Статья 222. Бюджетное обязательство





Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

 


В комментируемой статье понятие бюджетного обязательства определяется как признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока. Акцент делается на обязанностях органа, исполняющего бюджет.
В бюджетных правоотношениях, как и в любых других, взаимодействие участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями. В этом смысле для реализации субъективных прав одних участников правоотношений необходимо возложение корреспондирующих этим правам обязанностей на других. Таким образом, бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателем право предъявления требования к бюджету. Праву бюджетополучателя предъявить требование корреспондирует обязанность органа, исполняющего бюджет, совершить расходование средств бюджета. Обязанность совершить расходование средств возникает в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Для того, чтобы стать бюджетным обязательством, обязанность совершить расходование средств должна быть признана органом, исполняющим бюджет.
Порядок признания бюджетных обязательств установлен Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Основанием для учета является договор на поставку продукции (работ, услуг) или письменное подтверждение других обязательств учреждений, финансируемых из федерального бюджета на основании смет расходов. Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган федерального казначейства у учреждения имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств. Приказом утверждаются формы расшифровки договоров на поставку продукции, журналов учета и другой учетной документации для единообразия и систематизации работы территориальных органов федерального казначейства.

Ст. 2 Бюджетного кодекса понятия бюджетного обязательства определяет следующим образом:

Бюджетное обязательство - любое осуществленное соответственно бюджетному ассигнованию размещения заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций на протяжении бюджетного периода, в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи на протяжении этого же периода или в будущем.

Обязательства есть простыми и финансовыми. Обязательства в которых суммы отсутствуют (договора о предоставлении коммунальных услуг - газ, электроэнергию, теплоенергию, воду, и т.п.) считаются простыми и учитываются распорядителями средств в границах плановых показателей, на основании доведенных прогнозных натуральных показателей. Например, ежегодно учреждение использует 2400 Квт электроэнергии и ему доведены эти киловатты в виде прогноза на бюджетный период, стоимость 1 Квт - 0,25 грн. Расчет сделать просто: 2400 х 0,25 грн. = 600 грн.

К финансовым обязательствам относится кредиторская задолженность, предварительная и авансовая оплата за предоставленные товары (работы, услуги). В данных обязательствах отображаются суммы кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные в соответствии с договорами работы, предоставленные услуги, реализованные готовые изделия. Кроме того отображается кредиторская задолженность с предприятиями и организациями за капитальным строительством, по специальным видам платежей: перед родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в школах-интернатах, задолженность перед рабочими и служащими за форменную одежду и питание. Также отражается кредиторская задолженность учреждения по налогам и платежам в бюджет и других расчетов с бюджетом, показываются суммы по расчетам с работниками по всем видам заработной платы, премиям, помощью в связи с временной нетрудоспособностью, суммы кредиторской задолженности по всем другим операциям, в том числе по расчетах с подотчетными лицами.

То есть одни и те же обязательства могут быть простыми (договор о предоставлении электроэнергии) и финансовыми (если услуги предоставленны но не оплаченные).

Обязательство делятся на текущие и долгосрочные (аналогично расходам, которые являются текущими и капитальными) 1 .

Следует знать, что распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства и проводить расходы только в границах установленных сметами. Вот для чего мы рассматривали формирование доходной и расходной части при составлении сметы. Если есть бюджетные назначения и ассигнование, то имеем право брать соответствующие обязательства. Взятие обязательств, которые не предусмотрены сметой расходов (например, за международные телефонные разговоры) есть бюджетным правонарушением и они не считаются бюджетными обязательствами. Затраты бюджета на возмещение таких обязательств не осуществляются, и согласно статье 26 Закона о Государственном бюджете Украины на 2003 год не подлежат оплате за счет бюджетного средства. То есть, прежде чем израсходовать бюджетную копейку, надо чтобы она была заложена в расходной части сметы, имела конкретное назначение, и находилась на счете учреждения.

Прежде чем начать свою деятельность бюджетное учреждение, так как и любой СПД, должна открыть банковские счета на которые будут поступать средства и осуществляться их учет и проведение расчетов. Соответственно Порядку № 3, начиная с 2001 года финансирования бюджетных учреждений осуществляется Госказначейством Украины, которое осуществляет расчетно-кассовое обслуживание бюджетных учреждений и выступает в роли банка. Для чего внедрен данный Порядок? Это дает возможность обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств и регламентировать организационные взаимоотношения между органами Госказначейства Украины (далее - ГКУ), распорядителями, получателями бюджетных средств и другими клиентами ГКУ. Рассмотрим порядок открытия счетов бюджетным учреждениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: