Принадлежности
Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания дошкольников, включив формирование у ребенка гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Направления | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Тендерная принадлежность | Детский сад для ребят: имена и отчества воспитателей и няни, ориентировка в помещении группы, знакомство с детьми в группе | Осмотр группы. Целевая прогулка по участку. Беседы: «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки». Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», Е. Янковская «Я хожу в детский сад», «Какие дети в нашей группе». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Построим детский сад» |
Семейная принадлежность | ||
Гражданская принадлежность | Праздник города, праздничное оформление улиц и домов, праздничный салют | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: О. Высотская «Смотрите, весь город украшен...» |
Октябрь | ||
Тендерная принадлежность | Закрепление знания имен детей в группе | Дидактическая игра «Кто есть кто» |
Семейная принадлежность | Ориентировка в некоторых помещениях детского сада: музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой | Экскурсия по детскому саду. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто где работает». Сюжетнб-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника», «Семья» |
Гражданская принадлежность | Улица, на которой находятся детский сад, здания, учреждения | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседа «Моя улица». Чтение: А. Барто «Песенка о Москве» |
Ноябрь | ||
Тендерная принадлежность | Мы разные - девочки и мальчики, веселые и грустные; закрепление имен детей группы, дружелюбное отношение друг к другу | Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков: одежда, прическа. Беседы: «Мы разные», «А ты кто такой?», Когда бывает грустно и весело». Чтение: С. Маршак «О девочках и мальчиках». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» |
Семейная принадлежность | Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге | Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Е. Благинина «Аленушка», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки». Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки». |
Гражданская принадлежность | Праздничный салют, красиво украшенные улицы города | Целевая прогулка по праздничной улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что мы видели на праздничной улице». Чтение: О. Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен...», М. Ивенсон «Флажок». Продуктивная деятельность: «Салют» | |||
Декабрь | |||||
Тендерная принадлежность | Дружат девочки и мальчики | Рассматривание себя в зеркало. Беседа «Какие дружные у нас ребята в группе» | |||
Семейная принадлежность | Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки». Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки» | |||
Гражданская принадлежность | Наш город Москва: где побывали, какие интересные места видели. Украшение города к празднику. Новый год, праздничное оформление, веселое настроение, подарки Деда Мороза | Рассматривание иллюстраций, фотографий знакомых зданий микрорайона. Беседы: «Наша улица», «Мы живем в Москве». Чтение: А. Барто «Песенка о Москве». Сюжетно-ролевая игра «Мы едем по улице». Продуктивная деятельность: «Построим дома на нашей улице». -Целевая прогулка к украшенным зданиям. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседа «Скоро праздник». Подготовка к новогоднему утреннику - разучивание стихов, песен. Продуктивная деятельность: «Елочка, зеленая иголочка» | |||
Январь | |||||
Тендерная принадлежность | Читаем о девочках и мальчиках | Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек», «А, Ванюша, попляши!», «Андрей-воробей»; «Маша в гости приглашала», «Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька», «Катя, Катя маленька» и др. | |||
Семейная принадлежность | Мама, папа, я - дружная семья | Беседы: «Как мы отмечали новогодний праздник», «Маленькие помощники». Чтение: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...» | |||
Гражданская принадлежность | Красота Москвы в новогоднем убранстве. Близлежащая к детскому саду улица - большие дома, магазины и другие здания и учреждения | Целевые прогулки по улице. Беседа «Что вы видели в Москве в новогодние праздники». Целевая прогулка на близлежащую улицу, наблюдение за транспортом, зданиями. Рассматривание фотографий. Беседа «Что мы видели на улице». Продуктивная деятельность: «Разные дома», «Построим дом-башню» | |||
Февраль | |||||
Тендерная принадлежность | Праздник мальчиков. Культура поведения девочек и мальчиков | Беседа «Поздравляем наших мальчиков». Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | |||
Семейная принадлежность | Мои сестрички и братишки | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы: «У меня есть брат (сестра)», «Как я играю с братишкой (сестренкой)» | |||
Гражданская принадлежность | Праздник Российской армии, яркое убранство улиц, салют | Беседа «Праздник пап и дедушек». Продуктивная деятельность: «Кораблики»; «Дом с флагами» | |||
Март | |||||
Тендерная принадлежность | Праздник мам и девочек | Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник» | |||
Семейная принадлежность | Праздник мам, украшенные дома, много цветов, мамам и бабушкам дарят подарки | Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Как мы поздравим маму». Утренник. Чтение: Г. Виеру «Мамин день». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |||
Гражданская принадлежность | |||||
Апрель | ||||
Тендерная принадлежность | Одежда девочек и мальчиков | Рассматривание предметов одежды. Дидактические игры: «Оденем куклу (зайчиху)», «Оденем мишку (Петрушку)». | ||
Семейная принадлежность | Мои бабушка и дедушка | Рассматривание фотографий. Рассказ воспитателя. Чтение: С. Капутикян «Моя бабушка», Л. Квитко «Бабушкины руки». Продуктивная деятельность: «Варежки для бабушки», «Шарфик для дедушки» | ||
Гражданская принадлежность | Красота Москвы в начале весны: благоустройство и уборка улиц | Целевая прогулка по улице, наблюдение за проведением субботников, посильное участие. Сюжетно-ролевая Игра «Мы помогаем на субботнике» | ||
Май | ||||
Тендерная принадлежность | Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, физкультурном и музыкальном залах, холлах и коридорах, на участке | Наблюдение за играми старших детей. Беседа «Как вести себя в детском саду» | ||
Семейная принадлежность | Моя квартира: закрепить знание адреса, безопасность поведения | Беседы: «Дом, в котором я живу», «Мои игрушки», «Мое любимое домашнее животное», «Можно - нельзя» (поведение дома). Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Мои игрушки», «Мой кот Тимошка,» | ||
Гражданская принадлежность | Мы живем в Москве: закрепление знаний о названии города, близлежащей улицы, зданиях, которые на ней расположены. Праздник весны: украшенные улицы, салют | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Что мы видели на нашей улице», «Мы живем в Москве» | ||
Июнь - август | ||||
Тендерная принадлежность | Как выросли девочки и мальчики | Рассматривание фотографий детей в динамике. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие» | ||
Семейная принадлежность | Моя семья - закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях | Рассматривание иллюстраций из серии «Семья». Беседы: «Мы дружная семья», «Как я помогаю дома». Сюжетно-ролевая игра «Семья». -Продуктивная деятельность: «Портрет мамы, папы», «Мы гуляем с мамой» | ||
Гражданская принадлежность | Мы живем в Москве: закрепление знаний. Наша страна большая, красивая. День защиты детей - забота о детях | Рассматривание иллюстраций, фотографий о Москве, России. Беседы: «Куда мы ходили с мамой и папой», «Где мне нравится гулять», «Как мы отдыхали летом». Продуктивная деятельность: «Мы отдыхали в деревне», «Наша дача». Рассказ воспитателя, праздник, посвященный Дню защиты детей | ||
Познание