Уголовное право Англии в средние века




Введение

 

Географическая обособленность Англии, особенности ее исто­рии, раннее развитие промышленности и торговли привели к тому, что в течение многих веков английские юристы и судьи не испытыва­ли значительного влияния законодательства других стран и самостоя­тельно творили право своей страны. И римское право, и континен­тальная юридическая доктрина мало отразились на английском праве. Этим обусловлено своеобразие английских правовых институтов.

Значительной особенностью английского права является его ар­хаизм. Итогом английской буржуазной революции был компромисс между дворянством и буржуазией. В результате дореволюционное право не было отменено полностью и заменено новым правом. Значи­тельная преемственность дореволюционного и послереволюционного права является характерной чертой английского права. Но безусловно, развитие капиталистических отношений не могло не сказаться на со­держании права, и постепенно его феодальная сущность уступила ме­сто буржуазной. В результате от старого права остались лишь его ар­хаичные формы, но они наполнены новым содержанием.

Особенность английского права в XIX—XX вв. в том, что оно ос­талось некодифицированным. Рост законодательства в конце XIX-начале XX в. значительно потеснил позиции прецедентного права. В XX в. в Англии законодательство окончательно превратилось в ос­новной источник права.

Цель исследования – на основе научной и нормативной литературы охарактеризовать и рассмотреть особенности уголовного права Англии в XVIII-XXв.

При анализе используются следующие методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой, а так же нормативной литературы по проблеме исследования.

 

Уголовное право Англии в средние века

Нормы средневекового уголовного права в значительной степени были созданы судебной практикой и доктриной. Уголовное статутное право представляло собой сре­ди его источников не что иное, как воспроизведение (полное или в более или менее измененном виде) соответствующих норм общего права. Сложность порождалась и тем, что престу­пления и гражданские правонарушения различались не столько по природе противоправных действий, сколько по характеру иска и процесса их рассмотрения. Одно и то же деяние могло оказаться и гражданским, и уголовным правонарушением, так как право допускало и ту, и другую форму иска и соответствую­щего ему процесса — гражданского, направленного на подтвер­ждение или восстановление определенных прав, либо уголов­ного, имеющего своей целью наказание правонарушителя за совершенное им деяние. Этим обстоятельством в значительной мере можно объяснить отсутствие в правовой системе Англии четкого понятия преступления, которое в Средние века было тесно связано с понятием греха. 1

При Генрихе II начала формироваться и определенная ие­рархия преступлений: тяжких и менее тяжких. К первой группе были отнесены прежде всего «преступления о жизни и членах» (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений), которые были отнесены к исключительному ведению короля, к его «ми­лости», так как они непосредственно затрагивали «королевский мир». Ко второй — уголовно-правовые проступки, посягатель­ства на субъективные права других лиц (кражи и проч.). Эти правонарушения, которые позднее стали называться мисдими-норы, были отнесены к ведению шерифа и наказывались тю­ремным заключением, но чаще штрафом, которым могло быть заменено и лишение свободы.

Своеобразной прелюдией появления третьей группы престу­плений — государственной измены было понятие «политиче­ское преступление», возникшее в период правления Эдуарда I, когда в 1283 г. он созвал баронов для решения вопроса о судьбе захваченного в плен принца Уэльса Дэвида. Впоследствии все политические преступления парламент стремился рассматри­вать в рамках особого политического процесса, по процедуре, свободной от пут общего права и строго контролируемой со стороны короны. Зарождение института импичмента, вероятно, и было связано с этими политическими процессами. Отмена ордалий в XIII в. стала свидетельством растущего понимания различий между грехом и преступлением.

Измена могла быть совершена по общему праву или посред­ством нарушения долга верности королю со стороны его под­данных, что называлось великой изменой, или долга верности подчиненного человека своему господину — малая измена. В этом случае признавалось изменой только умерщвление вы­шестоящего лица, например убийство вассалом своего сеньора, женой — мужа или священником — своего епископа.

Обвинение в великой измене было мощным орудием в руках сильной королевской власти, широко используемым в борьбе со своими светскими противниками, баронами и непокорным клиром. В последнем случае обвинение в измене было особен­но действенным, так как оно лишало представителей церкви привилегии духовного звания, т. е. права рассмотрения их дел в церковных судах, которые исключали применение смертной казни («церковь не может проливать кровь»). Не последнюю роль играла и материальная выгода короля, пополнявшего свои землевладения за счет конфискованных земель лиц, обвинен-^ ных в измене. В силу этого понятие измены всемерно расширя­лось в королевских судах.

Попытки пресечь эти злоупотребления предпринимались со стороны феодалов неоднократно, но только Статут Эдуарда III 1351 — 1352 гг. поставил на какое-то время толкование измены в определенные рамки. С принятием этого статута, который, по утверждению Кока, «не заменил положений общего права, а только придал им законное выражение», в уголовном праве Англии окончательно складывается система преступлений, ставшая впоследствии традиционной: измена, фелония и мисдиминор.

Понятие «великая измена» вначале ограничивалось пятью формами: 1) умышление смерти короля, его королевы или их старшего сына и наследника (при этом, вопреки действитель­ному смыслу, понятие «умышление» включало в себя не толь­ко наличие умысла, но и действие, обнаруживающее его); 2) совершение насилия в отношении супруги короля, его неза­мужней старшей дочери или жены его старшего сына и на­следника, что включало в себя прежде всего изнасилование, признаваемое таковым и при согласии женщины; 3) ведение войны против короля, (королевства), участие в войне против короля на стороне его врагов, оказание им помощи и поддерж­ки; 4) подделка большой или малой королевской печати или королевской монеты, а равно ввоз » королевство фальшивой монеты или любой другой похожей на английскую с созна­тельным ее использованием. Чеканка фальшивой монеты еще в практике Гленвилля квалифицировалась как тяжкое преступ­ление, но до принятия статута 1351 — 1352 гг. не считалась из­меной, хотя ранее были случаи обвинения в измене за этот вид преступления; 5) умерщвление канцлера, главного казначея или королевского судьи. В этот перечень не вошли другие пре­ступления против короля, например попытки его свержения, массовые беспорядки, бунты. Поэтому в статут была внесена оговорка, что он может дополняться парламентом. Таким об­разом, парламенту отводилось право отнесения того или иного правонарушения к измене. Если у судей возникали трудности, которые невозможно было разрешить надлежащим образом без помощи парламента, то дело передавалось для решения в парламент. В 1397 г. статут 1351 — 1352 гг. был дополнен указание о том, что к измене относится попытка свержения короля, а также преступления всех тех, «кто был осужден парламентом как изменник».1

Перечень отдельных видов измены дополнялся другими преступлениями против государственной безопасности, извест­ными общему праву: призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, а также сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями. Нечеткость понятия «сговор» давала возможность широко использовать его как против всяких форм недовольства существующим режи­мом, так и применительно к частным деликтам или даже к нарушениям договоров при таких обстоятельствах, «которые дела­ют эти нарушения вредными для общества».

Мисдиминор развился постепенно из правонарушений, ра­нее влекших за собой лишь взыскание причиненного ущерба в гражданском порядке. Мисдиминоры, как менее тяжкие пре­ступления, чем фелонии, были связаны чаще всего с наруше­ниями субъективных прав другого человека, нанесением ему ущерба любым способом, возникшим вследствие неправомер­ных действий другого человека (правонарушения). Они могли рассматриваться в суде в соответствии с гражданским правом по жалобам о нанесении ущерба. Сюда могли входить и избие­ние или нанесение ран, если в жалобе не было добавлено, что имело место нарушение королевского мира. Со временем включение в эту группу серьезных преступлений, таких, как мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог, сняло принципиальные различия между фелонией и мисдиминором. Способствовала этому и возможность выбора той или иной формы иска при совершении преступлений. В случае удовлетворения иска о фелонии, например при причинении увечья, преступник расплачивался жизнью, если же потерпев­ший предъявлял иск «о нарушении прав», то это преступление относилось к мисдиминорам, влекущим штраф или тюремное заключение, которого можно было избежать, заплатив выкуп в виде дополнительного денежного штрафа или взноса в казну по договоренности с королем о прощении.

Среди преступлений против личности английская средневе­ковая судебная практика и доктрина особое внимание уделяли различным видам убийства, наказание за которые варьирова­лось с учетом многих обстоятельств в зависимости от причис­ления или непричисления сто к фелониям. В делах XIII в. об убийствах упоминались понятия злостного убийства с призна­ками фелонии или злостного убийства, совершенного с заранее обдуманным умыслом. Брактон в своем трактате дает определе­ние понятия тайного убийства совершенного в отсутствие сви­детеля или когда убийца неизвестен, а также ряд положений об убийствах в ссоре или драке, которые впоследствии были при­знаны неотъемлемой частью общего права (ответственность за подобного рода убийства несли все те, кто избивал жертву, дер­жал ее со злым умыслом или пришел с намерением совершить убийство, дать совет или оказать иную помощь убийце).

Кроме тайного, убийство в обычном его понимании вклю­чало также все другие виды лишения жизни человека, в том числе и те, которые не подлежали уголовному наказанию и могли быть оправданы благодаря смягчающим вину обстоя­тельствам. К ним относились убийства по крайней необходи­мости, или в состоянии самообороны, или «по чистой случай­ности», или в случае невменяемого состояния убийцы. Смягче­ние наказания или освобождение от него зависели и от других условий. Не считалось, например, фелонией убийство хозяи­ном человека, подошедшего к его дому с целью поджога, или убийство слугой торговца человека, ограбившего его хозяина, либо убийство, совершенное при охране заповедного места ко­ролевского парка, и т. п. Убийство уже в XIV в. стало разде­ляться на уголовно наказуемое как фелония (со смертной каз­нью и конфискацией имущества), уголовно наказуемое как мисдиминор и вообще не наказуемое по уголовному праву. Су­дебные последствия совершения этого преступления все более стали зависеть не от содержания объективной стороны пре­ступного деяния, а от формы и степени вины. К категории фелонии относилось и самоубийство.

Среди имущественных преступлений очень рано в качестве тяжкого был признан поджог и насильственное проникновение в чужой дом. Выделение этих фелонии было связано с сакраль­ным отношением англичан к дому как к замку, охраняющему его от вреда («мой дом — моя крепость»). В связи с этим под­жог даже самого ветхого жилища карался сожжением самого преступника.

Своеобразной была трактовка хищения у Брактона, который определял это понятие не как простую кражу, а несколько ши­ре, как «злоумышленное обращение с чужим имуществом про­тив воли собственника с намерением обратить это имущество в свою собственность». Всякая кража во времена Эдуарда I кара­лась в качестве фелонии смертной казнью, но при Эдуарде III (XIV в.) отнесение даже мелкой кражи к фелонии стало вызы­вать протесты, поэтому, оставаясь фелонией, «малая кража» (при стоимости похищенного меньше 12 пенсов) наказывалась не как фелония, а как мисдиминор.

Это была одна из многочисленных правовых аномалий, из­вестных английскому уголовному праву. К их числу следует от­нести и аномально тяжкую уголовную ответственность за бро­дяжничество, которое всемерно пресекалось так называемым кровавым законодательством от Генриха VII до Елизаветы I (вторая половина XV — начало XVII в.).

К бродягам, подлежащим таким наказаниям, как смертная казнь, тюремное заключение, обращение в рабство, порка, клеймение, относились безработные в течение месяца, слуги, ушедшие самовольно от хозяев, просящие милостыню мужчи­ны, за исключением калек, неспособных к труду, а также сту­дентов, если они получили специальные разрешения канцлера своего университета, и др.

Четкого сложившегося комплекса принципов и институтов, относящихся к общей части, английское уголовное право также не знало. До XII в. в праве господствовало представление об объективной ответственности. Долгие века английское уголов­ное право касалось главным образом преступных действий (убийства, разбоя, похищения детей, насилия над женщиной, ночного воровства со взломом), исключая преступное бездейст­вие. Все вышеперечисленные преступные деяния предполагали злой умысел. Не было и четкого представления об обстоятель­ствах, смягчающих или отягчающих вину преступника. Частая непосильность оплаты большого штрафа приводила преступни­ка к смертной казни. Король в этом случае мог смягчить нака­зание в связи с явной невыгодой для королевской казны пол­ного разорения преступника или его казни. Начиная с англо­нормандского периода действовал неформальный механизм мировой сделки короля с преступником о смягчении наказа­ния. В случае, например, изнасилования допускался компро­мисс и между частными лицами «но с согласия короля или су­дей», а также членов семьи потерпевшей.1

С начала XII в. под влиянием римского и канонического права стало изживаться объективное вменение и утверждаться идея о необходимости установления вины в качестве основания уголовной ответственности. Впервые заимствованный из поуче­ний Блаженного Августина принцип «действие не делает ви­новным, если не виновна воля» был отражен в законе Генри­ха I 1118 г. На понимание формы вины в XIII в. огромное влияние оказали доктрина, труды английских правоведов. Так, Брактон, трактуя понятия умышленного и неосторожного убийства, указывал, что «если убийца совершил убийство, за­нимаясь недозволенным делом, то ответственность наступает» даже при отсутствии его вины. Он исходил при этом из религи­озно-моралистического взгляда на вменение: «тому, кто занимается незаконным делом, вменяется все, что проистекает из преступления». В XIII в. человек, даже случайно убивший дру­гого человека, нуждался в помиловании короля, на которое он мог, однако, безусловно рассчитывать. Орудие убийства конфи­сковывалось во всех случаях, чтобы очистить его от «кровавого пятна путем посвящения Богу». Оно продавалось, а деньги от продажи шли на благотворительные цели «для спасения души» убитого, умершего без покаяния.

В развитие учения о различиях простого случая и преступ­ной неосторожности внес свой вклад и другой правовед Э. Кок, его «поразительная доктрина». «Если кто-либо, — поучал Кок, — стрелял в дикую птицу... и стрела без какого-либо злого намерения со стороны стрелявшего попадает в человека, нахо­дящегося в отдалении, — это есть случай, ибо стрелять в дикую птицу законно... но если он стрелял в петуха... или ручную ка­кую-либо птицу, принадлежащую другому лицу, то совершен­ное при сем случайное убийство — есть тяжкое, ибо действие было незаконно».

Английское средневековое право с XIV в. уже твердо уста­навливало, что «слабоумный или безумный не отвечает за пре­ступление», относило к уголовным правонарушениям и пре­ступное бездействие, исключало ответственность лица в случае самообороны при преступлениях, направленных против лично­сти.

Понятие соучастия, разработанное судебной практикой, выводилось из принципа «кто совершает нечто через другого, делает это сам». Тяжесть вины соучастников во многом опре­делялась тем, действовал ли соучастник до или после совер­шения преступления. Соучастие до совершения преступлений, например в форме подстрекательства, влекло, как правило, ответственность, равную ответственности главного исполните­ля, после совершения преступления — более мягкое наказа­ние. Вместе с тем были разработаны понятия: главного участ­ника преступления первой степени, совершившего преступле­ние; главного участника преступления второй степени, не принимавшего непосредственного участия, но присутствовав­шего на месте совершения преступления; дополнительного участника, до совершения преступления помогавшего советом преступнику и не препятствовавшего совершению преступле­ния.

Цели наказаний менялись на отдельных этапах развития феодального права: от удовлетворения пострадавшего и его родни за причиненный ущерб денежным возмещением до пре­дотвращения повторного преступления путем устрашения. Со­гласно Кларендонской ассизе 1166 г. главной целью наказания провозглашалось как «сохранение королевского мира», так и «сохранение справедливости в королевстве». При этом счита­лось, что простого восстановления справедливости или мира явно недостаточно. Не случайно Нортгемптонекая ассиза 1176 г. помимо «справедливой кары» прямо требует «усиления справедливости правосудия», предполагая общую превенцию и устрашение в целях предупреждения новых преступлений. С этими целями было связано утверждение, начиная с XII в., требований неотвратимости, быстроты применения и публич­ности исполнения уголовных наказаний.

В английском средневековом праве сначала не было твердо установившейся системы наказаний, к которым относилась прежде всего публичная смертная казнь (в форме повешения, утопления, сожжения, погребения заживо, обезглавливания и др.), телесные и членовредительные наказания, высылка из города или страны навечно или временно, штраф, выставление у позорного столба, клеймение и т. д. С середины XII в. по ме­ре повсеместного создания в Англии тюрем стала распростра­няться система тюремного заключения. Суд мог сам применить наказание или передать решение участи преступника «на ми­лость короля».

Крайняя жестокость наказаний, слабо поддававшаяся и впо­следствии реформированию, была связана с тем же нерацио­нальным, религиозно-мистическим подходом судей к преступ­лению, к его «греховной» оценке преступления, чему отводи­лась главная роль в «сохранении справедливости». Этот подход определял профессионально-этические позиции и установки судей, видевших свой долг в крайне суровом наказании во из­бежание нового преступления.

Английский парламент неоднократно пытался установить четкую систему наказаний в зависимости от степени виновно­сти или невиновности преступника, ограничить практику част­ных королевских помилований преступников за вознагражде­ние. Лишь статут Ричарда II 1390 г. ужесточил практику приме­нения королевского помилования, установив штраф для лиц, добивавшихся помилования, особенно за убийство-фелонию.

Статут 1390 г. упорядочил в определенной мере к концу XIV в. и систему наказаний.1

Несоизмеримость тяжести наказания и преступления застав­ляла зачастую присяжных или оправдывать заведомого пре­ступника, или, например, оценивать похищенное в занижен­ном размере. Спасала от крайне жестоких наказаний и приви­легия духовного звания, распространенная со временем на всех лиц, имевших право быть посвященными в духовное звание, хотя они в этом звании и не состояли (фактически на всех мужчин, умеющих читать). Но в 1487 г. был издан статут, уста­новивший, что миряне могут пользоваться привилегией духов­ного звания только один раз. В качестве доказательства исполь­зования духовной привилегии ставилось клеймо на палец. При Генрихе VIII привилегий духовного звания были лишены все лица, совершившие убийство «с заранее обдуманным, злым на­мерением».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: