Этапы моделирования
Единство моделирования как научной дисциплины подчеркивается наличием одних и тех же этапов моделирования, располагающихся в одной и той же последовательности, в различных прикладных областях. Число этих этапов зависит от степени детализации их описания (при дальнейшем изложении мы выделим восемь этапов).
Любая процедура моделирования, независимо от предметной области, начинается с изучения объекта, его описания и формирования списка требований к модели. Как уже отмечалось, модель определяется совместным заданием объекта и задачи, решаемой субъектом. Это означает, что прежде чем приступать к моделированию, необходимо ответить на вопросы о том, что моделируется, с какой целью, кем, с помощью каких математических и технических средств и т. д. Здесь можно провести параллель с риторической схемой вопросов, применявшихся в римском правосудии при расследовании обстоятельств дела: Quis? Quid?, Ubi? Quibus auxillius? Cur? Quomodo? Quando? (Что? Кто? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда?).
Одновременно возникают проблемы построения адекватной математической модели объекта, выбора его информативных характеристик и параметров, интерпретации результатов моделирования, оценки точности и достоверности получаемой информации.
В схематичной форме содержание процесса моделирования поясняет рис. 1.5.
Этапы организации и проведения процедуры моделирования показаны на рис. 1.6.
На первом этапе дается общая характеристика исследуемого объекта, описываются основные режимы его работы и особенности функционирования.
Рис. 1.5. Процесс моделирования
Объект может быть задан либо набором его реакций на типовые входные воздействия, либо описанием его структуры с указанием численных значений ее параметров.
|
Для определения реальных значений параметров объекта моделирования можно воспользоваться результатами одного из разделов современной теории управления – теории идентификации. Основная задача идентификации состоит в получении или уточнении математического описания объекта по измерениям его входных и выходных сигналов. В самой общей постановке – это задача получения математического описания «черного ящика», когда априорная информация об объекте полностью отсутствует. В более типичной для практики постановке цели объект представляет собой «серый ящик», когда, например, требуется определить коэффициенты дифференциального уравнения, тип и порядок которого известны (некоторые из возможных целей были перечислены на рис. 1.2).
Рис. 1.6. Этапы моделирования
На втором этапе формулируются цели моделирования. Они могут состоять в оценке возможностей функционирования объекта в отдельных режимах, получении качественной или количественной информации о его характеристиках. В ряде случаев ставится задача прогнозирования поведения исследуемого объекта, как это характерно, например, для метеорологических моделей, моделей «ядерной зимы» и моделей мировой динамики.
На третьем этапе производится выбор критериев адекватности, которые используются далее при синтезе модели. Под ними понимаются характеристики объекта, достаточно полно определяющие его поведение и состояние. К ним относятся, во-первых, параметры объекта, определяемые целью исследований, и, во-вторых, переменные, подлежащие прямому экспериментальному измерению.
|
Выбор критериев адекватности представляет собой ответственный этап, от которого во многом зависит качество, точность и эффективность всего процесса моделирования. Эти критерии должны удовлетворять трем требованиям: измеримости, информативности, инвариантности.
Измеримость критерия означает, что должна иметься возможность его вычисления по результатам непосредственных измерений, проводимых на реальном объекте с помощью соответствующих датчиков (скорости, температуры, давления и т. п.).
Информативность критерия означает, что он должен нести существенную информацию о характеристиках объекта и допускать возможность их количественного определения.
Инвариантность критерия означает, что он должен иметь малую (в идеале – нулевую) чувствительность к шумам и другим мешающим воздействиям.
Рис. 1.7. Взаимосвязь критериев
К сожалению, одновременное выполнение перечисленных требований на практике не всегда возможно. Это иллюстрируется с помощью диаграммы (рис. 1.7), на которой выделены множества измеряемых, информативных и инвариантных параметров объекта. Если пересечение этих трех множеств не пусто, то их общая часть содержит те параметры, которые и нужно использовать при анализе адекватности. В противном случае приходится удовлетворять в первую очередь требованию измеримости, а в отношении двух других требований идти на разумный компромисс.
|
На четвертом этапе, с учетом выбранных критериев адекватности, осуществляется построение модели объекта, отражающей цель исследований. Если речь идет о математической модели, то она может быть выбрана линейной или нелинейной, стационарной или нестационарной, непрерывной или дискретной, может быть описана с помощью передаточных функций, частотных характеристик, уравнений в пространстве состояний, обыкновенных дифференциальных уравнений, уравнений в частных производных и т. д. (см. рис. 1.4).
При этом реальные погрешности и неучтенные факторы обычно отображаются в модели опосредованно в виде дополнительных входных сигналов или в виде изменения некоторых параметров, например коэффициентов уравнений.
Построенная модель должна быть непротиворечивой и подчиняться всем обычным законам математической логики. Желательно также, чтобы она отвечала двум критериям Эйнштейна – критерию внешнего оправдания и критерию внутреннего совершенства. Первый из них всегда можно удовлетворить, добиваясь желаемого поведения модели за счет введения дополнительных корректирующих блоков или поправочных членов в уравнениях. Второй критерий не поддается формализации и предполагает гармоничность модели, ее внутреннюю уравновешенность, эстетическое совершенство.
Обычно модель создается на основе экспериментальных данных и затем, по мере ее проверки и накопления новых данных, уточняется и совершенствуется. Этот процесс можно пояснить схемой, приведенной на рис. 1.8.
В принципе, в силу бесконечности процесса познания, схему можно продолжать неограниченно, что прослеживается на примере развития любой науки. Однако при моделировании на вычислительных машинах необходимо остановиться на какой-то конкретной модели. Здесь следует иметь в виду, что чрезмерное усложнение модели так же нежелательно, как и ее излишнее упрощение. По выражению английского ученого Р. Хинде, «слишком хорошая модель бесплодна, слишком отдаленная вводит в заблуждение».
Например, при исследовании колебаний физического маятника можно использовать простейшее линейное дифференциальное уравнение ,нелинейное дифференциальное уравнение либо уравнения более высоких порядков, учитывающие, например, малые колебания точки подвеса маятника или тепловые движения молекул в нем. Очевидно, последнее вызовет излишнее усложнение модели, что приведет к значительному увеличению числа используемых вычислительных блоков и в конечном счете к увеличению погрешности результатов.
Здесь имеет место своеобразный парадокс – более полная модель приводит к большей погрешности. С другой стороны, линейная модель справедлива лишь для малых колебаний маятника, а для случая колебаний с большой амплитудой дает значительную погрешность. Поэтому, если речь идет об исследовании колебаний в широком диапазоне амплитуд, наиболее подходящей можно считать нелинейную модель.
В тех случаях, когда с помощью одной модели умеренной сложности не удается отразить поведение объекта с требуемой полнотой, используют многомодельный подход. Его суть состоит в том, что для моделируемого объекта создается банк моделей, каждая из которых отражает те или иные аспекты его функционирования. Например, при моделировании многорежимных объектов (космических летательных аппаратов, ядерных реакторов и т. п.) банк может включать модели, отвечающие отдельным режимам работы объекта, таким как взлет или посадка летательного аппарата, разгон ядерного реактора и т. д.
Рис. 1.8. Процесс создания модели
Пятый этап связан с выбором метода моделирования и его аппаратурной или программной реализацией. В частности, при компьютерном моделировании различают численные, структурные и символьные методы. Для их реализации существует обширный класс пакетов компьютерного моделирования, таких как MATLAB, SIMULINK, VISSIM, MATHEMATICA, MAPLE, LABVIEW и др.
Шестой этап занимает, в некотором смысле, центральное место в процедуре моделирования. На этом этапе исследователь имеет работоспособную модель и проводит с ее помощью различные эксперименты. В частности, в научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т. е. определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специально поставленных экспериментов с математической или имитационной моделью.
Следующие два этапа (седьмой и восьмой) относятся к непосредственному проведению моделирования и математической (в том числе статистической) обработке его результатов. Цель обработки состоит в отбраковке недостоверных данных, фильтрации помех и оценке погрешности. Одновременно оценивается достоверность полученного результата и проводится анализ адекватности модели.
Далее по результатам моделирования может приниматься решение о модификации модели системы либо ее коренном изменении, что отражено контурами обратной связи (рис. 1.5, 1.6). Важная роль при обработке результатов моделирования, их интерпретации и определении границ применимости принадлежит теории подобия и теории инвариантов, которые могут использоваться и на других этапах моделирования.