Раздел 1: Информационные технологии на предприятии
Тема 1.1. Тенденции развития информационных технологий, роль и место ИТ в бизнесе и обществе:
Основные тенденции в развитии ИТ, эволюция роли ИТ на предприятии, в обществе. Законы развития ИТ.
Информатизация общества, структура расходов на ИТ предприятия. Связь стратегии развития бизнеса со стратегией развития ИТ.
Тема 1.2. Понятие архитектуры предприятия, структура, методики описания архитектур:
Основные определения. Интегрированная концепция и уровни абстракции. Элементы Архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура и архитектура информации. Архитектура приложений. Технологическая архитектура, стандарты и шаблоны.
Методики описания архитектур. Модели Захмана и Gartner, методики META Group и TOGAF. Модели "4+1" и SAM. Методики Microsoft, IBM и др. Выбор «оптимальной» методики. Процесс разработки архитектур: цели и задачи, общая схема.
Тема 1.3. Организация управления информационными технологиями на предприятии: Стратегическое, тактическое, операционное управление ИТ. Виды консультационных услуг, аудит. Обзор стандартов управления ИТ, разделы стратегического управления ИТ, управление портфелем приложений.
Тема 1.4. Разработка стратегии развития информационных технологий: Подходы к разработке ИТ стратегии. Структура отчета по стратегии. Связь бизнес-процессов организации с ИТ проектами стратегии. Управление портфелем приложений, планирование, бюджетирование, ранжирование, управление рисками. Управление стратегическим развитием ИТ.
Раздел 2: Управление информационными системами:
Тема 2.1. Основы управления информационными системами
Основные определения. Применение системного подхода в управлении информацией и информационными технологиями. Методы управления.
|
Системное управление и контроль структуры ИС организации. Основные требования к структуре управления и контроля ИС. Семь информационных критериев.
Управление ресурсами информационной системы. ИТ-ресурсы ИС: приложения, информация, инфраструктура, персонал. Планирование и организация. Вопросы управления технологической инфраструктурой. Проектирование и внедрение. Эксплуатация и сопровождение. Мониторинг и оценка.
Тема 2.2. Архитектура информационных систем
2.2.1
Архитектурный подход к созданию ИС. Архитектура информационной системы. Стандарт ANSI/IEEE Std 1471-2000. Методика описания и проектирования архитектуры отдельных прикладных систем.
Архитектура программных систем. Уровни описания архитектуры: концептуальная архитектура, логическая архитектура, физическая реализация. Положения стандарта ГОСТ 34.320-96.
Аспекты автоматизированных информационных систем: целевой аспект, структурный аспект, функциональный аспект. Стандарты ISO 157048, ISO 19439.
Архитектурный подход к реализации информационных систем. Отечественные стандарты и руководящие документы. Control Objectives for Information and related Technology (COBIT). Определения архитектуры системы в различных стандартах и технологиях.
2.2.2
Методология «архитектуры предприятия». Методология FEA: категории компонентов, принцип сегментного подхода, референтные модели.
Компоненты модели деятельности предприятия: цели, организационная структура, ключевые показатели результативности, бизнес-процессы, документы, информационные системы, знания и полномочия персонала.
|
Переход от моделей и регламентов бизнес-процессов к вопросам построения ИТ-архитектуры. Архитектура данных. Архитектура приложений.
Тема 2.3. Связь архитектуры информационных систем с ИТ-стратегией организации:
Связь архитектуры информационных систем с ИТ-стратегией организации. Учет стратегии организации при планировании развития информационных систем.
Анализ существующего состояния развития ИТ в организации. Категории моделей архитектуры организации. Представления архитектуры приложений.
Тема 2.4: Состав работ по разработке ИТ-стратегии и ИТ-Архитектуры:.
Разработка ИТ-стратегии. Разработка архитектуры приложений.
Разработка архитектуры приложений на основе концепции EAI. Разработка сервис-ориентированной архитектуры приложений (SOA).
Преобразование приложений к сервис-ориентированной архитектуре (SOA). Разработка технологической архитектуры.
Раздел 3. Сервис-ориентированная архитектура предприятия
Тема 3.1. Введение в проблематику SOA:
История возникновения SOA
Базовые принципы построения SOA
Основные понятия
Тема 3.2. Применение веб-сервисов в корпоративных информационных системах:
Сервисный подход в автоматизации бизнес-процессов. Использование кроссплатформенных решений. Виртуальные организации
Тема 3.3. Использование XML для построения межпрограммного взаимодействия:
Основы XML. Основы XML Schema. Основы XPath
Тема 3.4. Разработка веб-сервисов:
Назначение веб-сервисов. Протокол SOAP. Технология UDDI. Язык описания веб-сервисов WSDL
|
Тема 3.5. Построение SOA на основе открытых решений:
Спецификация JBI
Инфраструктура SOA. Сервисная шина предприятия (ESB) на примере OpenESB
Реализация механизмов SOA в серверах приложений на примере GlassFish
Поддержка SOA в средствах разработки на примере NetBeans
Механизмы интеграции унаследованных приложений в OpenESB
Тема 3.6. Место SOA в бизнесе:
Бизнес-предпосылки использования SOA для построения корпоративных систем
Связь SOA и бизнес-процессов компании. Ограничения использования и пути перехода на SOA
Тема 3.7. Язык WS-BPEL. Средства UML для работы с SOA:
Назначение WS-BPEL. Синхронные и асинхронные вызовы. Партнёрские связи (partner links). Присвоения и сравнения. Обработка ошибок. Компенсации. Корреляции сообщений.
Описание SOA средствами UML
Тема 3.8. Рынок SOA-платформ:
Обзор текущего состояния рынка SOA-платформ. Поддержка SOA в сервере приложений IBM WebSphere и среде разработки IBM Eclipse. Oracle BPEL Process Manager, Oracle BPEL Designer
Тема 3.9. Экономика использования SOA:
Применение стандартных методов оценки стоимости разработки для SOA-проектов. Принципы оценки эффективности внедрения SOA.
Тема 3.10. Анализ и выбор SOA-платформы:
Основные параметры SOA-платформ. Метрики бизнес-параметров SOA-платформ. Методика оценки преимуществ SOA-платформ