(1) Обсценная лексика — сегмент бранной лексики языка, включающий вульгарные, грубые и грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную и чаще всего неприятную ситуацию.
(2) Одной из ее разновидностей в русском языке является мат. (3) Также в нашей речи присутствуют и другие обсценные слова, которые не являются матерными, их менее табуируют, однако общество их тоже относит к классу «неприличных». (4) Давно установлено, что русский мат имеет древние славянские и индоевропейские корни. (5) Исследователь Б. А. Успенский писал: «Матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию еще в славянском язычестве и широко использовалась в разного рода обрядах, так или иначе связанных с плодородием. (6) Матерщина — необходимый компонент обрядов такого рода и носит ритуальный характер».
(7) Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики всегда поддерживался православной церковью, школой и т.д. (8) Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях нашего общества на всех этапах истории, табу на использование ненормативной лексики в печатном виде существовало всегда. (9) Отсюда, очевидно, и происходит само название — «нецензурная брань». (10) Табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой. (11) Снятие запрета на освещение определённых тем привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. (12) Сегодня мат и жаргон, к сожалению, почти вошли в моду, став одним из средств сомнительного пиара некоторых слоев общества.
А28. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют его содержанию:
1. Матерщина носит ритуальный характер.
2. Все обсценные слова являются матерными.
3. Запрет на использование ненормативной лексики существовал всегда.
4. Православная церковь традиционно запрещала публичное употребление ненормативной лексики.
5. Мат и жаргон никогда не войдут в моду.
А29. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1. Научный стиль речи;
2. Публицистический стиль речи;
3. Тип речи – повествование;
4. Тип речи – описание с элементами рассуждения;
5. Задача речи – рассказать широкому кругу читателей про обсценную лексику и о ее значении в русском языке.
А30. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны предложения 1 и 2:
1. местоимение
2. союз
3. одинаковый порядок слов
4. синонимическая замена
5. лексический повтор
Часть В
В1. Определите значение слова, выделенного в 5-м предложении, и запишите цифру (например, 4), соответствующую этому значению, в область ответов:
1. связанный с почитанием чего-то или кого-либо;
2. относящийся к фольклору;
3. относящийся к культуре;
4. связанный с церковной службой;
5. связанный с магией.
В2. Определите падеж выделенного в 8-м предложении существительного. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (например, родительный).
В3. Найдите в предложении 5-6 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения.Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблен в тексте.
В4. Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 4-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В5. Найдите в тексте (среди предложений 3 - 6) сложное предложение, одна из частей которого является безличной. Номер предложения запишите в область ответов цифрой (Например: 6).
В6 Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку, запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
В таком случае абитуриенту следует прийти к заведующему отделением профилактики. Доктор допишет новую специальность в справку и рядом, в подтверждение доставерности изменений, поставит свою печать!
В7.Определите лексическое значение слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. график (план работы) — график (художник) | 1. многозначные слова |
Б. брак (семья) - брак (некачественное изделие) | 2. антонимы |
В. комфортабельный - неуютный | 3. синонимы |
Г. рукав (деталь одежды), рукав (реки) | 4. омонимы |
В8. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. распрямив Б. скрипучий В. собеседник Г. подмастерье | 1. корень+суффикс+окончание 2. приставка+корень+окончание 3. приставка+корень+суффикс+суффикс 4. приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание 5. приставка+корень+суффикс+окончание |
В9. Определите типы сказуемых в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А.Читатель начинает сравнивать. | 1.Простое глагольное |
Б. Человек может сознательно радоваться произведениям искусства. | 2.Составное глагольное |
В.Поэт указал на иное, истинное и глубокое мироощущение. | 3.Составное именное |
Г.Подражать своему руководителю вовсе не зазорно. |
В10. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А.Подскажите, какое сегодня число. | 1.Придаточная уступки |
Б. Хотя он очень старался угодить Татьяне, у него все равно ничего не получалось. | 2. Придаточная определительная |
В.В этот день приснился сон, который напугал меня до полусмерти. | 3. Придаточная изъяснительная |
Г.Она могла заниматься самой грязной работой, лишь бы не сидеть сложа руки. | 4. Придаточная цели |
5. Придаточная следствия 6.Придаточная времени |