Эволюция взглядов на сущность эстетического.




Предмет и задачи эстетики.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный).

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действи­тельности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью фило­софии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилосо­фы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетиче­ских проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным уг­лом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье — цель медицины, а ее предмет — и географическая среда, и химические соединения, и физические про­цессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечело­веческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих цен­ностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его мно­гообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Категории эстетики.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания. Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий.

1.Прекрасное (как центральная категория эстетики).
2.Возвышенное.
3.Трагическое.
4.Комическое.
5.Безобразное.

1.Прекрасное – одна из центральных эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. И сегодня понятие «прекрасное» в эстетике имеет такое же значение, как понятие добро – в этике, «истина» – в теории познания.

Сфера проявления прекрасного и его модификаций (красота, украшение, гармония, грация) значительно шире, чем сфера действия других форм эстетического. Прекрасное и его антипод – безобразное – обнаруживаются повсеместно. Эта пара категорий наиболее универсальна по охвату явлений и эстетических характеристик жизни. Поэтому определение прекрасного носит лишь самый общий характер. Данная категория эстетики служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в деятельности людей и в искусстве. В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ.

2.Возвышенное – это эстетическое свойство некоторых предметов и явлений, но главным образом – это эстетическое состояние души человека, созерцающего эти явления. Для возникновения возвышенного необходимы две стороны: нечто величественное, грандиозное, способное вызвать сильные ощущения у человека, и человек, способный на такие ощущения.Категория «возвышенное» возникла в античную эпоху. Так, автор трактата «О возвышенном» Псевдо Лонгин полагал, что источник возвышенного находится в самом человеке, считая возвышенное «отзвуком величия души».

3.Трагическое – это категория эстетики, которая описывает эстетическое отношение к противоречиям в реальной действительности. Трагическое характеризует общественно-исторический конфликт, который разворачивается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием или гибелью. Трагическое соответствует идеалу, в котором сопоставляются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.Категория «трагическое»впервые была разработана Аристотелем, который видел трагическое в неразрешимом конфликте, обязательным элементом которого является пафос, то есть страсть, вызывающая деяния и влекущая за собой страдания.

 

4.Комическое в эстетике обозначает особую сферу эстетического опыта, в которой на интеллектуально-игровой основе осуществляются отрицание, разоблачение, осуждение какого-либо фрагмента обыденной действительности (характера, поведения, действия) с позиции идеального (нравственного, социального). Феномен комического предполагает возбуждение смеховой реакции человека, смеха, однако не сводится только к нему. В данном случае речь идет об особом смехе, который вызван интеллектуально-смысловой игрой. Смех, вызываемый комическим, – есть выражение в равной степени удовольствия и отвращения, радости и негодования.

5.Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольстви вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяянечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное.

Эволюция взглядов на сущность эстетического.

Итоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад).

Возникновению у древних людей непосредственно художественного творчества предшествовал достаточно длительный период освоения окружающей действительности в сугубо утилитарных целях. Все, с чем сталкивался человек, — земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак, тепло и холод,— осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а стало быть приносящее добро или зло. В представлениях о «полезном» и «добром» отражались самые существенные (содержательные) характеристики предметов и явлений действительности, взятые в их значении для человека. На этой основе, вследствие расширяющейся практики и углубления познания, постепенно возникало и восприятие человеком предметов и явлений со стороны их формы как красивых или безобразных.Содержание мифов у разных народов мира, в частности, иллюстрирует характерную особенность ценностного сознания древнейших людей, связанную с его синкретичностью. Оценка «полезности», «добра» и «красоты», как впрочем «вреда», «зла» и «уродства», изначально предстает недифференцированной, слитной, фиксирующей лишь в самом общем виде положительное или отрицательное значение для человека предметов и явлений, попадавших в сферу их практического освоения и познания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: