Мотивация персонала – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.
Мотивация может основываться на материальном стимулировании, улучшении условий труда, социальных контактах, распространении акций предприятия, присвоении почетных званий, повышении статуса, продвижении по службе, предоставлении более интересной работы, возможности получения образования, свободном распределении рабочего времени и т. д.
Материальное стимулирование качества труда может осуществляться в виде дополнительной оплаты и премий за счет фонда заработной платы, материального поощрения, а также дополнительных выплат за реализацию высококачественной продукции.
В основе мотивации – принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень их образования и культуры требуют применения различных способов мотивации.
Для достижения желаемого эффекта необходимо не только представлять себе персонал в целом, но и хорошо знать личные цели каждого. Одним из действенных способов мотивации является коллективное управление качеством.
Коллективные методы управления качеством – это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам; они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов. Коллективное управление качеством продукции (работ, услуг) – определяющее в общественной оценке результатов деятельности коллектива. На этой концепции построен ряд популярных методов организации управления. К ним относятся кружки качества, рабочие бригады, группы по регулированию процессов, группы повышения качества, целевые группы и самоуправляемые автономные коллективы. Выпуск высококачественной продукции позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, обеспечивать финансирование производственного и социального развития, что стимулирует работников к дальнейшему качественному труду.
|
При коллективном управлении качеством руководство должно принимать участие в деятельности групп и иметь возможность утверждать их решения.
Групповой подход как один из способов мотивации работников заключается в совместных усилиях двух или более лиц при решении конкретных задач по совершенствованию качества. Обычно образуются коллективы четырех типов.
Группы по совершенствованию деятельности подразделений – формируются из работников того или иного подразделения. Их задача состоит в определении направлений и выработке средств повышения качества и эффективности работы подразделения.
Кружки качества – небольшие группы работников, которые добровольно встречаются на регулярной основе для решения проблем, связанных с условиями их деятельности. Начальник подразделения может не являться руководителем группы.
Группы по совершенствованию процессов – создаются из опытных квалифицированных специалистов подразделений и вспомогательных служб для повышения качества функционирования и эффективности процесса, охватывающего несколько подразделений. Деятельность групп ограничивается выполнением конкретного задания, рассчитанного на длительный период. Такие группы создаются для разработки и освоения нового процесса.
|
Целевые группы – формируются руководством высшего звена из высококвалифицированных специалистов, временно освобождаемых от основной работы, при возникновении серьезных проблем, требующих немедленного решения.
Основные задачи групп или кружков качества: изучение причин возникновения дефектов и подготовка предложений по их устранению, дальнейшее повышение надежности и долговечности продукции, рост производительности труда и объемов производства изделий высшего качества, возрастание ритмичности производства, сокращение расходов, связанных с браком, устранение дефектов, рациональное расходование ресурсов Широкое распространение группы качества получили за рубежом, особенно в Японии. Одна из главных причин стремительного успеха Японии – использование моделей менеджмента, ориентированных на человеческий фактор.
В Европе кружки качества называют «группы прогресса», «группы инициативы», «группы действия» и т. д.
Деятельность кружков охватывает выявление причин, мешающих работнику как можно лучше выполнять свою работу; коллективное обсуждение оптимизации технологического процесса, методов и приемов выполнения конкретных технологических операций; выработку предложений для руководства по более рациональной организации производства. Участники кружков обычно получают специальную подготовку, которая помогает решать проблемы качества. Успех работы определяется активностью и компетентностью самих работников.
В кружках качества применяют определенные методы, способствующие коллективному решению проблемы, сплочению группы.
|
Мозговая атака. Цель метода – генерировать как можно больше идей для выявления или решения проблемы. Высказываемые идеи фиксируются для последующей обработки.
Метод Дельфы. Данный метод помогает выбрать из серии альтернатив лучшую путем оценки каждой в баллах в определенной последовательности с учетом степени важности.
Метод «черного ящика». Проблема решается посредством анализа конкретных ситуаций, причины возникновения дефектов ъ ходе дискуссии Синектика. Метод основан на поэтапном анализе проблем. На 1-м этапе проблемы формулирует лидер группы. На 2-м этапе каждый участник обсуждения формулирует проблемы. На 3-м этапе результаты обобщаются, и предложенная модель подвергается интенсивному исследованию. Привлеченные эксперты помогают членам группы принять правильное решение в ходе обсуждения.
Метод дневников. Члены группы в течение недели записывают возникающие по определенной проблеме идеи в записную книжку. Затем их анализирует лидер группы, и они обсуждаются на очередном заседании.
«Метод 66». Не менее 6 членов группы в течение 6 мин формулируют конкретные идеи, способствующие решению стоящей перед ними проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения, которые затем обсуждаются, уточняются, группируются по определенным признакам.
Все перечисленные методы решения проблем качества ориентированы на выработку единого мнения.
Для оценки деятельности групп применяется система критериев. Качество их деятельности определяется как удовлетворение требований потребителей. Важно дать количественную оценку этих требований, довести их до каждого подразделения и каждого руководителя.
В коллективном управлении качеством важную роль играет обучение персонала. При этом необходимо обеспечить дифференцированный подход в зависимости от роли и функций работника.
Для эффективного выполнения работ требуется постоянное повышение квалификации и переподготовка по всем необходимым направлениям. Руководству предприятия требуется четкое понимание принципов обеспечения качества и управления им, умение верно определять политику в области качества и осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов. Управленческому персоналу нужно твердо знать функции своих подразделений в системе качества и методы их выполнения. Работники службы качества должны иметь достаточные теоретические знания, уметь разработать систему качества, осуществлять управление и контроль качества продукции, знать технологию и организацию производства. Производственному персоналу следует иметь представление о действующей системе качества, своей роли и месте в этой системе, понимать, как происходит взаимодействие по вопросам качества с другими работниками и администрацией. Работники всех уровней должны быть ознакомлены с основными положениями действующего законодательства в области качества, знать специфику предприятия и местных условий.
При разработке системы обучения учитывают следующие обстоятельства:
· проблемы и трудности, с которыми сталкивается предприятие в обеспечении качества;
· знания и навыки, необходимые для исключения проблем; навыки могут быть технологическими, управленческими, стратегическими и зависят от выполняемой работы; для каждой работы необходимо определить, какие навыки потребуются, чтобы реализовывать ориентированные на качество цели;
· уровень знаний и навыков, которыми располагает персонал;
· имеющиеся в наличии методы и средства обучения.
Обучение в учебном классе – не единственный метод. Один из самых эффективных методов получения знаний – практический опыт.