Ознакомление с окружающим миром




Составляя перспективный план ознакомления детей с окружающим миром в повседневной жизни, необходимо сочетать его с содержанием учебного материала, предлагаемого детьми на соответствующих фронтальных занятиях. В настоящем пособии предложен вари-: ант перспективного плана, который в каждом дошкольном учреждении может быть изменен, дополнен в соответствии с содержанием реализуемой Программы.

Среди вопросов ознакомления дошкольников с окружающим выделены три Направления: труд людей, предметы ближайшего окружения (в некоторых программах рукотворный мир) и сенсорное развитие, в котором помимо формирования у детей знаний о цвете, форме, величине предлагаются задания по классификации предметов по разным признакам, а также упражнения в развитии мелкой моторики рук.

 

 

 

Темы Содержание Методические приемы
Сентябрь
«Труд людей» Труд взрослых в детском саду: воспитатель, няня Наблюдение за трудом няни, помощь няне. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: помощь няне (хозяйственно-бытовой труд)
«Предметы ближайшего окружения» Предметы в группе: игрушки, мебель Беседы: «Как мы играем с игрушками», «Какая у нас мебель». Чтение: А. Барто «Игрушки», Б. Заходер «Строители». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что для чего». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Построим мебель для куклы и мишки»
«Сенсорное развитие» Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по цвету Дидактические игры: «Подбери предметы по цвету», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Кто скорее соберет игрушки»
Закрепление знания геометрических фигур круг и квадрат Дидактические игры: «Какие бывают фигуры», «Найди такой же», «Что лежит в мешочке»
Развитие мелкой моторики рук Дидактическая игра «Играем с бумажными шариками»

 

 

 

 

 

Октябрь
«Труд людей» Работа медсестры, повара в детском саду Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто где работает». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника»
«Предметы ближайшего окружения» Посуда столовая, чайная Рассматривание предметов посуды, картинок. Беседа «Что для чего служит». Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Покормим мишку обедом», «Варим обед для гостей». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Лепка тарелочек», «Украшение чашки»
«Сенсорное развитие» Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине Дидактические игры: «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке», «Поставь одинаковые игрушки»
Закрепление умения чередовать предметы по цвету Дидактические игры: «Нанизывание бус разного цвета» (2-4 цвета), «Зажги фонарики»
Развитие мелкой, моторики рук Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны
Ноябрь
«Труд людей» Работа шофера: водит машину, привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
«Предметы ближайшего окружения» Продукты питания Рассматривание картинок. Беседа «Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать». Дидактические игры: «Как это называется», «Найди такой же». Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов». Продуктивная деятельность: «Баранки и бублики», «Лепешки для мишки»
«Сенсорное развитие» Обучение соотнесению по величине 3 предметов Дидактические игры: «Строим башню», «Разные бочонки», «Три мишки»
Развитие мелкой моторики рук Пальчиковая игра «Катание орехов по дорожке»

 

 

 

 

 

 

Декабрь
«Труд людей» Работа прачки детского сада Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Помощь няне в стирке кукольного белья. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца»
«Предметы ближайшего окружения» Одежда, обувь Рассматривание одежды детей. Рассматривание картинок. Дидактические игры: «Какая это посуда», «Найди и назови». Продуктивная деятельность: «Украсим кукле фартучек, свитер, платье»
Классификация понятий «одежда - обувь», уточнение цвета, формы, величины
«Сенсорное развитие» Закрепление умения чередовать предметы по величине Дидактические игры: «Нанизывание больших и маленьких буе», «Поставь большие и маленькие елочки (кубики, матрешки) в ряд»
Январь
«Труд людей» Работа дворника детского сада: подметает, сгребает снег, посыпает дорожки песком, трудится, чтобы всем было удобно ходить по дорожкам Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Помощь в уборке снега. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
«Предметы ближайшего окружения» Предметы, созданные человеком (одежда, посуда, мебель, игрушки) Рассматривание предметов. Беседа «Предметы вокруг нас». Дидактические игры на классификацию предметов. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Продуктивная деятельность: «Украсим тарелочку, стульчик для куклы, платье»
«Сенсорное развитие» Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Найди то, что я покажу»
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый Дидактические игры: «Воздушные шары», «Веселые флажки», «Разноцветные игрушки», «Поставь игрушку в свой обруч»
Развитие мелкой моторики рук Игры с крупой: сортировка гороха и фасоли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль
«Труд людей» Работа продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин»
«Предметы ближайшего окружения» Транспорт грузовой, пассажирский: развозит людей и разные грузы на разных машинах Целевая прогулка к месту подвоза продуктов в детский сад. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Какие бывают машины». Дидактическая игра «Найди и назови». Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Продуктивная деятельность: «Построим машину»
«Сенсорное развитие» Обучение соотнесению по величине 4 предметов Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Лесенка», «Строим башню», «Что больше»
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой Дидактические игры: «Найди и назови». «Живое домино», «Подбери по цвету»
Развитие мелкой моторики рук Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу
Март
«Труд людей» Труд мамы: готовит обед, стирает, гладит, шьет, штопает, ухаживает за Детьми Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Как работает мама». Фотовыставка «Наши мамы». Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет», Сюжетно-ролевая игра «Семья»
«Предметы ближайшего окружения» Предметы, созданные природой: шишки, желуди, песок, глина, вода Рассматривание природного материала (шишки, желуди, кора дерева), сравнение предметов, сделанных руками человека и созданных природой. Беседа «Что сделано руками человека и создано природой». Игры в Центре воды и песка. Продуктивная деятельность: участие в изготовлении поделок из природного материала
«Сенсорное развитие» Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал Дидактические игры: «Подбери по форме», «Кому какая фигура»
Обучение сравнению предметов путем наложения и нахождение одинаковых Дидактическая игра «Найди такой же предмет (елочку, колечко и т.д.)»
Развитие мелкой моторики рук Игры с природным материалом
Апрель
«Труд людей» Труд парикмахера: стрижет, бреет, делает прически Рассказ с использованием иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
«Предметы ближайшего окружения» Закрепление дифференцировки предметов: посуда, мебель, игрушки, одежда, продукты Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови, что это». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Магазин игрушек», «Магазин продуктов». Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка», «Построим куклам мебель»
«Сенсорное развитие» Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) Окрашивание воды
Обучение группированию предметов по форме, отвлекаясь от цвета Дидактические игры: «Кому какая форма», «Подбери картинки для куклы и мишки»
Развитие мелкой моторики рук Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, ежик)
Май  
«Труд людей» Как трудятся люди -закрепление знаний о профессиях работников детского сада, шофера, парикмахера, продавца Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Беседы: «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт»  
«Предметы ближайшего окружения» Закрепление дифференцировки предметов: посуда -столовая, чайная, кухонная; одежда - для. девочек, для мальчиков, зимняя, летняя; транспорт - грузовой, легковой, специальный Рассматривание предметов. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накроем стол для обеда», «Какая это посуда», «Оденем Катю и Мишу», «Что надеть зимой и летом», «Что везет машина». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Кафе»  
«Сенсорное развитие» Формирование умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины Дидактические игры: «Сбор фруктов», «Найди такой же»  
Развитие мелкой моторики рук Игры с веревочкой: выкладывание геометрических фигур  
Июнь - август  
«Труд людей» Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Назови профессию и подбери предметы». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт»  
«Предметы ближайшего окружения» Закрепление знаний о предметах ближайшего окружения, дифференцировка Беседы: «Какая у нас посуда», «Для чего нужна мебель», «Что и когда мы надеваем», «Как одеваются девочки и мальчики». Дидактические игры: «Что лишнее», «Найди и назови». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды и обуви», «Магазин посуды», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Транспорт», «Кафе». Продуктивная деятельность: «Чайная (столовая, кухонная) посуда», «Машины на нашей улице»  
«Сенсорное развитие» ■ ■.  
Развитие мелкой моторики рук Дидактические игры по желанию детей  

 

Ознакомление с природой

В содержание этого раздела плана целесообразно включить не только знания, которые могут быть реализованы на прогулке, но и те, которые расширят, закрепят представления детей о природе в целом: домашних и диких животных, комнатных растениях и т.д. В зависимости от условий дошкольного учреждения некоторые знания могут быть даны на основе непосредственного наблюдения, другие - на основе иллюстративного материала, рассказов воспитателя, чтения и т.д.

Детям второй младшей группы, особенно проживающим в городе, недоступно понимание содержания сельскохозяйственного труда, тогда как знания о сезонных изменениях в одежде, играх детей в разное время года целесообразно включить в содержание воспитательно-образовательной работы. Поэтому в раздел «Труд людей в природе» в основном включено именно это содержание знаний.

Содержание наблюдений в природе дано в соответствии с природными условиями средней полосы России, поэтому для дошкольных учреждений других районов необходимо внести соответствующие коррективы. В некоторых случаях в содержании приведены и приемы ознакомления с ним детей: рассмотреть, наблюдать, провести простейшие опыты и т.д.

В графе «Методические приёмы» не указывается наблюдение, так как это один из основных приемов, который используется при ознакомлении детей с природой постоянно. Здесь приведены только те приемы, за счет которых могут быть дополнены и закреплены знания детей. Некоторые из приемов, как, например, опытно-исследовательская деятельность детей, вошли в графу «Содержание», так как требовали конкретизации по отношению к определенным объектам. Предлагая рассматривание картин и иллюстраций при закреплении знаний детей о природе, мы надеемся, что педагоги сами подберут конкретный изобразительный материал и внесут его в перспективный план.

 

Объекты Содержание Методические приемы  
Сентябрь  
Растительный мир Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Закреплять умение находить у травянистых растений стебель, листья, цветы. Рассмотреть помидор, огурец, закрепить умение различать их по цвету, форме. Обратить внимание на цвет ствола у березы, закрепить понятие о строении дерева (ствол, ветки, листья). Наблюдать за изменением окраски листьев Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Покажи и назови», «Найди такой же», «Найди, что назову». Продуктивная деятельность: «На нашем участке растут березки», «Консервируем овощи и фрукты»  
Животный мир Наблюдать за птицами. Отметить, что птицы бывают большие и маленькие. Закреплять умение различать птиц по величине. Наблюдать за собакой, учить выделять характерные признаки внешнего вида Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: В. Стоянов «Воробей». Дидактические игры: «Покажи такую же», «Большая или маленькая», «Найди, о чем расскажу»  
Неживая природа Обратить внимание на погоду, встать лицом к солнцу, постоять, ощутить его тепло. Сделать то же в тени. Закреплять умение определять состояние погоды по определенным признакам, обозначать словом (тепло, холодно, идет дождь). Наблюдать за дождем, подвести к пониманию: осенью пасмурно, дождливо. Знакомить со свойствами песка сухого и мокрого. Закреплять знания о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная Беседа «Какая сегодня погода». Чтение: потешки «Солнышко, ведрышко», «Дождик, дождик, полно лить...». -Продуктивная деятельность: «Дождик льет на улице, мне нельзя гулять» Игры в Центре воды и песка  
Труд людей в природе Уточнить название одежды детей и взрослых, отметить, что люди стали одеваться теплее Беседа «Наша одежда». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»  
Октябрь
Растительный мир Рассмотреть опавшие листья, упражнять в различении листьев березы и тополя по цвету, форме и величине, собирать букеты. Рассмотреть деревья без листьев. Побегать по опавшим листьям, послушать их шуршание Сбор осенних листьев, изготовление из них венков, букетов. Дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери лист», «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок». Продуктивная деятельность: «Листья желтые летят, скоро голым будет сад»
Животный мир Наблюдать за воробьями, объяснить, что птиц пугать нельзя. Наблюдать за собакой, уточнить название частей тела животного. Рассмотреть иллюстрации домашних животных, закреплять их название, выделять характерные особенности (рога, хвост и т.д.) Беседы: «Воробушки», «Домашние животные». Чтение: потешки «Ой, ду-ду-ду-ду». «Котя, котя, коток...», «Ой, бычок, мой бычок...». Продуктивная деятельность: «Крошки для воробушков»
Неживая природа Продолжать закреплять знания о свойствах песка. При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек: Закреплять умение различать день и ночь. Наблюдать за дождем, закреплять признаки осени: пасмурно, дождливо, похолодало Постройки из песка. Чтение: потешка «Дождик, дождик, полно лить...», А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...»., М. Пришвин «Листопад». Продуктивная деятельность: «Ленточки колышутся от ветра»
Труд людей в природе Отметить изменения в одежде: люди стали надевать плащи, куртки, шапки, резиновые сапоги, брать зонты Беседа «Как изменилась одежда людей». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Ноябрь
Растительный мир Отметить, что на деревьях почти нет листьев, они опали. Опавшие листья стали темными, они шуршат под ногами. Закреплять знание о строении дерева. Показать произошедшие изменения: листья опали, трава завяла Рассматривание картин и иллюстраций, листьев. Беседа «Наши деревья». Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне». Продуктивная деятельность: «Опавшие листочки устилают землю»
Животный мир Показать улетающие стаи птиц, объяснить, что они летят в теплые края. Наблюдать за воробьями, продолжать учить не пугать птиц. Рассказать, что птицам сейчас голодно, вывесить кормушку, понаблюдать за прилетающими птицами. Закрепить знания о внешнем виде и передвижении птиц. Наблюдать за кошкой, уточнить особенности внешнего вида Изготовление кормушки. Беседа о птицах. Чтение: потешка «Котя, котя, коток...», Е. Чарушин «Кошка». Продуктивная деятельность: «Киска ходит по двору, оставляет следы»
Неживая природа Наблюдать за ветром. Подвести к пониманию: дует ветер, качает ветви деревьев. Продолжать знакомить с характерными признаками осени. Продолжать наблюдение за дождем: он идет долго, на улице пасмурно, холодно. Рассмотреть замерзшие лужи, познакомить со свойствами льда. Наблюдать первый снег. Отметить изменения в одежде людей Определение силы ветра с помошью ленточек. Беседа «Осень проходит, скоро зима». Чтение: потешка «Дождик, дождик, перестань,..», Е. Благинина «Дождик, дождик, не дожди...», А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...». Продуктивная деятельность: «Лужи на дорожках»
Труд людей в природе Отметить, что стало еще холоднее, дети надели рейтузы, теплые куртки и шапки Беседа «Как одеться потеплее». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Продуктивная деятельность: «Варежки для Машеньки»
           

 

 

Декабрь
Растительный мир Сравнить два вида деревьев с ярко выраженными отличиями в окраске ствола, учить различать и называть их, выделять ствол, ветви, видеть красоту окружающей природы. Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры. Рассматривать стволы деревьев на участке, сравнивать по толщине ствола. Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая зима». Чтение: потешка «Уж ты зимушка-зима...». Дидактические игры: «Назови правильно», «Кто быстрее найдет дерево», «Покажи лист, цветок, стебель»
Животный мир Наблюдать за воробьями. Закреплять умение узнавать их по внешнему виду, воспитывать желание заботиться, подкармливать. Продолжать учить вести себя около птиц спокойно, наблюдать за их повадками около кормушки. Наблюдать за вороной, отметить особенности внешнего вида, обратить внимание на издаваемые звуки Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Теплюк «Котята», Я. Тайц «Кыш!». Дидактическая игра «Кто это?»
Неживая природа Наблюдать, как падает снег/Рассмотреть и перечислить, куда падает, где лежит снег. Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы. Предложить взять снег в ладошку, дать определения: холодный, белый, в руке тает. Знакомить со свойствами льда: скользкий, холодный, по нему можно прокатиться Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Какой бывает снег». ■ Чтение: И. Никитин «Жгуч мороз трескучий...», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз...», С. Маршак «Декабрь». Продуктивная деятельность: «Снег всю землю устилает»
Труд людей в природе Наблюдать за играми детей старших групп, рассмотреть, как они одеты. Подвести к пониманию того, что зимой холодно, поэтому дети одеты тепло. Подводить к пониманию причинно-следственных связей Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Как одеваться зимой»
Январь
Растительный мир Рассматривать и сравнивать деревья, упражнять в различении их по окраске ствола и назывании. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызвать желание полюбоваться ими. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название Частей Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем». Продуктивная деятельность: «Деревья на нашем участке»
Животный мир Наблюдать за собакой. Закреплять первоначальное представление, продолжать учить выделять и называть основные части ее тела. Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным умение спокойно вести себя вблизи них. Наблюдать за птицами, прилетающими на участок, предложить найти ворону, понаблюдать за ее повадками, передвижением, послушать звуки, которые она издает. Наблюдать за галками. Познакомить с особенностями внешнего вида Рассматривание иллюстраций. Беседы: «как заботиться о собачке», «Кто прилетает на кормушку». Дидактические игры: «Назови птичку», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Косточка для собачки», «Птичка»
Неживая природа Наблюдать за снегом: он легкий, пушистый, падает отдельными снежинками. Знакомить со свойствами снега в разную погоду. Предложить слепить из снега снеговика. Закреплять свойства льда (гладкий, скользкий, скользить по нему легко). Обратить внимание на погоду: солнышко светит, снег сверкает на солнце. Продолжать закреплять название состояния погоды - солнечно. Уточнить представления детей о признаках зимы, воспитывать умение любоваться красотой зимней природы. При помощи султанчиков определять, есть ли ветер, продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Какой бывает снег». Чтение: В. Берестов «Снегопад», И. Суриков «Зима». Продуктивная деятельность: «Снег идет»  
Труд людей в природе Наблюдать за играми старших детей, уточнить название одежды. Закрепить понимание того, что зимой холодно, поэтому люди одеваются тепло Рассматривание иллюстраций; Беседы: «Игры детей зимой», «Почему детям не холодно». Чтение: украинская народная сказка «Рукавичка». Продуктивная деятельность: «Теплый шарфик для куклы»  
Февраль  
Растительный мир Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. Совершенствовать умение называть и различать 2-3 дерева по стволу. Уточнить знания о строении дерева: ствол, ветки. Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду) Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Назови дерево», «Как называется эта часть дерева?»  
Животный мир Обратить внимание на птиц, прилетающих на кормушку, полюбоваться ими, закрепить название. Наблюдать за голубями: они больше воробьев воркуют. Воспитывать бережное отношение к птицам. Наблюдать за вороной. Обратить внимание на типичную окраску, величину, закрепить умение узнавать ее по внешнему виду, издаваемым звукам. Наблюдать за собакой. Закрепить представление, что это домашнее животное живет рядом с человеком Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Люли, люлюшки, люлю», В. Стоянов «Воробей». Дидактическая игра «Найди такую же птичку». Чтение: Е. Чарушин «Собака». Продуктивная деятельность: «Мисочка для собачки»  
Неживая природа Закреплять представление о признаках зимы холодно, морозно, много снега. Предложить поймать снежинку на темную бумагу, рассмотреть, полюбоваться. Закреплять понятие о том, что снег падает отдельными снежинками. В период оттепели закрепить знание о свойствах снега: он может быть липким, из него можно сделать комочки, фигурки животных. Заморозить воду в формочках, показать свойства воды. Подводить к установлению связи: на улице холодно, поэтому вода замерзла. Наблюдать метель, послушать завывание ветра, понаблюдать, как он несет снег, наметает сугробы Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Барто «Снег», И. Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода...», А. Чепурнов «Вьюга по полу не скачет». Продуктивная деятельность: «Снеговик», «Снежные комочки», «Большие сугробы», «Метет метель»  
Труд людей в природе Закреплять представления о причинно-следственных связях между одеждой людей и погодой, уточнить название зимней одежды Дидактические игры на закрепление названий одежды  
Март  
Растительный мир Закреплять умение различать 2-3 дерева по стволу, 2-3 комнатных растения и называть их, уточнить части Дидактические игры на закрепление названий деревьев и комнатных растений и их частей. Продуктивная деятельность: «Наши цветы»  
Животный мир Наблюдать за голубями и воробьями, обратить внимание на их различие и сходство Беседа «Воробьи и голуби». Чтение: Д. Новиков «Воробьи». Дидактические игры: «Какая это птичка», «Похожи - не похожи», «Найди такую же и назови». Продуктивная деятельность: «Слепим кормушку для птичек»  
Неживая природа Учить замечать изменения в погоде (становится теплее). Обратить внимание на весеннее солнце: яркое, теплое. Предложить постоять лицом к солнцу, почувствовать его тепло. Сравнить температуру на солнце и в тени. Подводить к простейшим выводам. Закреплять название погоды: солнечно. Послушать звон капели. Предложить покататься с горки, уточнить, что она осела, проваливается, снег подтаивает на солнце и становится рыхлым. Подводить к длительному наблюдению за таянием снега, его состоянием: стал темным, серым, а зимой был белым, чистым. Появились лужи. Продолжать закреплять признаки воды: холодная, прозрачная Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Наступила весна». Чтение: потешка «Весна, весна красна...», А. Бродский «Солнечные зайчики». Игры с солнечным зайчиком. Продуктивная деятельность: «Пришла весна, на дорогах лужи»  
Труд людей в природе Отметить, что к концу месяца дети стали одеваться в более легкую одежду. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи: становится теплее, люди одеваются не так тепло, как зимой Наблюдение за играми старших детей, сравнение их одежды с зимней. Дидактическая игра «Как называется одежда»  
Апрель  
Растительный мир Наблюдать за появлением «барашков» на вербе. Отметить появление первой травы, цветов мать-и-мачехи Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая весна». Чтение: А. Фет «Уж верба вся пушистая...». Продуктивная деятельность: «Пушистая верба»  
Животный мир Наблюдать за кошкой. Закреплять умение различать и называть части тела, чем питается, как передвигается, какие звуки издает. Наблюдать за воробьями: собираются стайками, чирикают, купаются в лужах. Отметить появление первых насекомых. Понаблюдать за ними в стеклянной банке, выпустить Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение: Д. Новиков «Кот Васька», «Воробьи», Е. Чарушин «Кошка», В. Сутеев «Три котенка». Дидактические игры: «Найди такое же животное и назови», «Опиши, мы отгадаем». Продуктивная деятельность: «Птички»  
Неживая природа Наблюдать за таянием снега на участке и в формочках, поставленных на солнцепеке. Подводить к самостоятельным выводам. Закреплять чувственный опыт детей: подставить лицо солнцу, почувствовать его тепло. Наблюдать за ручейками, уточнить, что они появились от растаявшего снега. Обратить внимание на песок, закреплять знание о его свойствах: из сырого можно лепить, сухой рассыпается Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи». Чтение: 3. Александрова «Капель», В. Берертов «Весенняя песенка». Игры: пускание корабликов, игры с песком  
Труд людей в природе Обратить внимание на изменение одежды детей: они сменили зимнюю одежду на более легкую. Подвести к выводу о причинно-следственных связях. Уборка участка, труд взрослых по благоустройству города Беседа «Как изменилась одежда». Чтение: 3. Александрова «Весенняя уборка». Дидактические игры на закрепление названий одежды  
Май  
Растительный мир Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы), продолжать учить различать части растений: стебель, листья, цветы. Посадка лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений. Рассмотреть одуванчик, уточнить его название, внешний вид, части Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие цветы цветут на нашем участке», «Как мы будем сажать огород». Чтение: Е. Благинина «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», П. Воронько «Березка». Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Назови цветок». Продуктивная деятельность: «На лугу цветут одуванчики», «Цветущий сад»  
Животный мир Закреплять знания о курице и цыплятах (внешний вид, поведение), сравнить их по величине. Закреплять знания о корове и теленке: внешний вид, произносимые звуки, мама и детеныш. Рассмотреть божью коровку, воспитывать бережное отношение к насекомым. Закреплять знания о бабочках и жуках (есть крылья, летают) Рассматривание иллюстраций. Беседа «Домашние животные». Чтение: потешки «Петушок, петушок», «Курочка-рябушечка», «Дай молочка, буренушка», Д. Новиков «Курица», Е. Чарушин «Курочка», «Корова». Дидактические игры: «Кто как кричит», «Чьи это детки», «Найди маму». Продуктивная деятельность: «Божьи коровки ползают по травке»  
Неживая природа Закреплять знания о признаках весны. Опытным порядком установить, что утром на улице вода в тазике холодная, к концу прогулки теплая, закреплять умение видеть причинно-следственные связи. При посадках рассмотреть землю: черная, мягкая, рыхлая, прогретая солнцем. Рассмотреть засохшую глину, дать почувствовать, что засохшая глина твердая Беседа «Что бывает весной». Чтение: С. Дрожжин «Первый гром», А. Прокофьев «Солнышко», А. Плещеев «Травка зеленеет...»  
Труд людей в природе Продолжать наблюдения за одеждой детей старшей группы: сменили куртки на кофточки, шапки - на панамки. Учить видеть взаимосвязь погоды и одежды детей Беседа «Как меняется одежда». Продуктивная деятельность: «Узор на кофточке»  
             

 

Июнь
Растительный мир Наблюдать за всходами овощных растений, учить замечать изменения. Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, форму лепестков, напомнить о правилах ухода. Сравнить листья тополя и березы. Познакомить с одним растением луга (колокольчик, ромашка), рассмотреть стебель, листья, цветок, закрепить знание о строении растения Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ухаживаем за огородом». Чтение: А. Толстой «Колокольчики мои...», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», 3. Александрова «Ромашки», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки...». Продуктивная деятельность: «Цветы на лугу»
Животный мир Наблюдать за жуками (ползают, летают), закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность. Уточнить знания о собаке и щенятах, особенности внешнего вида, отличие. Закреплять знания о курице и цыплятах Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие бывают жуки». Чтение: Л. Воронкова «Бедовая курица», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос». Продуктивная деятельность: «Цыплята гуляют на травке»
Неживая природа Наблюдать радугу. Предложить полюбоваться ею, воспитывать любовь к родной природе. Обратить внимание на песок, уточнить его свойства (из влажного можно лепить, строить, сухой рассыпается). Учить сравнивать, определять его свойства на ощупь. Закреплять знания о свойствах глины, учить выделять и называть признаки Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Радуга-дуга, не давай дождя...», В. Жуковский «Загадка»
Труд людей в природе Наблюдать за трудом старших детей на огороде и цветнике: сажают, поливают, заботятся о растениях Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как трудятся дети на огороде»
Июль
Растительный мир Наблюдать за изменениями, происходящими в огороде и цветнике, закреплять названия растений, внешний вид. Рассмотреть овощи, выросшие на грядках (морковь, огурцы), назвать характерные -признаки. Рассмотреть фруктовые деревья и плоды на них. Закреплять знание о строении дерева Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот какой огород». Чтение:,Ю. Тувим «Овощи». Дидактические игры: «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты»
Животный мир Наблюдать за бабочками, закреплять знания о внешнем виде, учить спокойно вести себя вблизи них. Закреплять знание о козе и козленке, корове и теленке: особенности внешнего вида, отличие Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Бабочки и жучки», «Домашние животные». Чтение: потешки «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду...», Е. Чарушин «Коза», «Корова», Ф. Саммбер «В кругу друзей». Дидактические игры: «Кого не стало», «Найди на картин<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: