Система бюджетного права




Право, теория и понятие права

Home:: БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

 

1 Бюджетное право как подотрасль финансового права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, является системой более низкого уровня. То есть бюджетное право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регули­рования, принципов и методов такого регулирования.
В качестве элементов системы бюджетного права выделяются: "группы правовых норм, определяющие отношения бюджетного регулирования, бюджетной классификации, отношения, связанные с бюджетным федерализмом и др."2 При этом нормы бюджетного права группируются в две части - Общую и Особенную.
2. В Общую часть бюджетного права включаются институты, которые со­держат в себе положения, "обслуживающие" все или почти все институ­ты Особенной части. Институты Общей части содержат нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты Общей части бюджетного пра­ва конкретизируются применительно к порядку и особенностям функ­ционирования бюджетной системы РФ в соответствующем финансовом году в институтах ее Особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить воспри­ятие и изучение отрасли права3.
Общая часть бюджетного права включает в себя нормы, определяю­щие принципы бюджетного права и регулирующие структуру, порядок
Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учеб­ное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. 15. См., напр.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 210.
и принципы функционирования бюджетной системы РФ, бюджетный процесс в РФ, состав бюджетного законодательства РФ и устанавлива­ющие порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджет­ного законодательства.
Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицировано и закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (с измен, на 24.07.2002).
Особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулиру­ющие функционирование бюджетной системы в конкретном финансо­вом году. Они содержатся, например, в принимаемых ежегодно феде­ральных законах о бюджете на следующий год4.
Обе указанные части, являясь элементами системы бюджетного права, в свою очередь, являются системами более низкого порядка, объединяющими обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм соответственно:
институты; субинституты;
нормы бюджетного права.

3. Под институтами бюджетного права следует понимать взаимосвязан­ные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родствен­ных отношений. К ним относят:
• институт доходов бюджетов; институт расходов бюджетов5;
• институт бюджетного процесса; институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства и т. д. 4, Субинститутами бюджетного права выступают составные части (эле­менты) вышеуказанных институтов. Например, в рамках института бюд­
жетного процесса могут быть выделены: субинститут утверждения бюджета; %/ субинститут исполнения бюджета и т. д.
4

В свою очередь, в рамках, скажем, института доходов бюджетов можно выделить:
• субинститут доходов федерального бюджета; &/ субинститут доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
• суб институт доходов местных бюджетов. 5» "Первичной ячейкой" системы бюджетного права являются нормы бюд­жетного права (от лат. погта - правило, образец). В литературе их также именуют бюджетно-правовыми нормами.


.# Источники бюджетного права.

Одним из важнейших элементов финансового законодательства является бюджетное законодательство — главный источник бюджетного права. Под бюджетным законодательством необходимо понимать совокупность нормативных правовых актов, принятых представительными органами власти и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений.

Бюджетное законодательство включает в себя:

1. федеральное бюджетное законодательство, состоящее из Бюджетного кодекса и ежегодных федеральных законов о федеральном бюджете;

2. региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Федерации о бюджете этих субъектов;

3. нормативные правовые акты о местных бюджетах — решения о местных бюджетах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4. иные федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

• Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

• 2. С 90-х гг. XXв. начало формироваться специальное бюджетное законодательство РФ. Так, 10 октября 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», имевший общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепил основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней, и, помимо этого, — детальную регламентацию относительно федерального бюджета.

• Особо следует отметить Бюджетный кодекс РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000г. В нём установлены общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, а также государственные внебюджетные фонды, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены правила бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления. Кодекс обобщил и уточнил ранее действовавшие бюджетно-правовые акты, расширил сферу законодательного регулирования бюджетных отношений. Он состоит из 307 статей, распределенных по пяти частям и входящим в них 28 главам.

БК РФ состоит из следующих частей: первая — Общие положения; вторая — Бюджетная система Российской Федерации; третья — Бюджетный процесс в Российской Федерации; четвертая — Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; пятая — Заключительные положения.

• Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, содержат также правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права.

• В сфере бюджетных отношений помимо законов, на федеральном уровне действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

• В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также нормативные правовые акты субъектов РФ (например, Закон Республики Карелия от 21 июля 2001 г. «О бюджетном процессе в Республике Карелия», Закон Саратовской области от 6 апреля 1999 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Саратовской области», Бюджетный кодекс Вологодской области) и органов местного самоуправления. Эти акты конкретизируют применительно к местным особенностям установленные на федеральном уровне правила, но не должны противоречить последним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: