Вопросы и тренинговые контрольные задания
1. Раскройте сущность понятия дидактики.
2. Каковы особенности возникновения и развития теории начального обучения и образования?
3. Каковы место и задачи начального обучения в системе непрерывного образования?
4. Какова общая направленность теории начального обучения в других странах?
5. Выберите из правой колонки и укажите против каждого дидактического понятия (левая колонка) соответствующую ему сущностную характеристику.
Процесс | Система знаний о природе, обществе, человеке, |
обучения | а также соответствующих умений и навыков, овладение которой |
обеспечивает гармоническое | |
развитие личности учащихся | |
Принципы | Способы организации учебного процесса, который осуществляется |
дидактики | в определенном порядке |
Содержание | Усвоение учащимися под руководством учителя |
образования | знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, |
и обучения | культуры учебного труда, качеств |
воспитанности. | |
Формы | Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на |
организации | решение задач образования, воспитания, развития. |
учебной работы | Исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя деятельности школьников. |
Методы | |
обучения | |
6. Укажите слева дидактические понятия, а справа – методические Общие закономерности изучения всех учебных дисциплин.
Закономерности изучения конкретного учебного предмета.
Обучение математике. Обучение в школе
Активность речевая, экологической деятельности. Активность познавательная.
Урок обучения грамоте, урок письма, урок труда. Урок – форма организации учебной работы учителя, учащихся.
Словесный метод обучения – беседа. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Наблюдения метеорологические, сезонные. Наглядный метод обучения – наблюдение.
Практический метод обучения – упражнение (по образцу, тренировочное, творческое). Метод решения задач, списывания с грамматико-орфографическим заданием.
7. Укажите авторов – представителей классической педагогики и их основные труды, в которых обоснованы приведенные педагогические по-ложения.
Впервые выдвинул задачу: «всех учить всему». Обосновал принципы, содержание, методы, классно-урочную организацию обучения.
Обосновал концепцию воспитания джентльмена, его физического и умственного развития, ранней профессиональной подготовки, формирования готовности к «взрослой жизни», к предстоящей деятельности.
Критиковал современный ему книжный характер обучения. «Истинные наши учителя, – утверждал он, – это опыт и чувствования». Выдвинул идею свободного развития естественных сил ребенка, обучения детей с учетом их интересов, потребностей.
Считал, что процесс обучения должно строить по четырем ступе-
ням:
o ясности – выделение материала, углубленное его
рассмотрение;
o ассоциации – связь нового материала с прошлы-ми знаниями;
o системы – формирование выводов, понятий, за-конов;
o методы – применение полученных знаний.
Обосновал теорию элементарного обучения. Основными элементами его являются: число, форма, слово. Познание их надо начинать с простейших выражений: в слове – звук, в форме – линия, в числе – единица
8. Укажите авторов – представителей классической педагогики, их основные труды, в которых обоснованы приведенные педагогические положения.
Обосновал идею о развитии дремлющих сил и способностей детей. В школе, отмечал он, должны царить мышление, вопросы, ответы, искания и нахождения. Плохой учитель сообщает истину, утверждал он, хороший – учит ее находить.
Основатель отечественной теории обучения. Развитие мышления ребенка – одна из ведущих идей в его дидактике. Автор учебников «Родное слово», «Детский мир». По ним учились несколько поколений детей.
Вего трудах получила развитие идея свободного развития личности, ее творческих способностей. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, писал он, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
9. Кому из педагогов-новаторов принадлежат указанные педагогические положения. Обозначьте авторов этих положений и названия их книг.
Обеспечение гуманного отношения к детям, проявление к ним внимания, чуткости, педагогического такта, заботливости, готовности поддержать культуру их поведения без авторитарности.
Использование в учебном процессе «опорных сигналов», «творческих конспектов», ускоряющих и облегчающих логические запоминания учебного материала.
Применение в процессе обучения «опорных схем», комментированного управления, обеспечивающих овладение детьми более основа-тельными знаниями, умениями и навыками.
Создание комнат ученического творчества, включение детей в разнообразную творческую деятельность, приобщение их к труду, техни-ке, искусству, к изготовлению изделий, к участию в конструировании, моделировании, к ведению «творческих книжек», содействующих само-утверждению, самореализации учащихся.
10. Кому из зарубежных ученых принадлежат данные утверждения?
В учебном процессе преимущественно следует использовать «вопросоответный метод открытий». Если будут применены эффективные методы обучения, то ребенок усвоит любой, в том числе и сложный учебный материал.
Формирование знаний, умений и навыков, развитие личности младшего школьника осуществляется через личный опыт на основе «на-щупывающего эксперимента», «самостоятельного открытия истин».
В процессе обучения должны найти широкое применение различные самоинформирующие учебные пособия, тетради с печатной основой, обучающие карточки.
Через обучение управлять ходом развития мышления детей. Научение должно осуществляться «посредством открытий».
11. О каких зарубежных теориях обучения говорится ниже? Место книжной учебы, лишенной связи с жизнью, занял принцип
активного обучения. Учебный процесс сближается с жизнью, с практической деятельностью, осуществляется при выполнении конкретных дел, работы по дереву, с металлом, тканью и т.п. Интересы ребенка определяют содержание, методику обучения.
Поведение человека – управляемый процесс. Его формирование осуществляется по схеме: «стимул – реакция – подкрепление ». Стимул сначала вызывает беспорядочную реакцию. В результате проб и ошибок происходит отбор удачных действий. Вследствие положительного под-крепления (поощрение, награда) между стимулом и реакцией устанавливаются прочные связи. Формируется требуемое поведение как совокупность движений, действий, возникающих в ответ на раздражение.
Каждая личность – неповторимая, уникальная, она сама творит свой мир, каким она его хочет видеть. Коллектив вредит самобытности личности, подавляет ее «Я». Следует создавать условия для самовыражения личности, развития чувств, интуиции, настроения.
Мир – воплощение «божественного разума». Человек – индивид и личность. Индивид – материальное, телесное существо, личность –
бессмертная душа. Обучение и воспитание должны обеспечить христианское совершенствование, веру в Бога, спасение души.
12. О каких зарубежных теориях обучения говорится ниже?
В школе вводится свободный режим дня. Учебная работа организуется по желанию детей. Они сами выбирают предметы для занятий в центрах по интересам; группы детей комплектуются только на время изучения той или иной дисциплины.
Все предметы в течение восьми лет ведет один учитель. Учебные занятия проводятся по родному языку и литературе, математике, биологии, иностранным языкам, музыке, рисованию, труду. Обучение безотметочное.
Создаются условия для естественного процесса развития. Реализуются идеи педагогики ненасилия. Дети сами свободно выбирают формы занятий, им ничто не навязывается; обучение идет в соответствии с принципом: «Помоги мне это сделать самому».
Утверждается, что школа губит развитие индивидуальных и творческих способностей детей. Поэтому школа отрицается как образовательное учреждение, отрицаются учебные программы, планы, систематическое обучение, классно -урочная систем организации учебного процесса. Обучение ведется через средства массовой информации, вне школы – в библиотеке, музее, клубах по интересам, с помощью теле- и радиопередач.
Создаются условия для естественного процесса развития. Реализуются идеи педагогики ненасилия. Дети сами свободно выбирают формы занятий, им ничто не навязывается; обучение идет в соответствии с принципом: «Помоги мне это сделать самому».
Утверждается, что школа губит развитие индивидуальных и творческих способностей детей. Поэтому школа отрицается как образовательное учреждение, отрицаются учебные программы, планы, систематическое обучение, классно -урочная систем организации учебного процесса. Обучение ведется через средства массовой информации, вне школы – в библиотеке, музее, клубах по интересам, с помощью теле- и радиопередач.