Конспект урока по теме «Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных»




Введение

 

Педагогическая практика длилась с 4 сентября по 1 ноября 2013 года в МБОУ «СОШ п. Новопушкинское» Энгельсского муниципального района Саратовской области. Мной проводились уроки, внеклассные и воспитательные мероприятия в 7 классе.

 


Учебная работа

За весь период педагогической практики мною было проведено 9 уроков по экологии, внеклассные мероприятия по экологии и воспитательные мероприятия не связанные с предметом.

Для проведения уроков я использовала различные методы обучения:

. словесные (беседа, рассказ, объяснение, описание);

. наглядные (демонстрация рисунков учебника, таблиц, использование ТСО).

Данные методы использовались на различных этапах проведения урока (изучение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление нового материала). Так же мною ставились проблемные вопросы, которые решались в дискуссиях и игровых моментах.

Вышеперечисленные методы и методические приемы в процессе изучения экологии животных формируют у учеников умения анализировать, сравнивать синтезировать полученную информацию и применять полученные знания не только в учебной работе, но и в жизненной практике построения своих аргументов и точек зрения.

 

Конспект урока по теме «Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных»

 

Цель урока: расширить имеющиеся знания у учащихся о факторах среды и их влияние на животных.

Задачи урока: 1. Образовательные: сформировать понятия двух факторов среды (вода, воздух), их значение в жизни животных.

. Развивающие: развивать умения анализировать материал по факторам среды (вода, воздух), делать выводы об их значении для животных, решать проблемные вопросы.

. Воспитательные: сформировать естественнонаучную картину мира, пробудить интерес у учащихся к изучению влияния окружающей среды на организмы животных и экологии в целом.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение, описание), наглядные (демонстрация рисунков учебника, таблиц).

Методические приемы: элементы беседы, опрос домашнего задания, закрепление нового материала.

Оборудование: таблицы.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. Экология животных: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 128 с.

Ход урока

I. Организационный момент - 2 минуты.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись отсутствующих в журнале.

II. Опрос домашнего задания - 8 минут.

Вопросы: 1. Значение температуры среды в жизни животных.

. Кто такие холоднокровные (пойкилотермные) животные, примеры.

. Кто такие теплокровные (гомойотермные) животные, примеры.

. Значение света в жизни животных.

. Чем воспринимают свет животные, примеры.

Ответы: 1. Температура среды имеет большое значение в жизни животных, так как для каждого животного свои оптимальные температуры для существования и если выйти за их границы, животное может погибнуть.

. Холоднокровные (пойкилотермные) животные - животные с не постоянной температурой тела. К ним относятся все беспозвоночные, а позвоночные - пресмыкающиеся, рыбы, земноводные.

. Теплокровные (гомойотермные) животные - животные с постоянной температурой тела. К ним относятся все млекопитающие и птицы.

. Свет имеет большое значение для растений, а для животных нет, так как некоторые животные никогда в жизни его не видят, это связано с их образом жизни. А для животных, у которых образ жизни связан со светом имеет большое значение освещенность дня, так как позволяет искать пищу, поиск себе подобных и тд.

. Животные могут воспринимать свет с помощью органов зрения - глаз, или же поверхностью тела (черви и ланцетники).

III. Изучение нового материала - 30 минут.

Дети записывают новую тему в тетрадь «Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных» (данная тема записана на доске).

Вода, как мы знаем, важный фактор для существования организмов. Давайте с вами запишем в тетрадь: Вода в теле животного - основная среда, в которой протекают жизненные процессы, и совершается обмен веществ (метаболизм).

Для чего нужна вода? Вода входит в состав крови и лимфы, с водой транспортируются по телу питательные вещества и продукты выделения. Через водяную пленку в органах дыхания поглощается кислород и выделяется углекислота.

А как вы думаете, вода постоянна в теле? Нет, содержание воды в теле животного не постоянное.

Если тело животного потеряет воду, как оно себя будет чувствовать? Потеря воды приводит его к плохому самочувствию и даже к смерти.

Но для каждого животного свои предельные уровни потери вод. Например, серые жабы живут в земляных норах и они могут погибнуть, если потеряют 60% воды.

Как вы думаете, что хуже для животного отсутствие воды или пищи? Конечно же, воды: животные становятся малоактивными, могут впасть в состояние оцепенения и в спячку. Даже судя по себе можно ощутить значение воды.

Запишем в тетрадь: Предельный уровень потери воды от массы тела:

Серые жабы - 60%;

Водные животные - 38-40%;

Мышь - 20%;

Человек - 10% недомогание, 20% смерть.

При потере воды: мало активность, впадение в оцепенение или спячку, смерть.

Пути поступления воды в организм: через поверхность тела (амфибии, черви); с пищей; питье.

Соленость воды не могут переносить земноводные; а на рыб, пресмыкающихся, змей и черепах это не влияет.

Так же вода может запасаться в виде жира (верблюд, медведь, грызуны).

Потеря воды происходит: через выделительную систему; испарение; со слезами; с не переваренными остатками пищи.

Чтобы уменьшить потери влаги, существуют различные способы защиты (запишем в тетрадь):

Роговые чешуи;

Хитиновый покров;

Накопление воды (например, пустынные жуки под надкрыльями);

Спячка.

Следующий фактор - воздух. Он так же необходим животным. С воздухом кислород окисляет поступившие в организм животного органические вещества. И в результате окисления высвобождается энергия, которая так необходима для жизнедеятельности целого организма. Дыхание важно и должно идти не прерывно, и остановка его даже на короткий срок может привести организм к гибели.

Атмосферный воздух состоит из смеси газов: азот - 78%; кислород - 21%; углекислый газ - 0,03%; инертные газы - примерно до 1%.

Газовый состав атмосферы постоянен примерно 100 км над поверхностью.

А как дышат животные? Те, кто дышит атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи и в редких случаях жабры.

Давайте запишем: Легкими дышат:

птицы

млекопитающие

пресмыкающиеся

амфибии, но они могут дышать и кожей.

Насекомые и многие паукообразные дышат с помощью трахей. Ракообразное пальмовый вор дышит с помощью жестких жабр.

Водная среда отличается от атмосферы по насыщенности газами. В воде лучше всего растворяется углекислый газ, а кислород значительно хуже.

В холодной воде кислорода больше, чем в горячей.

С помощью чего дышат водные животные? Рыбы дышат с помощью жабр, голокожие рыбы и амфибии дышат кожей. Но у некоторых рыб есть легкие - при этом они дышат атмосферным воздухом, приблизившись к поверхности воды.

Некоторые виды рыб требовательны к высокому содержанию кислорода в воде. Поэтому они живут в быстрых и холодных речках (пример, форель - горные речки). А есть рыбы, не нуждающиеся в высокой концентрации кислорода (в прудах, медленно текущих реках - лещ, сазан, ерш).

III. Подведение итогов.

Выставление оценок за проверку домашнего задания, за активную деятельность на уроке. Запись домашнего задания в дневник: параграфы 10, 11.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: