считает, что доход в 10 тыс. долл. принесет полезность в 10 тыс. долл., а доход в 30 тыс. долл. принесет полезность в 18 тыс. долл. И с учетом вероятности получения каждого дохода он оценивает ожидаемую полезность новой работы
Ожидаемая полезность новой работы оценивается в 14 тыс. долл. и соответствует по шкале предпочтений данного субъекта доходу в 16 тыс. долл. Ожидаемая полезность новой работы ниже полезности дохода, который имеет субъект. И если, данный субъект откажется от новой работы, то его вознаграждение за риск составит 4 тыс. долл. (20000 – 16000)
Опыт показывает, что субъекты, нерасположенные к риску, предпочитают рисковать при меньшей разбежке в возможных доходах и чем больше изменчивость дохода, тем больше готов заплатить субъект, чтобы избежать рискованных вариантов.
Люди, не склонные к риску, пытаются минимизировать риск. Существует несколько способов минимизации риска:
1) Диверсификация - распределение усилий, средств по нескольким активам, которые не связаны друг с другом. Данная практика часто применяется на рынке ценных бумаг, когда субъект приобретает различные ценные бумаги, связанные с различными областями экономики.
2) Сбор полной информации - в этом случае избежать риска нельзя, возникают дополнительные затраты на сбор этой информации, затягивается процесс принятия решения.
3) Страхование - субъект готов заплатить определенную сумму денег в расчете на то, что при наступлении неблагоприятных событий, страховая компания компенсирует потери.
По теории и на практике субъект готов заплатить такую сумму страховки, которая равна величине возможного ущерба, скорректированного на вероятность возникновения неблагоприятной ситуации.
Например, субъект имеет автомобиль и хочет застраховать его на случай возможного угона. Автомобиль он оценивает в 5000 долл., а вероятность угона в 1%. В этом случае данный субъект готов заплатить страховую сумму не более 50 долл. (5000х0.01).
Страхование не устраняет риска, но оно гарантирует субъекту такую же полезность при наступлении неблагоприятной ситуации, как и полезность, если данное неблагоприятное событие не наступает. Страхование не изменяет благосостояния субъекта.
Страхованием занимаются специальные фирмы, которые получают доход как разницу между привлеченными страховыми взносами и выплаченными страховыми премиями.
Страховые компании устанавливают размер страховых платежей с учетом степени вероятности возникновения того или иного события, от которого страхуются субъекты, и заинтересованы в том, чтобы заключить как можно больше однотипных договоров страхования.
При страховании может возникнуть две проблемы для страховых компаний:
1) Вероятность страхования по степени риска - субъект, который страхуется, обладает большей информацией, чем страховая компания, и желает скрыть часть нежелательной для себя информации, чтобы уменьшить страховые платежи.
2) Моральный риск – человек, после того как застраховался, сознательно или неосознанно совершает действия, которые приводят к неблагоприятному результату.
Обе проблемы приводят к тому, что страдают добросовестные субъекты, вынужденные платить более высокие страховые платежи, так как страховые компании пытаются учесть эти ситуации и компенсировать возможность страховых потерь.
Существует два метода снижения потерь страховыми компаниями:
1) Объединение рисков - компании пытаются заключить как можно больше однотипных договоров.
2) Разделение рисков -ситуация перестрахования возникает в том случае, когда страхуется риск, связанный с большими потерями, которые трудно компенсировать одной страховой компанией.
В условиях неопределенности и риска некоторые субъекты используют специальные операции для получения прибыли, которые получили название спекуляция. Спекуляция - это деятельность по покупке определенных товаров по низкой цене с целью позднейшей их реализации по более высокой цене. Это осознанный риск. Данным видом деятельности люди занимаются из-за предрасположенности к риску и обладания информацией, которая недоступна другим, что и обеспечивает успех.
Основными методами спекуляции являются:
1) покупка товара, хранение его и реализация через определенное время;
2) срочные контракты (фьючерсы) - соглашение обменять что-либо в будущем по цене, установленной договором сегодня;
3) сделки с премиями (опционы) - контракт, по которому одна сторона приобретает право, но не обязанность, купить что-либо в будущем по цене, определяемой в день подписания контракта.
Спекуляция включает в себя осознанное принятие риска спекулянтом. Но спекулянт предоставляет другим возможность избегать риска. Достигается это за счет хеджирования - операций, при которых рынки срочных контрактов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим.
В теории спекуляция считается социально полезной деятельностью, так как она способствует распространению информации по всему обществ, уменьшая риск и повышая эффективность производства, и стимулирует уменьшение использования (консервацию) невозобновляемых ресурсов.