В современных условиях ведения бизнеса компании – поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20–45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе самого поставщика. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики ежедневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
|
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Схема факторинга выглядит следующим образом:
1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору).
3. Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. Оплата за поставленный товар.
5. Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.
Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.
|
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.
Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств.
Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер.
|
Таблица 16. Сравнение банковских продуктов
Факторинг | Кредит |
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента | Кредит возвращается Банку заемщиком |
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней) | Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года |
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара | Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день |
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется | Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк |
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется | Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа |
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента | Кредит выдается на заранее обусловленную сумму |
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара | Кредит погашается в заранее обусловленный день |
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры | Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов. |
Факторинговое финансирование продолжается бессрочно | Погашение кредита не гарантирует получение нового |
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое | При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг |
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Таблица 16. Преимущества факторинга
Для поставщика | Для покупателя |
Дополнительное беззалоговое финансирование Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя Упрощение планирования денежного оборота Увеличение товарооборота Усиление контроля за оплатой текущей задолженности Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств | Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту. Планирование графика погашения задолженности. Увеличeниe покупательной способности. |
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.
Оценка эффективности использования факторинга в деятельности компаний показывает все преимущества этого финансового инструмента. Достаточно проанализировать рост объема продаж товаров при условии практически неограниченного финансирования и организационного обеспечения. Безусловно, комиссия банка за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной поставки, но рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки, а соответственно положительным образом влияет на абсолютные и относительные показатели деятельности компании.
На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.
Рассмотрим эффективность факторинговой операции. Фактически банк кредитует поставщика под залог права требования долга: сразу после заключения соглашения (как правило, в течение 2 – 3 дней) банк переводит на счет поставщика от 70 до 90% от суммы долга, а остальную часть – от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам (например, 14% годовых), а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга. Если факторинговое обслуживание банком предприятия-поставщика осуществляется на постоянной основе, то ставка комиссионного вознаграждения обычно устанавливается близко к низшей границе интервала. Что касается процентов за кредит, то они не отличаются от процентов по любым другим долговым обязательствам (займам, кредитам), относятся к внереализационным расходам в установленном порядке и уменьшают облагаемую налогом прибыль. А комиссионное вознаграждение представляет собой плату за услуги банка, которые состоят в анализе и оценке требований поставщика к заказчикам (должникам), контроле за осуществлением платежей, переводе полученных средств на счет поставщика, и другие услуги, предусмотренные факторинговым соглашением. В отличие от платежей процентов за кредит комиссионное вознаграждение, как и оплата иных услуг, облагается НДС.
Факторинговая операция выгодна поставщикам, так как ускоряет оборот средств, не требуя при этом существенных затрат. Если, например, общая сумма задолженности заказчиков составляет 900 тыс. руб., банк по факторинговому соглашению предоставляет 80% (т.е. 720 тыс. руб.), а сумму долга удалось взыскать с заказчика через 94 дня, то при комиссионном вознаграждении в размере 2% расходы поставщика составляют:
а) проценты за кредит:
б) комиссионное вознаграждение:
900 × 2% = 18 (тыс. руб.);
в) итого: 26 + 18 = 44 (тыс. руб.).
Если продолжительность финансового цикла предприятия составляет, например, 6 месяцев, то, затратив полученные 720 тыс. руб. на производство и реализацию продукции, предприятие при рентабельности в 10 – 15% вернет затраченные на факторинг средства.
С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:
– расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль.
– повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж.
– ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.
– своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей.
– своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.
В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.
Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик защищен от массы рисков. Речь идет, прежде всего, о кредитном риске, т.е. неоплате поставки покупателем вовсе, о риске нарушения ликвидности, т.е. риске несвоевременной оплаты и о валютном риске (риск изменения курса, допустим, доллара в период отсрочки платежа по поставке).
Таким образом, бесперебойное и эффективное функционирование предприятия любой сферы деятельности во многом напрямую зависит от возможностей сохранять или расширять рынки сбыта, обеспечивать достаточность оборотного капитала. Первое определяется конкурентоспособностью предлагаемого продукта, проводимой маркетинговой политикой и возможностью эффективной работы с потребителями продукции, в том числе – на условиях отсрочки платежа. Последнее может достигаться за счет использования факторинга, имеющего ряд важных преимуществ перед другими формами финансирования оборотного капитала.
Как отмечалось ранее, краткосрочные финансовые вложения ООО «Машснаб» – это предоставленные предприятием займы другому предприятию – ООО «РемТрактор» в сумме 90 тыс. руб. в 2005 году, 50 тыс. руб. в 2006 году, 100 тыс. руб. в 2007 году. В 2008 году краткосрочные финансовые вложения на ООО «Машснаб» не планируются.
Выводы и предложения
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними.
Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных средств.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Машснаб» занимается продажей тракторной техники производства ОАО «Промтрактор». Деятельность предприятия за анализируемый период характеризуется следующими данными.
За период 2005–2007 гг. выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в ООО «Машснаб» обнаруживает устойчивую тенденцию к росту. В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличение составило 2,04 раза, в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель возрос в 2,4 раза. В целом за период 2005–2007 гг. выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг увеличилась в 4,9 раза, достигнув в 2007 году уровня 26186 тыс. руб. Столь значительный рост показателя обусловлен стабилизацией деятельности ОАО «Промтрактор» и расширением деятельности ООО «Машснаб». В 2006 году были увеличены торговые площади и расширен ассортимент предлагаемых покупателям запасных частей. В октябре 2007 года начала внедряться система продажи автомобилей в кредит.
В 2005 году деятельность предприятия была убыточной, что обусловлено трудностями как внешнего (неблагоприятная конъюнктура рынка, поиск своего места на рынке), так и внутреннего порядка (становление организации, трудности с финансированием и т.п.). Деятельность ООО «Машснаб» в 2005 году была убыточной – сумма убытка составила 900 тыс. руб. В 2006–2007 гг. положение улучшилось и прибыль от продаж в 2006 году составила 201 тыс. руб. В 2007 году предприятие также имело положительный финансовый результат – прибыль от продаж 911 тыс. руб.
Рост фондоотдачи (повышение эффективности использования основных средств), увеличение производительности труда и ускорение оборачиваемости оборотных средств свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов ООО «Машснаб» за 2005–2007 гг.
Дебиторская задолженность ООО «Машснаб» за анализируемый период 2004–2007 гг. обнаруживает неоднозначную тенденцию. По состоянию на конец 2004 года сумма дебиторской задолженности составляла 1568 тыс. руб., в 2005 году наблюдается снижение показателя на 795 тыс. руб. или 50,7% по сравнению с 2004 годом. В течении 2006 года задолженность покупателей увеличивается до 1191 тыс. руб., т.е. на 418 тыс. руб. или 54,08%. Существенное снижение показателя наблюдается в 2007 году по сравнению с 2006 годом – на 688 тыс. руб. или 57,77%. В целом за 2004–2007 гг. дебиторская задолженность снизилась на 1065 тыс. руб. или 67,92%, что свидетельствует о проведении эффективной коммерческой политике предприятия и мониторинге дебиторской задолженности.
Краткосрочные финансовые вложения ООО «Машснаб» – это предоставленные предприятием займы другому предприятию – ООО «РемТрактор» в сумме 90 тыс. руб. в 2005 году, 50 тыс. руб. в 2006 году и 100 тыс. руб. в 2007 году.
В 2006 году среднегодовая дебиторская задолженность снижается по сравнению с 2005 годом на 188,5 тыс. руб. или 16,1% (с 1170,5 тыс. руб. до 982 тыс. руб.), дальнейшее снижение в 2007 году по сравнению с 2005 годом составило 323,5 тыс. руб. или 27,6%, среднегодовая дебиторская задолженность в 2007 году – 847 тыс. руб.
Выручка от продаж за анализируемый период увеличивается, сумма среднегодовой дебиторской задолженности снижается. Это обусловило значительное ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности с 4,6 оборотов в 2005 году до 30,92 оборотов в 2007 году, т.е. в 6,7 раз.
Оценка влияния дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений на платежеспособность предприятия было произведена на основе анализа коэффициента критической ликвидности. При условии своевременных расчетов с дебиторами на конец 2005 года предприятие могло на 23,6% рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. В 2006 году значение коэффициента – 30,6% – превышает уровень 2005 года, однако к концу 2007 года наблюдается снижение показателя до 20,7%. Значения коэффициента критической ликвидности ниже критериального. Результаты факторного анализа показали, что снижению коэффициента критической ликвидности способствовало только снижение суммы дебиторской задолженности.
Система управления дебиторской задолженностью ООО «Машснаб» включает в себя следующие составляюшие: 1) формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции; 2) формирование системы кредитных условий; 3) формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита; 4) построение эффективной системы контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Деятельность действующей на ООО «Машснаб» системы управления дебиторской задолженности можно оценить как положительную.
В целях совершенствования управления дебиторской задолженность ООО «Машснаб» предлагается:
1. Применение факторинга. Факторинг – совокупность организационных и финансовых мероприятий, проводимых факторинговой компанией в интересах предприятия в обмен на уступку дебиторской задолженности последнего. При этом в перечень указанных мероприятий включаются следующие: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Следовательно, факторинг дает возможность покупателям продукции увеличить отсрочку платежа (получить товарный кредит), а предприятию-поставщику получить большую часть стоимости реализованного товара сразу после его поставки.
2. ООО «Машснаб» рекомендуется автоматизировать управление дебиторской задолженностью, используя одноименную информационно – правовую систему «Управление дебиторской задолженностью».
Список использованной литературы
Ι. Нормативно – правовые материалы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 декабря 2006 г.). // СЗ РФ.1994. №32. Ст. 3301.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. №792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности». // СЗ РФ. 2006. №12. Ст. 1318.
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 21 апреля 2006 г. №104
«Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций». // СЗ РФ. 2005. №52. Ст. 5754.
ΙΙ. Специальная литература
4. Анализ финансовой отчетности. / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега – Л, 2006. – 519 с.
5. Басовский Н.А. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 240 с.
6. Бертонеш М. Управление денежными потоками. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
7. Бланк И.А. Управление активами. – Киев: Ника-Центр, 2007. – 720 с.