В большинстве комплексных программ не предъявляется определенных требований к культуре поведения младших дошкольников и уровню их взаимоотношений с детьми и взрослыми, хотя во всех программах ставятся задачи научить здороваться и прощаться, благодарить за услугу, называть взрослых по имени и отчеству, дружно играть, не обижать товарищей и т.д. Формирование этических представлений начинается значительно позже, так как малыши еще не способны осознать, что такое Честность, Доброта, Скромность и т.д. Поэтому данный раздел перспективного плана в младшей группе не раскрывается.
Среди методических приемов предложены как постоянные, каждодневные (прямое обучение, напоминание), которые даны в усложнении, так и специфические, применимые в каждом конкретном случае, с определенным содержанием: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.
Темы | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
«Культура поведения» | Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании | Прямое обучение, напоминание. Дидактические игры: «К нам гости пришли», «Поучим мишку знакомиться», «Подскажем Петрушке, как надо прощаться» |
«Положительные моральные качества» | Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища | Прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть. Чтение: А. Барто «Мяч», «Лошадка». Дидактическая игра «Как утешить куклу Нину» |
Октябрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени и отчеству | Прямое обучение, напоминание, словесные поручения к другим взрослым в пределах групповой комнаты. Создание проблемных ситуаций. Дидактическая игра «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой» |
«Положительные моральные качества» | Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками | Рассматривание иллюстраций об играх детей. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Как зайка играет с товарищами» |
Ноябрь | ||||||
«Культура поведения» | Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь | Объяснение, напоминание. Рассматривание картинок из серии «Дети играют». Создание игровых ситуаций. Дидактические игры: «Научим зайку делиться с товарищами», «Расскажем собачке, как надо играть с друзьями» | ||||
«Положительные моральные качества» | Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам | Объяснение, напоминание, предложение помочь товарищу. Чтение: М. Ивенсон «Кто поможет?», Н. Павлова «На машине». Дидактические игры: «Поможем мишке попросить зайку помочь», «Как правильно попросить о помощи» | ||||
Декабрь | ||||||
«Культура поведения» | Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате | Рассказ воспитателя. Чтение: колыбельные песни. Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Уложим куклу спать», «Расскажем Карлсону, как мы укладываемся спать». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | ||||
«Положительные моральные качества» | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь, продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга | Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: А. Барто «Игрушки», Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», «Разве так играют?», Я. Тайц «Кубик на кубик». Дидактическая игра «В группу принесли новую игрушку, все хотят с ней играть» | ||||
Январь | ||||||
«Культура поведения» | Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть | Беседы: «Как играют воспитанные дети», «Как мы дружим». Чтение: Я. Тайц «Поезд», «Карандаш», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь». Дидактическая игра «Что мне делать, если нужно убрать игрушки» | ||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам | Рассматривание картин и иллюстраций; Рассказ воспитателя. Чтение: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», В. Берестов «Больная кукла», О. Высотская «Холодно», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | ||||
Февраль | ||||||
«Культура поведения» | Приучать детей общаться спокойно, без крика | Напоминание, поручение сказать товарищу, как надо разговаривать. Беседа «Как мы разговариваем друг с другом» | ||||
«Положительные моральные качества» | Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание себя и друг друга в зеркале. Беседы: «Кто я», «Что для чего (части тела)». Чтение: Н. Саксонская «Где мой пальчик», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» | ||||
Март | ||||||
«Культура поведения» | Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть | Рассказ воспитателя. Создание проблемных ситуаций. Дидактическая игра «Расскажем Петрушке, как надо встречать гостей». Сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)». Слушание песни А. Филиппенко «К нам гости пришли» | ||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.п.) | Рассматривание фотографий, рисунков детей 1-й и 2-й младших групп. Беседы: «Какими вы были и какими стали», «Как надо помогать малышам» | ||||
Апрель | ||||||
«Культура поведения» | Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства | Беседы: «Как ведут себя воспитанные дети», «Хорошо и плохо» Чтение: Т. Караманенко «Капризка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||||
«Положительные моральные качества» | ||||||
Май | ||||||
«Культура поведения» | Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить | Беседы: «С кем нам нравится играть», «Как поступают добрые дети». Дидактические игры: «Расскажем мишке, как играют хорошие дети», «Поможем Карлсону бьпъ вежливым» | ||||
«Положительные моральные качества» | ||||||
Июнь-август | ||||||
«Культура поведения» | Закреплять навыки вежливого обращения -здороваться, прощаться, благодарить за помощь, разговаривать спокойным голосом | Беседа «Ежели вы вежливы». Повторение дидактических игр по культуре поведения | ||||
«Положительные моральные качества» | Способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, желания делиться игрушками | Беседа «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем». Дидактические игры на закрепление положительных взаимоотношений между детьми | ||||