Процесс реформирования образования, охвативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеобразовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания образования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам.
В США, в отличие от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. Например, американцам принадлежит приоритет в становлении массовой ("всеохватывающей") средней школы, внутри которой учащиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном отношении она была единой.
Однако самое важное отличие американской системы образования, которое граждане этой страны не без гордости считают своим завоеванием, — это ее децентрализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сферой и исторически связанный с другим демократическим завоеванием американского народа — развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникальную политико-правовую схему взаимосвязей между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями, традициями, историей. Таким образом, принцип разнообразия (плюрализма) как один из основополагающих присутствует при решении всех вопросов в области образования — начиная с законодательства и кончая сроками обязательного обучения, учебными планами и программами.
|
Образование в США изначально считалось сферой компетенции штата либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них — свой орган управления образованием, свое законодательство, суперинтендант), к тому же есть различия и внутри штата между отдельными округами: именно им делегированы основные полномочия по практическому управлению школьными округами. На территории США действует около 15 тыс. школьных округов, каждый из которых отличается целями и философией образования.
Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социального благополучия американского народа, что закрепляется Конституцией США. Справедливости ради необходимо добавить, что образование всегда рассматривалось и рассматривается как высший приоритет федерального правительства: США являются одной из передовых стран по уровню финансирования государственных школ и школьных программ. В 1974 г. было создано федеральное Министерство образования, на которое возлагалась ответственность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фонда и т.п.
Большое внимание образованию уделялось со стороны президентов США: его проблемы всегда занимали существенное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Дж. Буш делали ставку на повышение качества образования; Б.Клинтон в этом вопросе пошел дальше: при нем была предпринята попытка унифицировать учебную программу путем введения национальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен растущей в обществе озабоченностью, а отношении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогических кадров.
|
Ключевым моментом реформы стал вопрос о том, что составляет суть образования — содержание учебного предмета или же воспитание личности. В первом случае акцент должен делаться на предметной подготовке учащегося (и, соответственно, приоритетное значение при определении эффективности обучения имеют высокие показатели успеваемости). Второе направление ставит целью образования интеллектуальное и духовное развитие личности; передача ученику определенных знаний рассматривается лишь как часть учебно-воспитательной работы, эффективность которой уже напрямую зависит от профессиональных и моральных качеств педагога, от отношений внутри учебного заведения, от школьного духа, следственно его содержания (учебные программы). Все большее значение приобретал воспитательный эффект учебной работы. Ставилась цель, чтобы полученные знания, навыки и умения способствовали формированию гражданского самосознания. Такой подход к содержанию обучения в школе имеет самое непосредственное отношение к разработке концепции гражданского образования в США, в которой задействованы лучшие специалисты в области педагогики и других гуманитарных наук. При каждом университете имеется центр или даже институт, занимающийся вопросами обучения демократии, правам человека и др. Американцы считают поддержание общества, основанного на идеалах демократии, постоянной задачей образования и воспитания, а не полностью достигнутой целью. В исследованиях американских ученых отмечается, что "Америка все еще превосходит многие страны по степени гражданского участия и общественного доверия", но в то же время выражается беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества [1].
|
Это не просто веяние времени. Известные мыслители и педагоги прошлого также были озабочены указанными проблемами. Они не только посвящали этому научные труды, но и на практике пытались реализовать свои взгляды. Неоценимый вклад в развитие гражданского образования внес американский мыслитель Дж. Дьюи, к опыту и теоретическому наследию, которого сейчас все чаше обращаются современные практики и исследователи в области гражданско-правового образования.
Особой известностью заслуженно пользуется так называемая лабораторная школа, созданная в 18% г. Дж. Дьюи в Чикаго. Выдающемуся мыслителю удалось объединить вокруг себя передовых психологов и педагогов своего времени. Ими были заложены основы (принципы) демократической организации школы: это "община", подлинное сообщество учителей, детей и их родителей, где были созданы уникальные условия для полноценного развития личности, как ученика, так и учителя. Занятия в этой школе строились по принципу реализации в них важных человеческих потребностей — в сотрудничестве и взаимодействии. Это было не столько место для сообщения знаний, сколько пространство, где "под мудрым руководством педагогов развивается настоящий социальный инстинкт ребенка, раскрываются заложенные в нем силы ума, души и тела.
В дальнейшем дело Дж. Дьюи было продолжено новаторами в области педагогики не только Америки, но и Европы, Эффективность воспитания гражданина в условиях школы была подтверждена опытом Вруклайнской школы (штат Массачусетс), школы Саммерхилла и в наше время — опытом школы Сэндс (Англия), Бальдорфских школ (Германия) и др.
Американский подход в гражданском образовании характеризуется значительной автономией школ, которые имеют возможность самостоятельно формировать учебные планы. С одной стороны, в их распоряжении широкий выбор вариантов, форм, методов и материалов для занятий, а с другой — высокая ответственность не только за качество и профессионализм учителей и учебных программ, но и за отражение интересов всевозможных групп учащихся. В целом такой подход призван продемонстрировать ценность плюрализма — основной черты национального самосознания американцев.
В настоящее время модернизация учебных программ идет по двум направлениям: обновляется содержание традиционных дисциплин, изменяется их удельный вес в учебных планах, а также вводятся новые дисциплины. Как и в большинстве стран, в США наибольшая доля учебного времени отводится предметам гуманитарно-обществоведческого цикла (45—57%) с преобладанием среди них родного и иностранных языков. При этом основное бремя социализации лежит на социальных дисциплинах. Это означает, что они должны не только давать учащимся информацию (например, о том, как работает политическая система США), но и быть нацелены на передачу определенного набора ценностей, часть из которых является традиционной, а часть — адаптирована к новым историческим реалиям (уважение к закону, гражданские права, права меньшинств, стремление к разрешению конфликтов и т.п.). Более того, социализация личности понимается шире: если этот процесс ограничить воспроизводством уже существующих норм, обычаев и ценностей, то это будет скорее обучение конформизму, чем формирование умений действовать эффективно внутри определенного сообщества. Понимая социализацию как формирование социальной компетентности, американские исследователи включают сюда и обучение практическим навыкам — мыслить критически, т.е. оспаривать, подвергать сомнению те понятия и обычаи, которые превалируют в обществе в настоящий момент. Такое качество позволяет личности генерировать новые, свежие идеи — это и есть существенный аспект просвещенного демократического разума [3].
В США существуют глубокие традиции в изучении граждановедения. Однако на практике это не означает, что среди предметов социального цикла обязательно присутствует самостоятельный одноименный предмет: обычно это курсы по выбору учащихся. Более того, в учебных программах со временем могут обновляться их названия, но содержание и методика преподавания остаются неизменными.
Как правило, изучение граждановедения идет в связке с курсом государственного устройства США (штата, местного сообщества). Учащиеся получают информацию о том, как работает политическая система США, при рассмотрении следующих тем: "Как законопроект становится законом", "Система противодействия в политике", "Политические партии", "Процедуры выборов", "Конституция США" и "Билль о правах". В IV—VJ классах при изучении организации местного сообщества учащиеся приобщаются к таким ценностям, как соседство, дружба, сотрудничество, без которых невозможны связи и отношения внутри школы и в рамках микросоциума. В средней школе их сменяют конституционные принципы и политические институты и далее — вопросы политики и политического участия. В курсах истории или экономической теории граждановедческая тематика может быть прослежена как важное направление в общем контексте дисциплины. Большое внимание гражданской ответственности уделяется на занятиях по американской литературе.
Признавая важность и актуальность проблемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к социальным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Калифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дисциплин. Но при этом обучение тесно связывается с подбором современного материала и актуальных проблем для обсуждения. Если обязательным предметом становится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культурных и исторических особенностей народов, населяющих США.
Преподавание граждановедческих дисциплин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компетентности" [3]. Акцент переносится с механического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление связей событий и явлений. Это требует проведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной методики и предполагают активизацию познавательной деятельности учащихся.
Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы социальных дисциплин практически не оказывают никакого влияния на позицию учащихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремится избежать крайностей или четко выраженного отношения к общественным проблемам" [4]. Существует негласное требование давать учащимся знания в объективной и нейтральной форме.
Американские педагоги большое внимание уделяют развитию междисциплинарных связей. Традиционное разделение образования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобальных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изучения. При таком подходе в центр процесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возможность избежать подобной ситуации.
Межпредметные связи могут быть представлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро социальных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы — анализировать этические или личностные проблемы, на уроках биологии или физики — подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогащение предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гуманитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный подход представляет собой наиболее эффективный путь обучения гражданским навыкам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудничеству и т.д.
Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие национальных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработанных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательными, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на местах, что вполне согласуется с американской традицией децентрализации образовательной сферы.
В документе указано, что учащимся следует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобразовательной школы) [6]. Стандарты включают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дисциплин — истории, литературы, географии, экономики. Кроме того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учащиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков гражданского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнительным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандарты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализировать, подводить итоги с помощью различных форм совместной работы, моделирования, ролевых игр, дискуссий, индивидуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
Как отмечает Дж. Патрик, "если мы хотим, чтобы наши учащиеся были готовы к выполнению роли активных граждан в конституционной демократии, они должны овладеть гражданскими навыками и ценностями, необходимыми для эффективного участия в деятельности организаций гражданского общества" [1]. Поэтому на практических занятиях в классе, в школьных мероприятиях, s общественной жизни за стенами учебного заведения необходимо развивать в детях и подростках дух сотрудничества, доверия, толерантности, уверенности в себе, лидерства. Для этого требуется создание такой демократической обстановки в школе, которая в максимально возможной степени и в соответствии с уровнем развития учеников предусматривает активные действия и ответственность. Так, первоначально именно в США были предприняты попытки вовлечения учащихся, а обсуждение предлагаемых им учебных программ, в процесс постановки задач своего обучения с целью помочь им шире и глубже понять самих себя и окружающий мир.
Чувством гордости за свою страну, ее историю и современные достижения пронизано все содержание образования в США. Но важно отметить, что многое и вне школьного пространства способствует воспитанию достойного гражданина. Это и отношение к американскому флагу (его можно видеть повсюду), и большое количество широко отмечаемых национальных праздников — День Независимости, День флага, День памяти, День Конституции, и рассмотрение в качестве величайших национальных достижений трех документов — Конституции США, Билля о правах и Декларации Независимости, которые хранятся в здании Национального архива в Вашингтоне. Все это не может не воспитывать в юных американцах благоговейного отношения к гражданственности и законности в своей стране.
2.2 Особенности современной голландской средней школы
Темпы роста голландской экономики продолжают оставаться самыми высокими в Западной Европе. По данным швейцарской бизнес - школы IMD, Нидерланды занимают четвертую строчку после США. Сингапура и Гонконга в списке первых десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Долгое время высокая заработная плата, значительные социальные пособия и большие налоги сдерживали рост производства. Сейчас положение в корне изменилось. Экономический подъем — результат новой политики в этой области. Постепенно сокращаются пособия по безработице, замедлен рост заработной платы при понижении прямого налогообложения. Предприятия наращивают мощности, растет предпринимательство, решается проблема создания новых рабочих мест. В октябре 1999 г, статистическое бюро ЕС Eurostat зафиксировало падение безработицы в Нидерландах до 3.0% (для сравнения: в Швеции — 6,6%, в Германии — 9,1%. во Франции — 10.6%, в США — 4.1%. в Японии — 4,6%. а в среднем по странам ЕС — 9,1%).
Время требует широко образованных специалистов, умеющих эффективно применять свои знания на практике, владеющих иностранными языками, способных проводить презентации и вести деловые переговоры, создавать союзы для совместной работы. — Другими словами, хорошо представляющих, как в современном много культурном обществе строить деловые отношения. Подготовкой таких кадров занимаются образовательные учреждения. В условиях быстро трансформирующийся экономики для сохранения роста конкурентоспособности уровень образования постоянно должен повышаться. В настоящее время только 4.9% ВВП Голландии тратится на сферу образования. В отчете о состоянии образования в мире "Education at a glance" OESO (Organisatic voor Economische Sainenwerk en Ontwikkeling) отмечается, что около 90% выпускников средней школ для успешной карьеры в современных Германии, Франции, Англии и США условиях во всех областях деятельности, имеют соответствующий уровень образования. Два низших отделения средней школы что около 90% выпускников средней школы Германии, Франции, Англии и США имеют соответствующий уровень образования. Однако третья часть голландцев, заканчивающих среднюю школу, не получает должной полготовки для диплома о среднем образовании. Их умения, знания и навыки недостаточны ни для продолжения учебы, ни для профессиональной деятельности. Из общего числа поступающих в институты и университеты каждый четвертый студент вынужден прекратить учебу, так как не может сдать сессии либо уже на первом, либо на втором курсе. Низшие отделения средней школы дают такую узкую специализацию, что через несколько лет ее выпускники становятся безработными: их знаний уже не хватает, а найти новую работу или продолжить образование они не могут.
Голландская средняя школа, в которую дети приходят после восьмилетней начальной, представлена следующими отделениями среднего образования разного уровня:
VWO — до университетское образование. 6-летний курс для детей с 12 до 18 лет:
HAVO — старшее общее среднее образование, 5-летний курс для детей с 12 до 17 лет;
MAVO — младшее общее среднее образование, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет:
VBO — до профессиональное образование, 4-летний курс для детей с 12 до 16 лет;
МВО — старшее среднее профессиональное образование. 4-летниЙ курс для учащихся с 16 до 20 лет.
По данным министерства образования, за прошлый учебный год в Гааге средний школьный балл составлял 5,3 (при 10-балльной системе оценок), в Утрехте — 5,8, а по стране в среднем — 6. Для повышения качества подготовки требуется увеличение капиталовложений в образование, так как в целях совершенствования его эффективности сейчас в стране проводятся широкомасштабные реформы учебного процесса и учебных программ.
На всех четырех отделениях голландской средней школы увеличено количество общеобразовательных предметов: именно здесь должна закладываться база разностороннего развития ребенка, необходимого для успешной карьеры в современных условиях во всех областях деятельности. Два низших отделения средней школы объединены в отделение прикладного образования, в программу включены два иностранных языка, экономика, математика, обществоведение и биология. Более высокий уровень развития откроет для выпускников новые возможности, сделает доступными многие профессии, даже в том случае, если надо доучиться или переучиться на новую специальность. До сих пор в старших классах высших отделений, на которых учится 42% всех школьников, учащийся выбирал шесть или семь предметов, изучал их и сдавал по ним экзамены. Диплом этих отделений средней школы давал право поступления в институт или университет на любые факультеты без экзаменов. И уже на первых курсах выяснялось, что учеба невозможна, потому что если, например, в школе изучались голландский и немецкий языки, география, биология, рисование и музыка, то быстро обнаруживается элементарная нехватка знаний. Даже в случае правильного выбора количество предметов (6—-7) так мало, а само образование так узконаправленно и столь специализированно, что не хватает, обшей подготовки. Кроме того, первокурсники не умеют планировать и организовывать свои занятия. Начиная с 2003 учебного года, изменена вся работа в старших классах HAVO и VWO. Увеличено число предметов, стало обязательным изучение двух иностранных языков. Теперь старшеклассники будут выбирать не отдельные предметы, а профиль обучения. Профиль — это область знаний, включающая целый набор обязательных предметов и несколько дополнительных по выбору, которые либо углубляют знание уже имеющегося предмета, либо увеличивают их число. Таких профилей четыре: "Природа и техника". "Природа и здоровье", "Экономика и общество", "Культура и общество". Содержание каждого из них учитывает преемственность образования в высших учебных заведениях. В содержание входят общеобразовательный раздел, на долю которого отводится половина учебного времени, профильная обязательная часть (треть времени) и свободная часть. Общеобразовательный раздел любого профиля включает следующие предметы: голландский язык, английский язык, второй иностранный язык, общее естествознание, история и общество, культура и искусство, физическая культура. Раньше обязательными были только голландский и один из современных иностранных языков. В профильные обязательные части входят курсы: "Природа и техника" — математика, физика, химия; "Природа и здоровье" — биология, химия, физика, математика: "Экономика и общество" — экономика, математика, история, география: "Культура и общество" — иностранный язык, история, математика, культура и искусство, философия в VWO или экономика в HAVO. Свободную часть, из которой надо выбирать, по крайней мере, один предмет, поставляют: обществоведение, изучающее основные законы развития общества и взаимоотношения личности и общества: культура и искусство, половина курса этого предмета — это всемирная литература, на оставшихся уроках изучают историю литературы и искусства. В свободную часть введен новый предмет — "Менеджмент и организация". Кроме того, увеличено число языков, которые можно изучать как иностранные: теперь это не только традиционные английский, немецкий и французский, а также испанский, русский, итальянский, арабский, турецкий и фризский языки.
Существенно изменен и характер изучения предметов. Так, на уроках иностранного языка в центре внимания теперь стоит разговорная практика и умение понимать устную речь, а грамматики стало гораздо меньше. На уроках математики начали использовать индивидуальные компьютеры и калькуляторы, которые не только считают, но и строят графики и решают задачи по линейной алгебре. Учащийся должен научиться самостоятельно, заниматься поисками решения проблемы и справляться с практическими задачами. Главным стало не научиться перемножать столбиком трехзначные числа, а получить достаточные знания и уметь применять их в жизни, пользуясь всеми достижениями современной компьютерной техники. С целью усиления индивидуальной, самостоятельной работы изменена форма выпускного экзамена по голландскому языку. Это всегда было сочинение на одну из заданных 10 тем. Неизвестных до начала экзамена. Теперь это исследовательская работа в определенной области, которую каждый ученик будет проводить заранее, а сам экзамен представляет собой защиту уже готовой работы. Усилен прикладной характер уроков биологии и химии за счет подробного изучения путей и методов использования достижений этих наук в жизни. Изучение истории и географии из запоминания знаменательных дат и названий гор и морей должно стать творческим открытием закономерностей развития нашей планеты и жизни на ней. В школе ребенок должен научиться учиться. Ему необходимо узнать способы получения информации и то, как с ней работать, как проводить исследование, как решать проблему; рассуждать об изучаемом предмете, формировать свое мнение, давать описание, дискутировать, а также работать в группе. Очень важно научиться планировать свода работу по объему и срокам.
Все эти изменения направлены на осуществление главной цели: обеспечить переход учащихся от пассивного усвоения знаний к активному, самостоятельному, творческому изучению предметов. В связи с этим изменилась и роль учителя: он стал организатором самостоятельной работы учащихся. Все свое педагогическое мастерство он должен использовать для повышения качества знаний, опираясь при этом на ответственность самого ребенка за результаты. Особое внимание преподаватель уделяет теперь индивидуальному обучению, расширяя учебные возможности каждого учащегося. Учитель помогает ему найти нужные подходы к выполнению задания, осуществляет своевременный контроль каждой ступени проделанной работы. Задавая нужное направление и корректируя темп учебы, помогая осознать ее цель, преподаватель постоянно работает над усилением мотивации учебного процесса. Учащиеся теперь получают задания на длительный промежуток времени (1—2 месяца). Успешное выполнение та-кон домашней работы требует умения планировать и организовывать свою индивидуальную учебную деятельность. Все вопросы, которые при этом могут возникнуть у каждого, можно решать на уроках-консультациях. До сих пор в голландской школе проводились только обычные уроки для всего класса. Сейчас же каждое учебное заведение имеет право самостоятельно определять, по каким предметам проводить консультации и какое их количество необходимо.
В 2003 году 123 школы начали работать по-новому, а с начала 2004 учебного года перешли на новую систему все школы. Первые результаты и возникшие проблемы широко освещаются в печати. Во многих газетах и журналах введены постоянные рубрики, где печатаются отзывы учителей, учащихся и их родителей. Проблема школьной реформы постоянно обсуждается на уровне правительства. Первые серьезные трудности вызвала недостаточная подготовка детей, родителей и учителей к переходу на новую систему, которая требует высокой мотивации, самостоятельности и ответственности, трудоспособности и их умения концентрироваться, творческой активности, глубокого осознания своих целей.
Таким образом,предоставление большей свободы в процессе обучения многие учащиеся восприняли, как возможность просто ничего не делать. Например, в школе Апелдорна в 2003 году решили в IV классе начинать учебу со свободного урока. В это время каждый учащийся мог получить консультацию по любому предмету. Однако дети стали приходить в школу на час позже — ко второму уроку. При недостаточном уровне мотивации учебы свободный урок был воспринят как свободное время не только в этой школе. Поэтому в новом учебном году больше внимания уделено организации самостоятельных занятий. Сделать это на хорошем уровне гораздо сложнее, чем организовать традиционный урок. В частности, теперь учащиеся обязаны во время консультаций находиться в определенном классе.
Тяжело проходит и введение новых программ. Нужны новые учебники с хорошим иллюстративным материалом и приложениями CD-rom программ. Так как учащиеся в основном работают самостоятельно, учебный материал должен содержать намного больше информации. В результате книги имеют больший объем и стоят гораздо дороже старых. Так, в IV классе HAVO теперь в среднем 12 предметов. Родители должны заплатить за учебники примерно в два раза больше, чем раньше, — 2000 гульденов (примерно 1000 долларов). Для многих семей это очень дорого. К тому же по ряду предметов этот учебный год школы начали вообще без учебников, так как их не успели напечатать.
В результате увеличения количества предметов выросла учебная нагрузка. Сейчас в среднем учащийся занят 40 ч в неделю. Помимо увеличения объема, усложнено и содержание учебной работы. Надо делать больше самостоятельных письменных обзоров и исследовательских работ, практических заданий и творческих отчетов. В Голландии большинство детей с 15-летнего возраста начинают работать параллельно с занятиями в школе, чтобы иметь деньги на карманные расходы. С переходом на новую программу это стало невозможным, хотя многим это трудно осознать: они еще не привыкли учиться по-новому. 6 декабря 1999 г. 20 тыс. школьников пропели в Гааге акцию протеста, требуя облегчения программы в старших классах HAVO и VWO.
В свою очередь, учителя также выражают озабоченность возрастающими трудностями. Есть и такие мнения, как у К.Я. Ван Линдена, 32-летнего учителя классических языков: "Я не думаю, что надо было сразу все менять. По-моему, мы по ряду аспектов вернемся назад. Мы должны использовать положительный опыт, накопленный старой школой, а не отказываться от него".
В школах происходит переоборудование классных комнат, подготовлены библиотеки и залы для самостоятельных занятий учащихся. Однако ощущается недостаточность площадей и нехватка компьютеров. На 100 учеников приходится всего 3,8 компьютера, или I компьютер на 26 учеников (в Великобритании, например, — 9,1 компьютера па 100 учащихся). Учитель не может пользоваться старыми наработками, а новые методические пособия и дидактические материалы еще не готовы. Все дети работают в разном темпе и с разной интенсивностью, и эта проблема целиком лежит на плечах учителя, пока нигде не разрабатывается и не учитывается в расписании уроков. В этом учебном году преподавателям приходится больше встречаться с родителями, чаше проводить педагогические советы, и, кроме того, все обязаны закончить курсы по повышению квалификации. Это привело к многократному увеличению нагрузки учителя, который работает в Голландии 26 ч в неделю (ставка) или больше. Относительно невысокая заработная плата работников образования растет значительно медленнее, чем в других отраслях, а дефицит преподавателей в средних школах страны составляет 5500 человек. Эта и без того непопулярная профессия становится все менее привлекательной, несмотря на то, что министерство просвещения делает определенные шаги по привлечению специалистов из других областей к работе а школе через бюро по трудоустройству.
Учителя часто высказывают критические замечания относительно содержания программ. Таи, преподаватель математики университета в Наймейгене Ф.Кеуне считает, что усиление наглядности школьного курса доведено ДО абсурда. Почти полностью отказавшись от абстрактных понятий и логических построений, широко используя только наглядные пособия и картинки, у школьников невозможно развить математическое мышление, считает он.
Кроме того, новые методы преподавания могут негативно повлиять на детей из некоторых социальных групп. Не получая должного внимания дома, не приобретя с помощью родителей необходимых навыков, они часто отстают s учебе от остальных. "Новая система введена без какого-либо исследования того, какой эффект будет она иметь для детей из обделенных социальных групп", — констатирует преподаватель педагогического факультета Амстердама С.Блом, — "Требования, предъявляемые с начала нового учебного года к этим детям, слишком высоки для ник. Может быть, работу с ними имеет смысл начинать классическими методами, а когда они достигнут удовлетворительного уровня, как следующий этап — переходить на самостоятельное обучение".
Изучив отчет инспекции по образованию, всесторонне проанализировав создавшуюся ситуацию, госсекретарь по образованию г-жа Адельмунд предложила временные меры по облегчению программы. Вопрос о необходимости использования этих мер решается администрацией каждой отдельной школы исходя из конкретной ситуации. Так, можно отменить общее естествознание как обязательный предмет в HAVO и облегчить его содержание в VWO, а также не рассматривать второй иностранный язык как обязательный предмет. Однако, несмотря ни серьезные проблемы, возникшие в ходе реформ, основную идею перехода от пассивного обучения к активному одобряет и поддерживает подавляющее большинство и учителей, и родителей, и самих учащихся. Многие объясняют сегодняшние неудачи отсутствием прочного научно-педагогического фундамента, для тщательной разработки которого требуется время. Оценивая сложившуюся ситуацию, министр образования г-н Херманс сказал на заседании парламента в 1999 г. что это не кризис
образования, а трудное, сложное, шаг за шагом восхождение на новую высоту.
2.3 Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. — последнем году английского колониального господства — в стране насчитывалось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность которых контролировалась британской администрацией.
После завоевания независимости в системе народного образования произошли коренные изменения, продиктованные спецификой социального и экономического развития Кипра.
В соответствии с Конституцией I960 г. школьное образование перешло в ведение национальных общинных палат — греческой и турецкой, получивших право законодательной инициативы в вопросах культуры и социальной жизни. Школы армянской и некоторых других национальных общин стали получать финансовую помощь от греческой общинной палаты, ав административном отношении подчиняться соответствующим руководящим инстанциям этой палаты. Школы, оставшиеся вне юрисдикции греческой и турецкой общинных палат, перешли под контроль так называемой школьной комиссии, которую возглавил министр внутренних дел.
30 марта 1965 г. палата представителей голосами депутатов греков ратифицировала правительственный законопроект о создании министерства просвещения, призванного управлять всей системой народного образования. Руководство турецкой общины отказалось признать этот законодательный акт, объявив в этой связи, что оно по-прежнему будет осуществлять раздельное управление школами турецкого национального меньшинства посредством соответствующих органов своей общинной палаты.
Турецкая оккупация северной части территории острова во время событий 1974 г. причинила огромный ущерб просвещению Кипра. Пони