Топонимика как наука о географических названиях




XII районный конкурс учебно-исследовательских и

Научно-исследовательских работ учащихся.

Управление образования Добрянского муниципального района

Краеведение.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Автор:

Ученица 8 класса МОУ«Дивьинская средняя

Общеобразовательная

Школа»

Лепешкина Мария

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Дивьинская СОШ» Карташева Н.А.

Добрянка 2011

Содержание.

 

Введение ………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Топонимика как наука о географических названиях….……….4

1.1. Социологическое исследование……………………………… 4

1.2.Историческое (мифологическое) исследование……………… 5

1.3.Лингвистическое (литературное) исследование………………6

1.4.Географическое исследование………………………………… 8

Глава 2. История и современность моего поселка ………………………. 11

Заключение………………………………………………………….……......14

Список литературы…………………………………………………………..16

Приложения.

 

Введение

 

Изучение истории родного края – интересное и увлекательное занятие.

Наш поселок сравнительно молодой, был создан в конце 40-х годов прошлого столетия. История поселка связана с историей Урала и нашей страны в целом. Дивья – это название моего родного поселка. А что кроется за этим названием, встречается ли на территории Пермского края еще такое название? Эти вопросы стали отправной точкой для моего исследования.

Проведя опрос среди разновозрастного населения нашего поселка, я пришла к следующему выводу. Большинство жителей считают, что в основу названия нашего поселка легло слово «диво» или однокоренное ему «удивительный», хотя повода для этого названия часто найти не могут.

Данное противоречие заинтересовало меня и легло в основу данной работы.

Цель работы: установление связи между названием поселка Дивья и словом «диво».

Задачи:

1. Познакомиться с топонимикой как наукой

2. Изучить значение слова» Дивья»

· из общественного мнения

· в географических названиях

· в исторических источниках

· в литературных источниках

3. Исследовать, как часто встречается слово Дивья на карте Пермского края

Объект исследования: Слово Дивья

Предмет исследования: Результаты социологического опроса,литературные источники, географические карты.

Метод исследования: эмпирический.

Гипотеза: предполагаю, что название Дивья и слово «удивительный» то есть (чудесный, волшебный) являются синонимами.

Данная работа относится к теоретическим видам работ.

Тема работы достаточно актуальна. Думаю, что данная работа сможет глубже понять историю родного края, стать еще одной попыткой осознания того, что малая родина – эта часть Пермского края, часть России в целом. Материал, собранный для написания работы станет хорошей составляющей для истории поселка и для школьного музея в будущем.

 

Глава 1.

Топонимика как наука о географических названиях

Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos – место, местность и onoma – имя. Если взглянуть на географическую карту, она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение названий мелких объектов является предметом микротопонимики – особого раздела топонимики, делающей пока первые шаги. Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков.
Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьезы.

Э.М. Мурзаев в докладе «Основные направления топонимического исследования» стремился показать роль трёх наук в исследовании топонимии – лингвистики, истории, географии – и доказать необходимость участия всех трёх наук для создания самостоятельной научной дисциплины – топонимики. Автор подчеркнул, что «нередко географические названия обусловлены содержанием географического объекта», поэтому в ряде случаев только географы могут помочь лингвистам вскрыть истинную этимологию названия

 

1.1. Слова языка хранят, как древние гробницы, глубинную память прошлого, жизнь давно ушедших поколений. Открывающаяся за ними перспектива не является в общепринятом смысле историей, однако она обнажает древнейшие пласты культуры, глубина которых подчас завораживает. Следует заметить, что в нормальных условиях язык связан с так называемым вмещающим ландшафтом (т.е. природой, местностью, условиями, в которых обитает тот или иной народ или племя).

Почему мой родной поселок назван именно так – «Дивья»?

Я обратилась к своим односельчанам и задала им несколько вопросов, т.е. провела социологическое исследование. В ходе исследования опрашиваемые были разделены на три возрастных группы:

1. от 14 до 18 лет

2. от 18 до 45 лет

3. от 45 до 70 лет

В ходе опроса людям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Что означает название нашего поселка?

2. Где еще встречается название «Дивья»?

3. Чем для Вас является наш поселок?

4. Что удивительного есть в поселке и его округе?

Всего было опрошено 36 человек

Результаты опроса следующие:

1. В первой группе большая часть опрошенных (66,7%) считают, что название нашего поселка образовалось от слова «Диво», во второй группе к этому же мнению склоняются 72,7% человек, в третьей группе – 30%. Часть опрошенных считают, что название поселка могло образоваться от имени женщины, от уникальности самого места, от слова «дикий»

2. В первой группе жители ответили, что такое слово встречается в названии поселка Малая Дивья (80%), во второй группе на Малую Дивью указали 36,3 %, в третьей группе 60% думают, что такое название не встречается больше нигде. Так же опрошенные указывали на название пещеры, название реки.

3. В первой группе большая часть (80%) опрошенных считают поселок Дивья своей Малой Родиной. Во второй и третьей группах так же ответили 54,5 % и 60% соответственно. Часть опрошенных на данный вопрос ответили – «райский уголок», «Дивья – это наше все», «Пуп земли», «Наша гордость».

4. Большая часть опрошенных (85%) во всех возрастных группах ответили, что ничего особо примечательного в поселке и его окрестностях нет. 13% опрошенных указали на то, что в поселке живут необыкновенные люди. 2% указали, что необычным является наличие множества родников из карстовых пород.

 

Таким образом большая часть опрошенных считает, что название поселка произошло от слова «диво».

1.2. Много объяснений слову «Див», «Дивый», «Дивья» встречается в истории и мофологии разных народов.

В Киевской Руси, среди множества языческих богов, почитался один Перун, однако с большой долей вероятности можно утверждать, что когда-то имя верховного бога наших предков было Дев или Див[1]. Само имя это первоначально отождествлялось с той самой управляющей и неподвластной человеку силой (диво, дивий и производное от него современное русское -дикий) и из латинского языка (Deus) стало переводиться на другие языки как собственно «Бог»

Наконец третье лицо в пантеоне это женщина. Она стоит несколько в стороне от других богов, ни с кем из них она не связана никакими узами. Это - Мать всего сущего. В древнеперсидском пантеоне это будет Ма-Деива, в древнейшем славянском - Дева или Дива. В греческом - Деметра. В Новом Завете это будет, естественно, Дева Мария. Первоначальный сюжет уже узнать никак нельзя, однако имя вполне узнаваемо. В санскрите Devi означает богиня (напр. Кали-Деви, Дуга-Деви). В современном итальянском “богиня” - “diva”. Из славянских языков Дева в значении “богиня” исчезло, хотя, несомненно, присутствовало - например, у чехов богиня Девана. Полностью исчезло из русского фольклора и упоминание “дивов” в мужском роде, хотя стоит еще село Дивеево. Многочисленные упоминания о “дивах” мы встречаем в литературных памятниках Тибета, Индии и Персии. В современном русском упоминание о некоторой сущности сохранилось лишь в среднем роде, это “диво”, “дивный”; последнее звучанием напоминает древнерусское “дивий”, которое часто переводят одним словом как “демонический” (дейв-он, девон, демон - похожий на дэва). Любопытно отметить, что почитание дэвов как племенных богов было распространено в Персии и позднее запрещено царем Ксерксом

ДЕВ или Дива упомянут в средневековых «Словах» - поучениях против язычества. Известен у западных славян и южных славян. Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда» с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий». Украинский: дивий — «дикий», польский: dziwy, «дикий»;латышский: dieva zuosis, «дикий гусь» — первоначально в значении «гусь бога».

Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва.

1.3 В литературных источниках также часто можно встретить слова«Див», «Дивый», «Дивья». Особенно в древнерусских источниках и в фольклоре

Загадочное существо Див упоминается в «Слове о полку Игореве» дважды. «…Кличет Див над ним с вершины древа, кличет Див, как половец в дозоре.»[2], «…Прянул Див на землю, и была ночь кругом и горя изобилье»[3]

Общепринятого толкования Диву в «Слове» нет. Первые издатели видели в Диве филина, считавшегося в народе вещей птицей.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля как одно из значений слова Диво наряду со значением «чудо, диво...» указано: «зловещая птица, вероятно, пугач, филин». Но есть основания считать, что Даль следует, как и в некоторых других случаях, за переводом первых издателей «Слова» «… вполне возможно, что и они основывались на народном диалектном названии филина. Хотя народная фантазия добавила к образу птицы черты сказочного или мифического персонажа (из ушей валит дым, с носа падают искры), в основе лежит образ реальной птицы, по предположению — полярной совы».[4] Примета, связанная с ней (села на шелом — ожидай беду), тоже свидетельствует, что это реальная птица, слывшая в народе зловещей, так же как филин или ворон.

Другие исследователи объясняли Дива с мифологической точки зрения. В книге «Историческая христоматия...» Буслаев Ф.И. определил Дива как «существо зловещее и притом мифическое», напомнив о том, что «в отдаленные средние века дьявол представлялся... в виде птицы, сидящей на дереве».Буслаев предполагает, что «мифический див... мог предвещать воинам Игоря верную смерть», отождествляя таким образом Дива с оборотнем-дьяволом. В работе «Русский богатырский эпос» Буслаев сопоставил Дива с образом Соловья-разбойника - персонажем русских былин и с дивами южнославянского эпоса[5].

Н. Костомаров в книге «Славянская мифология» отождествил Дива с языческим Чернобогом — существом злобным, смертоносным, противоположным светлому, животворному Белбогу. Считал что Див по имени и мифической роли напоминает персидских злых духов, но считал тем не менее, что значит буквально то же, что русское диво, чудо, чудовище [6] .

Отождествляли Дива и с другими персонажами славянской или восточной мифологии. Некоторые исследователи определяют Дива как мифическое зловещее птицеподобное существо. Например фантастическая птица Симург в персидской мифологии; мифическая птица-дева Сирин, якобы «замещающая» Дива в славянской мифологии; птицеподобный гриф, грифон — фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва.

Есть мнение, что Див — это леший. Указанием на такую природу Дива исследователи считали то, что Див «кричит на дереве», и то, что крик лешего, как и крик Дива в «Слове» предвещает несчастье.

Некоторые ученые и переводчики видят в Диве олицетворение нужды, горя, злой судьбы, молвы, славы, символ темной стихийной архаики — гордыни и похоти. В церковнославянскоми и старорусском языках, в песнях и сказках эти слова часто употребляются в значении лесной, дикий; дико растущий; неручной, недомашний. По новгородскому произношению - девий, девичий, чудо, невидаль, диковина. Вот некоторые примеры из славянского фольклора.

Я диву дался, изумился.

Это из див диво.

Диво дивное, чудо чудное: от черной коровки, да белое молочко

Я дивом дивился, очень дивился.

Дивушко мое, дивище.

Дивнятко сталось, (перм).

А и что ж это за дивище: у ворот разливище (песня).

Дивья не диво, нечему дивиться;

Дивья тому жить, у кого бабушка ворожит.

Дивья бы нашему теляти, да волка поймати.

Проводя словарную работу, я нашла большое количество разнообразных пословиц, поговорок и присказок со словом «диво» и его формами, что позволило составить своеобразный словарик, который планирую использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор» или на краеведческих классных часах.

1.4. На современной карте Пермского края неоднократно встречается название Дивья. Это мой поселок Дивья, поселок Малая Дивья, река Большая Дивья, и Дивья пещера.

Известный добрянский краевед М.Калинин неоднократно упоминает в своих работах еще один населенный пункт с названием Дивья. Так в книге «Провинциальные истории» автор упоминает о Дивьинской волости – «Первоначально Сенькинское сельхозобщество включало в сферу своей деятельности три волости: Сенькинскую, Усть-Гаревскую и Дивьинскую» [7] в этой же книге есть еще одно упоминание о Дивье – «… в даче Добрянского завода в 30-х годах XIX века имелось еще три медных прииска. Первый из них располагался по левую сторону реки Камы ниже деревни Дивьи с 1 версту, в расстоянии от Добрянского завода примерно 11 верст между речками Ломоватовкой и Дивьей»[8]. В наши дни этого поселка уже нет, т.к. в пятидесятые годы прошлого столетия этот поселок попал под затопление в связи со строительством Камской ГЭС.

На территории Дивьинского сельского поселения расположен поселок Малая Дивья, который находится на берегу реки Чусовая. В настоящее время этот поселок упразднен как населенный пункт Законом Пермского края «Об административно - территориальных изменениях в городе Добрянке Пермской области» №1788-375 от 21.10.2004 г.(См.Приложение №1) На территории бывшего населенного пункта в летнее время живут дачники.

Река Большая Дивья

«Большая Дивья, протекая по карстовой местности, исчезает в земле. Это, естественно, очень удивляло первых русских поселенцев. Отсюда и название Дивья – удивительная речка.»[9]

Дивья пещера расположена на берегу реки Колвы в 10-ти километрах от поселка Ныроб, возле камня «Дивия» Вход расположен немного вдали от берега, в лесу, на высоте около 90 метров над уровнем воды в реке, в крутом береговом склоне, который впоследствии переходит в плато. Пещера расположена в известняках, распространяющихся на север. Общая протяженность ходов и галерей около 10 км (на сегодня самая длинная пещера в Пермском крае), общая длина 3,2 км (прямая от одной крайней точки до другой), глубина пещеры — 28 метров. Пещера имеет два яруса. Название пещера — Дивья — берет от общеславянского корня «дивий», т.е. дивный (сравните "диво"), волшебный и чудесный. «Сколько известно нам пещер, то ни в одной из них не видно, чтоб натура столь щедро источила в них редкости творения своего» - писал исследователь П.И. Рычков.[10] Все, кто бывали в этой пещере, отмечают красоту, необычность этого природного чуда.

Пещера выглядит как серия гротов и галерей, расположенных с запада на восток. Сейчас активных водостоков в Дивьей нет, поэтому пещера довольно сухая и безопасная. Есть небольшой ручей и несколько озер. Самое большое озеро (площадь зеркала более 180-ти квадратных метров) расположено в гроте Солнца. На поверхности воды некоторых озер можно выловить матовые «льдинки» кальцита. Температура воды в озерах постоянная — 4 градуса по Цельсию. Температура воздуха в пещере колеблется от 4 до 8 градусов по Цельсию.

Пещера знаменита своими изящными и редкими по красоте кальцитовыми натеками. Это и массивные занавесы с кружевной бахромой по низу в гроте Кружевном; щетки кальцитовых кристаллов, похожие на грозди винограда, в Кристальном гроте; небольшие, отдельно стоящие, сталагмиты и сталактиты; натеки, многоярусные пагоды и колонны в гроте Индийском. Дивья пещера может похвастаться и очень крупными сталагмитами высотой до 3 метров, а диаметром до 1,5 метров в гроте Столбовой. Как правило, они расколоты поперечными трещинами, и отдельные их куски валяются возле этих «великанов». Встречаются гуры и очень необычные сталагмиты, состоящие из ярко-красной и рыхлой глины, покрытые сверху тонким слоем кальцита.
В галерее Чудес найдено очень редкое образование для уральских пещер — пещерный жемчуг. Здесь он бывает двух видов: жемчужно-белый размером до 25 мм (шаровидный) и реже — овальный, кремового цвета, диаметром до 3-4 сантиметров.
На «нижнем этаже» Дивьей пещеры много ископаемой окаменевшей фауны в очень хорошей сохранности: фораминиферы, мшанки, кораллы, моллюски.
Туристам (особенно девушкам) не надо забывать, что пещера населена летучими мышами нескольких видов.

Дивья пещера известна ученым и историкам уже более 200 лет. Самое первое описание было сделано в 1770 года известным ученым, первооткрывателем и путешественником П.И. Рычковым. В 1949 году В.С. Лукин составил подробнейший план ближней части пещеры. В 1957 году Дивья пещера была детально описана и закартографирована Е.В. Ястребовым, кандидатом географических наук. В 1976-1983 годах пещеру исследовали спелеологи местной городской спелеологической секции г. Березники. В 1979 году ими была открыта и нанесена на карту новая часть пещеры.

Слово «Дивья» неоднократно встречается на карте Пермского края. Как правило, это название населенных пунктов или географических объектов указывает на удивительные, уникальные, неповторимые характеристики объекта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что слово «Дивья» в таких случаях применяется в значении «Диво»

 

Глава 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: