Организация работ по качеству




Тема 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

9.1. Политика предприятия в области качества

9.2. Планирование качества

9.3. Организация работ по качеству

9.4. Мотивация персонала к производству качественной продукции

9.5. Контроль качества с/ х продукции

9.6. Принятие решений

Политика предприятия в области качества

 

Управление качеством на предприятиях АПК осуществляется путем реализации управленческих функций. Ими являются, как правило: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий.

Эти общеуправленческие функции при управлении качеством представляются следующим образом:

– политика в области качества;

– планирование качества;

– обучение и мотивация персонала;

– организация работы по качеству;

– контроль качества;

– информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом прогрессе;

– разработка необходимых мероприятий;

– принятие решений руководством предприятия;

– реализация мероприятий;

Взаимодействие с внешней средой – решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами

Эти функции тесно связаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством продукции.

Выделяют два аспекта управления качеством:

1) «общее» руководство качеством;

2) управление качеством как оперативная деятельность.

Распределение функций по обозначенным аспектам управления представляются следующим образом (см. рис.9.1):

Рис. 9.1. Аспекты и функции управления качеством

Функция «принятия решений» входит в оба аспекта управления, в зависимости от того, какие решения имеются в виду: стратегические или оперативные. Функции общего руководства качеством настраивают производственный процесс на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления качеством.

 

Политика в области качества – это цели и задачи, направленные на достижение высокого качества товаров и услуг, сформулированные руководством предприятия. Она базируется на следующих основных положениях.

Работники предприятия должны осознавать, что успех деятельности определяется в первую очередь инновационным потенциалом, то есть способностью предлагать новые изделия, технологии, методы управления, с помощью которых можно завоевать доверие потребителей и деловых партнеров.

Необходимо стремиться к тому, чтобы качество было важной характеристикой, влияющей на всю деятельность предприятия. Качество следует рассматривать как рычаг, доступный сотрудникам на любых уровнях предприятия, действующий на благо потребителей, работников, деловых партнеров и общества в целом.

Деятельность предприятия должна быть нацелена на своевременное предупреждение отклонений от требований качества продукции и работ, то есть надо стремиться избегать ошибок вместо того, чтобы потом исправлять их.

Коллективу предприятия следует постоянно работать над тем, чтобы все его изделия и процессы обладали высоким запасом точности и надежности по отношению к техническим требованиям заказчиков. Заказчики должны быть твердо уверены в качестве продукции предприятия, чтобы рассматривать его как надежного партнера, с которым выгодно иметь дело на долгосрочной основе.

Основные факторы, влияющие на формирование политики в области качества, следующие.

Рынки сбыта. Ассортимент новых видов продукции улучшенного качества, характерный для сегодняшних рынков сбыта, неуклонно расширяется. Многие изделия – результат использования передовых технологий, распространяющихся не только на сами изделия, но и на материалы и методы, при помощи которых они производятся. Расширяются границы товарных рынков, углубляется специализация в части предлагаемых товаров и услуг. Предприятия выходят со своей продукцией на мировые рынки. Такому положению соответствует политика гибких форм и методов работы, быстрого реагирования на изменение спроса потребителей.

Научно-технический прогресс и достижения конкурентов – наиболее очевидные факторы, влияющие на качество, уровень спроса на продукт и используемые для его производства технологические процессы. Технологическая среда, в которой действует предприятие, создает для него как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Предприятие должно быстро приспосабливаться к технико-технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ в условиях конкурентного рынка.

В определенной степени на технологическое развитие отрасли могут влиять предприятия-монополисты: им выгодно сдерживать развитие технологий, которое может представлять угрозу успешному продвижению их собственного товара или традиционным методам производства. Конкуренция, наоборот, стимулирует процесс развития: предпрятия-конкуренты понимают, что если они не смогут соответствовать требованиям технологического прогресса отрасли или лидировать на рынке, они потеряют преимущества в конкурентной борьбе, проиграют соперникам.

Конкурентоспособность предприятия – это реальная и потенциальная возможность в существующих условиях производить и продавать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Важнейшая составляющая конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность продукции, которая характеризует степень ее полезности по уровню качества и себестоимости относительно лучшей продукции конкурентов. Конкурентоспособность продукции определяется товарно-сбытовыми возможностями предприятия, организационно-техническим и финансовым состоянием производства, имиджем предприятия. Значение имиджа исключительно велико для завоевания доверия на рынке, формирования положительного общественного мнения, повышения привлекательности товара (услуг).

Инвестиционная деятельность. В условиях стабильной экономики основными направлениями политики качества должны быть активное проведение исследований, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий с целью опережения конкурентов на рынке сбыта. В кризисные периоды при спаде производства и нехватке инвестиций следует стремиться к сохранению достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.

Главная цель политики в области качества – обеспечение постоянного соответствия качества производимой и реализуемой продукции и услуг потребностям населения, народного хозяйства, обороны страны, экспорта. Количественное выражение этой цели — минимизация затрат на достижение экономически целесообразного качества продукции.

Главная цель может быть разбита на подцели (направления деятельности), например:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или освоение новых рынков сбыта продукции;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

развитие сервиса;

продление сроков гарантии на продукцию и т. д.

Цели управления качеством достигаются с помощью маркетинга, проектирования и разработки новых видов продукции, совершенствования материально-технического снабжения, производства, упаковки, хранения, транспортировки, способов реализации, четкого контроля деятельности.

Роль маркетинга заключается в поиске и выборе целевого рынка, определении его емкости, составлении подробной характеристики потребителей выделенного рыночного сегмента, обеспечении постоянной обратной связи с ним, установлении его требований к качеству.

При проектировании и разработке продукции добиваются соответствия ее качества запросам потребителя. На стадии проектирования следует работать над обеспечением безопасности и экологической безвредности товара.

Работники материально-технического снабжения призваны закупать качественные материалы, комплектующие узлы и детали, выдвигать четкие требования к приобретаемым ресурсам, совершенствовать формы работы с поставщиками, процедуры решения спорных вопросов по качеству покупной продукции, осуществлять регистрацию информации о качестве закупаемой продукции.

На этапе производства объектами управления качеством, проверки и оценки должны быть все элементы процессов: технологическое оборудование, рабочий инструмент, средства измерения и контроля, технологические процессы, кадры, нормативно-техническая документация, программное обеспечение, ресурсы и окружающая среда.

Процедуры, обеспечивающие маркировку, упаковку, транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, должны быть направлены на создание условий для максимально возможного сохранения качества продукции. Регламентирование способов и процедур упаковки продукции должно включать требования к таре, методам затаривания, транспортным средствам и погрузочным механизмам.

Система контроля призвана обеспечивать возможность выявления любых дефектов. Выявление несоответствующей требованиям качества продукции включает следующие этапы:

выделение продукции с несоответствующими параметрами; проверка идентичности технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции запланированным показателям;

изоляция несоответствующей продукции;

обследование несоответствующей продукции в целях возможного использования;

утилизация несоответствующих единиц (партий) продукции.

Планирование качества

Планированием определяются пути достижения целей в отношении качества. Планирование включает также оценку, разработку системы и программы качества, выработку положений по его улучшению.

Можно выделить два уровня планирования качества:

Ø стратегическое, в процессе которого намечаются основные направления работы в области качества на перспективу; стратегия качества – часть общей стратегии предприятия;

Ø текущее (оперативное), предусматривающее мероприятия на ближайший год.

Главные задачи планирования качества таковы:

– обеспечить максимальное соответствие свойств продукции существующим и перспективным потребностям рынка;

– наметить оптимальные задания по повышению качества с точки зрения ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

– увеличить производство сертифицированной продукции;

– улучшить отдельные потребительские свойства выпускаемой продукции;

– своевременно сократить выпуск или снять с производства неконкурентоспособную продукцию;

– обеспечить соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;

– разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение данного уровня качества;

– увеличить экономическую эффективность производства и реализации продукции улучшенного качества.

В основе планирования качества – два основных принципа:

· учет новейших достижений науки и техники, требований стандартов, потребностей рынка;

· комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия.

Чтобы учесть потребности рынка, следует предпринять ряд последовательных шагов, которые можно зафиксировать графически в виде карты планирования качества (рис. 9.2.).

 
 


Рис. 9.2. Карта планирования качества

Первый шаг – идентификация потребителей. К потребителям относят не только непосредственно расплачивающихся за товар или услугу клиентов, но и любое звено в цепи реализации, регулирующие органы или общество в целом. Потребители могут быть внешними и внутренними. Чтобы разделить потребителей на две категории – важных, которых немного, и полезных, которых обычно много, – можно применить диаграмму Парето. Классификация потребителей поможет правильно планировать распределение ресурсов, концентрировать их в существенных областях.

Второй шаг – определение запросов потребителей. Необходимо выявлять их истинные интересы. Часто реальные потребности отличаются от заявленных. Кроме того, они могут множиться. Например, базовая потребность в транспортировке порождает такие первичные потребности, как безопасность, экономия, надежность, удобство. Первичная потребность в экономии приводит к потребностям в низких закупочных ценах, малых операционных расходах и т. д.

Третий шаг – разработка характеристик услуги или товара, которые будут удовлетворять потребительские запросы. На данном этапе определяются особенности товара (услуги), обеспечивающие удовлетворение запросов потребителей. Кроме того, продукция должна быть конкурентоспособной, а затраты на ее создание оптимальными. В планировании используют анализ критичности, конкурентоспособности, реализуемости и стоимостной.

Под анализом критичности понимают выявление жизненно важных особенностей продукции, которым отдается приоритет при распределении ресурсов. Критичность может определяться такими требованиями, как человеческая безопасность, законодательные ограничения и т. д.

Анализ конкурентоспособности предполагает сравнение с продукцией, выпускаемой конкурентами. В английском языке такой анализ называют benchmarketing, что по-русски можно перевести как сопоставительный анализ.

Анализ реализуемости позволяет определить соотношение между качеством продукции и возможностью ее продажи. Изучается поведение потребителей, виды товаров (услуг), которые они хотят приобретать, которые не хотят, причины такого нежелания. При анализе предпочтений и выбора клиентами той или иной продукции используют методы маркетинговых исследований.

Стоимостной анализ определяет минимальные затраты, при которых товар (услуга) способны выполнять заданные функции.

Четвертый шаг – разработка технологического процесса, который позволит произвести товар (услугу) в соответствии с запланированными характеристиками. При разработке процесса следует учитывать подготовку и квалификацию персонала, его обслуживающего; фактические внешние условия, как правило, отличающиеся от «лабораторных»; способ действительного ведения процесса, который может отличаться от заданного.

Средства планирования технологического процесса разнообразны, в их числе, например, концепция доминирования, количественное определение возможностей.

Концепция доминирования состоит в следующем: каждый процесс характеризуется множеством переменных, некоторые из которых жизненно важны. Часто одна переменная более существенна, чем все остальные. Такая переменная является доминантной. Если специалист, планирующий процесс, способен ее выделить, тогда с большей степенью доверия удается правильно определить приоритеты.

Количественное определение возможностей процесса – одно из наиболее полезных средств планирования, использование которого дает следующие преимущества:

– возможность оценить процесс в цифрах и стандартной форме;

– предупреждение проблем на стадии рассмотрения проектов;

– получение средних значений величин, соответствующих приемлемым параметрам процесса;

– сравнимость с альтернативными процессами.

Пятый шаг – разработка механизмов контроля за процессом. Любому запросу потребителей соответствует по крайней мере одна характеристика продукции и соответствующая характеристика процесса производства, которая обеспечивает заданные свойства продукции. Чтобы достичь намечаемых характеристик, необходим механизм контроля для гарантированного функционирования согласно плану. Каждый потребительский запрос требует соответствующего механизма контроля, и определенный механизм контроля в конечном итоге соответствует конкретному запросу потребителя.

Шестой шаг в планировании качества – передача процесса в производство. При переходе к операциям требуется подтверждать возможность процесса в реальных условиях и его контролируемость. В идеале должна передаваться база данных, содержащая разные процедуры, предупреждения, выводы, сделанные в ходе планирования. Некоторые предприятия практикуют проведение кратких совещаний. Специалисты, планировавшие процесс, выступают на них как инструкторы.

В планировании качества продукции используют обобщающие и комплексные показатели:

· уровень качества продукции (обобщающий показатель);

· комплексный показатель уровня качества продукции;

· индекс качества продукции (комплексный показатель).

Планирование качества основывается на применении научно-обоснованных технико-экономических показателей, позволяющих наиболее полно учитывать потребительские свойства. При этом необходимо определить, насколько экономически целесообразно повышение качества данного вида продукции в конкретных условиях производства; какие именно количественные показателей качества можно предусмотреть в планах и заданиях; как долго продукция данного уровня будет пользоваться спросом.

Планирование предусматривает прогнозирование показателей качества продукции, потребностей в ней и оценку возможностей производства такой продукции; непосредственное планирование производства и реализации высококачественной продукции, как текущий период, так и на перспективу; стимулирование повышения качества продукции; увязку решения проблемы повышения качества с другими сторонами деятельности предприятия. Разработке плановых показателей должен предшествовать детальный анализ показателей качества за прошедший период; планируемые показатели качества должны быть оптимальными; необходимо предусматривать постоянное повышение качества продукции плановые показатели качества продукции дифференцируются для подразделений.

При планировании качества сельскохозяйственной продукции учитываются сложившийся уровень и темпы развития материально-технической базы, конкретные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и откорма животных и необходимость их совершенствования, а также природные условия хозяйства.

Могут использоваться следующие обобщающие показатели: качество работы каждого исполнителя в производственных подразделениях; качество работы конкретного специалиста (агронома, зоотехника и т. д.); качество реализованной продукции. Планируемые показатели различны по отраслям хозяйства, по растениеводству и животноводству они могут быть следующими: например, зерно, всего, т; в том числе: зерно 1 класса, зерно 1 класса; сено, всего, т; в том числе: сено 1 класса, 2 класса и т.д. Реализация молока – всего, т, в том числе: 1 сорта, 2 сорта. Реализация свиней всего, т, в том числе: 1 категории, 2 категории, 3 категории и т д.

Организация работ по качеству

Объективной необходимостью в условиях рыночных отношений становится организация на каждом предприятии единой функциональной системы управления качеством продукции. В общем виде эта система включает: факторы, определяющие качество и условия полного использования каждого из них; технологию и систему машин; подготовку кадров; анализ, планирование, организацию производства и труда; меры материального стимулирования и управления системой.

Организация систем управления качеством продукции и их peaлизация на каждом предприятии – сложная задача, что обусловлено множественностью объектов управления, их рассредоточенностью по территории хозяйств; зависимостью управленческой системы от многих внешних факторов, неподдающихся достоверному учету и изменчивых во времени; сезонными колебаниями в напряженности выполнения технологических процессов, фазами развития и продолжительностью вегетационного периода разных культур; нестабильностью целого ряда организационных положений.

Процесс организации состоит из следующих этапов:

1 этап. Выделение действий, подлежащих выполнении.

2 этап. Определение ответственных за выполнение.

3 этап. Разбивка совокупности действий на логические составляющие, которые представляют собой одно или несколько рабочих действий, объединяемых таким образом, чтобы для их выполнения можно было набрать и обучить персонал (специализация).

4этап. Распределение ответственности и полномочий по специализациям.

5этап. Определение взаимосвязей между различными специализациями.

6 этап. Координация.

Организация работ по качеству включает разработку системы качества, ее внедрение и сертификацию.

Для сельскохозяйственного производства можно выделить следующие функции по организации управления качеством:

· нормирование качества – разработка научно обоснованных норм выработки, материально-технического обеспечения, ремон-га и хранения сельскохозяйственной техники, нормативно-технических документов на выполнение отдельных технологических операций, нормативов численности работников;

· организация управления качеством производства сырья и материалов;

· сохранение качества сырья и материалов в процессе транспортировки и хранения;

· организация управления качеством производства основной продукции;

· организация управления качеством технической эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования, зданий;

· организация управления качеством технологии, включающее селекционную работу по созданию и улучшению сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и направленное на увеличение урожайности, отработку типизированных технологических процессов производства и уборки продукции с учетом зональных и хозяйственно-экономических особенностей;

· сохранение качества готовой продукции, которое предусматривает осуществление комплекса мероприятий, разработку специфических методов и средств, соблюдение стандартов по хранению, транспортировке и реализации продукции, технологическое обслуживание хранилищ и транспортных средств, оптимизацию реализации продукции.

В соответствии с функциями по организации управления качеством формируется организационная структура системы, рационально распределяются ответственность, права, обязанности.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству реализуется следующая схема:

Ø определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);

Ø придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы);

Ø проверка соответствия полученного качества предъявляемым требованиям (выявление отклонений или несоответствий);

Ø обеспечение устранения отклонений полученного качества от заданного.

Специализация работ по организации качества строится исходя из позиций стабильности и профессионализма. Однако элементы этих работ сами по себе не стабильны. Развитие технологий приводит к созданию новых элементов, отметаются устаревшие. Кроме того, элементы часто переходят от одной специализации к другой. Из-за мобильности и отмирания тех или иных элементов на предприятиях постоянно ведутся споры относительно исполнителей. Обычно выбор исполнителя определяется его репутацией. Руководители стремятся назначить тех исполнителей, которые проявили способность добиваться результатов. Как правило, новые обязанности не вменяются работникам, чьи возможности оцениваются как посредственные. Руководители часто предпочитают нарушить существующую организационную структуру, но не поручать новые задачи людям, зарекомендовавшим себя слабыми работниками.

Работу по управлению качеством могут выполнять различные организационные единицы, например, специализированная служба управления качеством, функциональные, линейные подразделения (службы, отделы), внешние агентства (независимые аудиторы) и т. д. Выбор единицы для делегирования ответственности за качество зависит от:

степени ее подготовленности к выполнению конкретных работ или желания быть подготовленным;

отношения к новым направлениям работ (энтузиазм или сопротивление);

традиций в разделении функций планирования и организации, а также использовании специального или линейного персонала;

объема работы.

Функции специализированной службы управления качеством могут быть такими:

Ü поддержание качества продукции на уровне, соответствующем политике фирмы;

Ü оказание помощи подразделениям в обеспечении качества продукции;

Ü выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству;

Ü поддержание связей и обмен информацией с другими службами;

Ü определение методов и периодичности проверок продукции;

Ü определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции;

Ü участие в составлении рабочих инструкций;

Ü обеспечение контроля приобретаемых деталей и инструмента;

Ü организация контроля технологических процессов;

Ü участие в оценке проектных решений;

Ü составление статистических отчетов;

Ü анализ причин и видов брака;

Ü защита репутации фирмы;

Ü защита потребителя от дефектной продукции;

Ü сокращение непроизводительных затрат труда;

Ü предупреждение брака.

Сегодня структура служб управления качеством на большинстве предприятий в основном упрощенная. Их деятельность охватывает главным образом технический и технологический аспекты работы. При этом руководители предприятий в подавляющем большинстве случаев не уделяют достаточного внимания поиску правильных решений организационных и особенно экономических вопросов технического контроля, сбору и отработке информации. На многих предприятиях в рабою служб качества имеются проблемы и недостатки:

– низкая пропускная способность и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

– недостоверность результатов контроля, низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;

– слабая техническая вооруженность и несовершенство метрологического обеспечения;

– несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;

– непродуманность систем премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении брака.

Большую роль в управлении качеством труда и продукции играют функциональные службы предприятия. Например, агрономическая служба разрабатывает мероприятия по внедрению прогрессивных севооборотов, системы подготовки почвы, ухода за посевами сельскохозяйственных культур, внедрению лучших сортов, поддержанию строгой технологической дисциплины. Зооветеринарная служба разрабатывает мероприятия по внедрению передовых технологических процессов в животноводстве, содержанию и уходу за скотом, улучшению племенной работы, соблюдению рационов и норм кормления и др. Экономическая служба разрабатывает критерии оценки качества труда и продукции, осуществляет контроль за применением технически обоснованных норм выработки и нагрузки скота, разрабатывает и внедряет материальное стимулирование за повышение качества и др. Инженерная служба добивается повышения качества всех видов механизированных работ и уровня эффективности машинно-тракторного парка, организует замену устаревшей техники и оборудования, обеспечивает рациональное использование техники, регулярный технический уход, качественные хранение и ремонт машин и др.

На уровне линейных подразделений (бригады, фермы) качество оценивают их руководители. В функции руководителей подразделений входят контроль выполнения заданий, установление объективной оценки качества личного труда каждою исполнителя и качества продукции по утвержденным параметрам и стандартам, подготовка и согласование нормативно технических документов, параметров и стандартов качества труда и продукции, разработка рабочих и текущих планов и мероприятий, направленных на улучшение качества, организация их выполнения.

Специализированные службы по управлению качеством труда и продукции на предприятии могут принимать разнообразные формы. Так, в ОАО «Победа» Белгородскогок района для контроля качества производимой и реализуемой продукции создана производственная лаборатория со штатом в две единицы. Лаборатория определяет влажность зерна на корню. В процессе уборки с каждого поля отбирают пробы для определения влажности, засоренности, содержания клейковины, ее деформации (ИДК-измеритель деформации клейковины). Кроме того, зерно сдают в областной агрохимцентр, где проводится его анализ на содержание тяжелых металлов и радионуклидов, по результатам которого выдается протокол испытания. Лаборатория определяет зольность, содержание клейковины, ИДК муки. На реализацию мука поступает с удостоверением качества. Ежедневно лаборатория делает анализ качества молока по таким параметрам, как жирность, кислотность, плотность и содержание сухого вещества. Она занимается также определением качества хлебобулочных и макаронных изделий, а также основных видов кормов. По разработанным в хозяйстве критериям осуществляется материальное стимулирование за повышение качества продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: