Соглашения в трудовом праве России и их роль в социальном




Партнерстве

 

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Определяя понятие соглашения, законодатель акцентирует внимание на установлении в нем общих принципов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Согласно ч. ч. 4 и 5 статьи 45 ТК РФ эта характеристика верна лишь применительно к генеральному и региональному соглашению. Что касается отраслевого (межотраслевого), территориального и иных соглашений, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства, то в них, наряду с определением общих направлений договорного регулирования соответствующих отношений, устанавливаются также общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, работающим в определенной отрасли или на территории соответствующего муниципального образования.

Виды соглашений определены в ч. 1 ст. 45 ТК РФ в соответствии с уровнями социального партнерства, предусмотренными в ст. 26 ТК РФ с учетом сферы их действия, целевым назначением соответствующего вида соглашения и компетенцией сторон, участвующих в его заключении.

В зависимости от числа сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ).

Статья 45 ТК РФ подробно раскрывает понятия вышеназванных соглашений.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"[7].

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двухсторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, вне зависимости от того на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования, здравоохранения и т.п. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне. Участниками таких соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п. К иным соглашениям относится региональное соглашение о минимальной заработной плате, возможность принятия которого предусмотрена ст. 133.1 ТК. [8]

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними (ст. 45 ТК РФ)[9].

Само содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

ТК не предусмотрено обязательное участие соответствующих органов исполнительной власти в принятии отраслевого тарифного соглашения, кроме случаев, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета всех уровней (ст. 35 ТК). В таких случаях профсоюзы имеют право обратиться в исполнительные органы власти, с тем чтобы обеспечить трехсторонние переговоры и заключить трехстороннее соглашение по соответствующим вопросам, которое становится частью отраслевого тарифного соглашения.

Главной целью отраслевого тарифного соглашения является защита интересов работников в области оплаты и режима труда. Поэтому профсоюзные органы ориентируют первичные профсоюзные организации при заключении коллективных договоров добиваться включения в них условий, установленных в отраслевом тарифном соглашении, принятом на соответствующий год. Аналогичен подход на практике к необходимости учета в коллективных договорах и норм об условиях труда, трудовых гарантиях и льготах, установленных в территориальных соглашениях[10].

Основные принципы социального партнерства, лежащие в основе организации коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, обеспечивают их сторонам возможность самим выбрать круг вопросов для включения как в коллективные договоры, так и в соглашения.

Конкретное содержание и структура соглашений зависят от сферы действия - уровня соглашения, от его вида (трех- или двустороннее) и других обстоятельств.

В отличие от коллективного договора (ст. 40 ТК) соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 ТК не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений, например, обязательства сторон по содействию развития многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования и т.п.

 

Заключение

 

В заключение сделаем выводы проведенного исследования.

1. Договоренности, достигнутые сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. Правовые акты социального партнерства регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеют договорную природу и носят представительский характер: они порождают права и обязанности не только у лиц, заключивших соответствующий коллективный договор или соглашение, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц.

Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение - в отношении нескольких работодателей.

2. Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые присущи коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.

2. Федеральный закон от 01 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. - № 18. - Ст. 2218

3. Алимова Н.А. Большой справочник кадровика // КонсультантПлюс. - 2010.

4. Анисимов А.Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право. - 2007. - № 5. - С.45.

5. Ершова Е.А. Нормативно-правовые соглашения, содержащие нормы трудового права // Российский судья. -2007. - № 12. - С.38.

6. Ершова Е.А. Соглашения и коллективные договоры, содержащие нормы трудового права // Трудовое право.- 2007.- № 6.- С.67.

7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (Постатейный). Издание второе, доп. Отв. ред. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б.. – М.: Издательский дом "Городец", 2007. – 580 с.

8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом Постановления КС РФ ОТ 15.03.2005 № 3-П. Под ред. Л.Н. Анисимова. - ЗАО Юстицинформ, 2006. -867 с.

9. Нуртдинова А.Ф. Регулирование трудовых отношений коллективным договором, соглашением // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. С. 77 - 83; Хозяйство и право. - 2005. - № 2. - С. 54 - 66.

10. Хныкин Г.В. Коллективный договор // Законодательство. - 2005. - № 11. - С. 58.

 

 


[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.

[2] Анисимов А.Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право. - 2007. - № 5. - С.45.

[3] Нуртдинова А.Ф. Регулирование трудовых отношений коллективным договором, соглашением // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. С. 77 - 83; Хозяйство и право. - 2005. - № 2. - С. 54 - 66.

[4] Хныкин Г.В. Коллективный договор // Законодательство. - 2005. - № 11. - С. 58.

[5] Ершова Е.А. Соглашения и коллективные договоры, содержащие нормы трудового права // Трудовое право.- 2007.- № 6.- С.67.

[6] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом Постановления КС РФ ОТ 15.03.2005 № 3-П. Под ред. Л.Н. Анисимова. - ЗАО Юстицинформ, 2006. - С.132.

[7] Федеральный закон от 01 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. - № 18. - Ст. 2218

[8] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (Постатейный). Издание второе, доп. Отв. ред. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б.. – М.: Издательский дом "Городец", 2007. - С.50.

[9] Алимова Н.А. Большой справочник кадровика // КонсультантПлюс. - 2010.

[10] Ершова Е.А. Нормативно-правовые соглашения, содержащие нормы трудового права // Российский судья. -2007. - № 12. - С.38.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: