ресурс финансовый информационная база магазин




Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности.

Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является заключение о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа. При этом единовременно развивается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В связи с этим, актуальность темы данного курсового проекта очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать деятельность, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Объектом исследования данного курсового проекта является ОАО «Магазин Продукты». Курсовой проект состоит из трех глав: первая глава посвящена организационно-экономической характеристике предприятия, во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия, в третьей главе рассмотрены автоматизированные системы обработки информации на предприятии и решение одной из задач - «Расчет остатков товаров на предприятии».

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия, выявление основные проблем деятельности и разработка рекомендаций по улучшению, как финансового состояния, так и использования всех ресурсов предприятия.

В данном курсовом проекте представлена информация, собранная при прохождении практики в ОАО «Магазин Продукты»: баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу. В работе приводится характеристика предприятия, его структура, формы оплаты труда, основные технико-экономические показатели, а также финансово-экономический анализ деятельности ОАО «Продукты» и другие аспекты деятельности. ресурс финансовый состояние магазин

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе рассчитанных отдельных показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия можно сделать более детальные выводы о финансовом положении и выявить резервы повышения эффективности деятельности, подготовить предложения по улучшению работы компании.

 


1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Правовой статус, состав и организационная структура предприятия

 

ОАО «Магазин «Продукты» было образовано 22.07.2005 г. путем реорганизации МУП города Ижевска «Магазин «Продукты» в Открытое акционерное общество «Магазин «Продукты» в соответствии с решением Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска УР №01-04П/118 от 10.06.2005 г. «МУП г. Ижевска «Магазин «Продукты» было создано путем слияния двух муниципальных унитарных предприятий: магазин № 1 «Продукты», г. Ижевск, ул. Областная, 20 и магазин № 19 «Продтовары», г. Ижевск, ул. Тверская, 36.

Место нахождения: Российская Федерация, Удмуртская Республика город Ижевск, улица Областная, 20.

За счет грамотной ассортиментной и ценовой политики в 2007-2008гг. общество увеличило долю на рынке и завоевало популярность среди жителей ближайших жилых микрорайонов.

Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество. Регулирование деятельности этого предприятия осуществляется в рамках всего комплекса законодательных актов, распространяемых на предприятия данной организационно-правовой формы.

Данная форма собственности является достаточно популярной. Основными причинами этого являются:

Установленные законодательством особенности создания (может быть создано одним единственным участником, как физическим, так и юридическим лицом);

Способ распределения прибыли (между участниками пропорционально стоимости их акциям;

Ответственность участников ОАО (акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций, т.е. находятся в относительной безопасности);

Общество самостоятельно осуществляет выбор поставщиков, потребителей; определяет порядок использования чистой прибыли; формирует соответствующие фонды;

Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, равно как государство и его органы не отвечают по обязательствам Общества;

Имущество Общества, являющееся собственностью Общества, определено в процессе приватизации муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Магазин Продукты» и создается за счет доходов от собственной производственно-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Перечисленные характеристики позволяют на данном этапе развития российской экономики наиболее полно использовать имеющиеся у общества ресурсы, наиболее полно удовлетворять потребности потребителей и оставаться конкурентоспособной организацией.

Организационная структура компании построена по линейно-функциональной системе управления (Приложение 1).

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью эмитента, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей деятельностью эмитента осуществляется генеральным директором. Компетенция общего собрания акционеров (участников) приводится в соответствии с п.8.5-8.7 Устава Общества.

Текущее управление осуществляется единолично руководителем. Он самостоятельно решает текущие вопросы деятельности предприятия, имеет право первой подписи, осуществляет приём и увольнение работников. Директор несёт материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчётов. В непосредственном подчинении Генерального директора находиться секретарь.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материалов, трудовых и финансовых ресурсов. Главный бухгалтер вырабатывает учетную политику предприятия, фиксирует все финансовые, кредитные и расчетные операции. Ему подчиняется заместитель главного бухгалтера, который в некоторой степени совмещает обязанности кассира, а также бухгалтерия предприятия, состоящая из 4 человек. Каждый бухгалтер отвечает за отчетность одного и нескольких магазинов.

Отдел кадров в лице одного человека занимается начислением заработной платы; обеспечивает предприятие необходимым количеством кадров руководителей, специалистов и рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификаций; осуществляет эффективный подбор и расстановку кадров в соответствии с их деловыми и профессиональными качествами, а также участвует в формировании и развитии стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально-психологического климата.

Для данной организаций эта система является оптимальной, в ней комбинируется линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. При такой системе управления компанией выделяют, как правило, штаб, объединяющий специалистов-управляющих по направлениям деятельности фирмы, называемый советом управляющих. Они участвует в решении вопросов на стыке проблем, а также принимает отчеты от элементов структуры линейного управления.


1.2 Основные виды деятельности предприятия

 

Общество создано для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

По Уставу Общество осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности:

Организация розничной и оптовой торговли;

Закуп товара у населения;

Организация общественного питания;

Обслуживание населения по заказам;

Выпуск (производство) собственной продукции;

Реализация кулинарной продукции, кондитерских и хлебобулочных изделий на предприятии и вне предприятия.

Основные отраслевые направления деятельности ОАО «Магазин Продукты» согласно ОКВЭД:

- Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

- Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

- Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах

- Прочая оптовая торговля

Основными видами деятельности Общества является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, сдача помещений в аренду.

Основной вид хозяйственной деятельности: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Доля доходов эмитента от данного вида деятельности в 2005-2007гг. составляет 100 % в объеме доходов.

Иных доходов, превышающих 10% от общего объема доходов, предприятие не имеет.

 

Таблица 1 Основные виды деятельности ОАО «Магазин Продукты»

Виды хозяйственной деятельности Выручка за 2006г. (тыс. руб.) Удельный вес, % Выручка за 2007г. (тыс. руб.) Удельный вес, % Выручка за 2008г. (тыс. руб.) Удельный вес, %
Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами            
изменение выручки по сравнению с предыдущим периодом, % - - Менее 10% - + 21% -

 

Согласно Таблице 1, за 2008г. был получен доход от основной деятельности в размере 144358 тыс. руб. За данный период изменение размера выручки от основной деятельности к соответствующему периоду прошлого года составляет +21,4 %. Это произошло из-за перевода части магазинов в режим самообслуживания, увеличение площадей под торговые залы.

Следует отметить, что в целом основной вид хозяйственной деятельности ОАО «Продукты» не носит сезонного характера.

Предприятие не ведет деятельности в других странах. В настоящее время, Общество не оказывает и не разрабатывает новых видов продукции (работ и услуг).

 

1.3 Экономическая среда функционирования

 

На развитие компании оказывает влияние, как внешняя среда, так и внутренняя. Внешняя среда организации - часть окружающего мира, которая взаимодействует с организацией и оказывает на нее активное либо пассивное влияние. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Внутренняя среда организации оказывает непосредственное влияние на рассматриваемую фирму. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже гибели организации.

К внешней среде относятся: конкуренты, поставщики, государство, потребители, а к внешней - маркетинг, финансы и учет, производство, персонал.

ОАО «Магазин Продукты» работает в условиях высокой конкуренции. По прогнозам, рынок аренды офисных помещений в городе Ижевске переживает коренную перестройку, а именно: в ближайшем будущим в г.Ижевске сохранится быстрый рост числа розничных предприятий торговли. В настоящее время в городе работают более 100 продуктовых магазинов-универсалов. Активно внедряются на рынок торговые сети «Грош», «Ижтрейдинг», «Лукоморье», «Айкай», «Столичный », а также киоски, расположенные вблизи магазинов. Поэтому ОАО «Продукты» придется работать в условиях жесткой конкуренции как в нижнем, так и в среднем ценовых сегментах.

Поставщиков предприятия, на которых приходится не менее 10% всех поставок сырья (материалов), нет. «Продукты» не осуществляет производственную деятельность и закупка сырья (материалов) производится в рамках осуществления общехозяйственной деятельности. Приобретение канцелярских товаров, бумаги, расходных материалов к компьютерной технике, товаров бытовой химии для уборки территории и др. материалов производится ежеквартально на основе утвержденного квартального бюджета доходов и расходов и составляет около 5% от производственной себестоимости.

Основными рынками сбыта продукции является город Ижевск. Общество осуществляет розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров жителям и гостям г. Ижевска.

Потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг) эмитента за 2006-2008гг. нет.

Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния:

Фактором, который может негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), является усиление конкуренции на рынке розничной торговли. Возможными действиями эмитента по уменьшению такого влияния является расширение и обновление ассортимента, сокращение числа посредников и увеличение доли прямых договоров с производителями товаров.

Фактором, негативно влияющим на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), может быть резкий рост цен на продукты питания. Наступление данных событий может быть обусловлено общеинфляционными процессами и другими макроэкономическими факторами. В этом случае Эмитент будет оптимизировать свои затраты и снижать себестоимость услуг.

Степень влияния указанных факторов на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) высокая. Действие данных факторов будет оказывать влияние на деятельность организации на протяжении ближайших нескольких лет.

ОАО «Магазин Продукты» в рамках своей деятельности анализирует факторы (риски), которые могут существенно повлиять на производственно-хозяйственную деятельность. Рассмотрим их по подробнее.

Риски финансовой зависимости от одного Заказчика (потребителя работ и услуг). Вероятность возникновения риска невысока, т.к. розничная торговля товарами осуществляется для жителей Ленинского района города Ижевска. Риски финансовой зависимости от одного арендатора также невысоки, так как множество частных индивидуальных предпринимателей готовы арендовать торговые площади у ОАО «Магазин Продукты» из-за выгодного расположения предприятия. В этом районе спрос на аренду торговых мест существенно превышает предложение в течение нескольких лет.

Риски текучести кадров, при условии смены кадров в течение календарного года на 30 и более процентов. Вероятность наступления рискового случая минимальна, так как заработная плата работникам общества выплачивается без задержек, расширяется структура и содержание компенсационного (социального) пакета как элемента материального стимулирования сотрудников.

Риски зависимости от ключевых сотрудников. Вероятность наступления риска невелика, поскольку в Обществе есть кадровый резерв для ключевых должностей. Предприятие постоянно обучает персонал и повышает квалификацию своих сотрудников для минимизации настоящего риска.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги существуют, но оказывают одновременное воздействие на всех субъектов данного рынка. На сырье, используемые в своей деятельности эмитентом, сложился устойчивый рынок, взаимодействия с поставщиками осуществляются на взаимовыгодных условиях. Все поставщики эмитента расположены на территории Удмуртской Республики. Для снижения данных рисков планируется снижение издержек обращения, уменьшение числа посредников при доведении товаров от производителя до покупателя, увеличение прямых договоров с производителями и поставщиками товаров.

Риски, связанные с возможным изменением цен на работы и услуги существуют, но не оказывают существенного влияния на деятельность, так как организация устанавливает торговые наценки с учетом рыночной ситуации, и в случае изменения цен и внешних факторов на рынке эмитент в состоянии предпринять меры по сохранению своих конкурентных преимуществ.

Прогноз в отношении возможного изменения политической ситуации в регионе, в котором Общество зарегистрировано в качестве налогоплательщика и осуществляет основную деятельность: политическая ситуация в стране и регионе не изменится, резкого изменения политического климата в стране и регионе не произойдет. В связи с этим, риски, связанные с политической ситуацией и способные оказать отрицательное влияние на деятельность, отсутствуют.

Экономическая ситуация в России в последние несколько лет стабилизировалась. Тем не менее, риски, связанные с экономической ситуацией в стране, достаточно многочисленны и могут неблагоприятным образом отразиться на деятельности: увеличение себестоимости работ вследствие неблагоприятного изменения налоговой, финансово - кредитной, денежной политики; неблагоприятного изменения транспортных тарифов, цен на материалы, энергоносители; снижения платежеспособного спроса населения; усиления инфляционных процессов в экономике; нарушение договоров со стороны контрагентов, вызванное неблагоприятными изменениями в экономике. Не исключая вероятность отрицательного изменения ситуации в экономике, в целом прогноз в отношении экономической ситуации в стране благоприятный, что способствует динамичному развитию производства, укреплению его финансовой устойчивости.

Региональная политика имеет существенное значение для успешной деятельности предприятия. Общество расположено в городе Ижевске - столице Удмуртской Республики. В рейтинге российских регионов, составляемом журналом Эксперт, Республика Удмуртия занимает 38-е место в рейтинге инвестиционного потенциала и 41-е место в рейтинге инвестиционного риска. Ухудшение экономической ситуации в Удмуртской Республике может произойти в случае существенных изменений макроэкономической ситуации в РФ в целом, что может повлечь за собой сокращение объемов производства продукции (услуг), снижение доходов населения.

Сильными сторонами деятельности предприятия является наличие высококвалифицированного персонала, опыта работы с населением, качество товара, разнообразие ассортимента, современный дизайн торговых помещений.

В настоящее время ОАО «Продукты» занимает прочные позиции на рынке розничной торговли Ленинского района города Ижевска. Это удалось добиться за счет грамотного менеджмента в части удовлетворения возрастающего спроса на недорогие качественные товары и их своевременную поставку.

В собственности общества находится здание по адресу ул. Областная, д.20, в котором располагаются основные торговые площади и офис. Часть площадей этого здания, а также ряд других принадлежащих обществу помещений в различных частях города сдается в аренду под офисы и торговую деятельность, не конкурирующую с деятельностью эмитента.

В целом финансово-экономическое положение Общества можно оценить как удовлетворительное и открывающее перспективы для дальнейшего поступательного роста, что соответствует общим тенденциям развития отрасли.

 

Ресурсы предприятия

 

Основные фонды предприятия

Основные фонды предприятия - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе. Основные фонды (средства) в большинстве организаций - наибольшая и важнейшая часть стоимости имущества предприятия. Это та часть имущества, которая используется в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия, которая сохраняет при этом свою натуральную форму, постепенно изнашивается, переносит свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. Основные фонды используются в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, их стоимость превышает 20 тыс. руб. за каждый объект учета [1].

Основные фонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении. Учет основных фондов в натуральном выражении необходим для определения технического состава и баланса оборудования; для расчета производственной мощности предприятия и его производственных подразделений; для определения степени его износа, использования и сроков обновления. Стоимостная (денежная) оценка основных фондов необходима для определения их общей величины, состава и структуры, динамики, величины амортизационных отчислений, а также оценки экономической эффективности их использования [2].

Состав и структура основных фондов отражены в Таблице 2.

Как видно из таблицы, в структуре основных фондов ОАО «Магазин Продукты» наибольший удельный вес принадлежит машинам и оборудованию, затем следуют здания. Стоимость машин и оборудования ежегодно превышает 50% общей стоимости. В 2007 году по данной статье наблюдался значительный темп роста 124,0%. А наибольший темп роста был по статье транспортные средства и составил 180,3 %. За 2008 год произошло сокращение общей стоимости основных средств, в основном за счет продажи транспортных средств и уменьшения оборудования на 2,8 % (97,2 - 100,0).

 

Таблица 2 Состав основных фондов ОАО «Ижевский торг», тыс. руб.

Вид основных средств 2006 г. 2007 г. Темп роста за 2007 г., % 2008 г. Темп роста за 2008 г., %
  Сумма на конец периода Уд. вес, % Сумма на конец периода Уд. вес, %   Сумма на конец периода Уд. вес, %  
Здания   49,1   41,6 84,9   42,6 100,0
Сооружения   4,8   1,3 25,7   1,3 100,0
Машины и оборудование   45,6   56,3 124,0   56,1 97,2
Транспортные средства   0,5   0,8 180,3 - - -
Итого   100,0   100,0 -   100,0 -

 

Для анализа эффективности использования основных производственных средств рассчитаем стоимостные показатели, которые отражают в денежном выражении производственную отдачу основных фондов фирмы. Эти показатели можно условно разбить на 2 группы: обобщающие и частные показатели.

Обобщающие показатели зависят от многих технико-организационных и экономических факторов и выражают конечный результат использования основного капитала. К ним относятся:

. Капиталоотдача (фондоотдача) - реализация продукции на 1 рубль основного капитала:

 

, где (1.1)

- годовой объем реализованной продукции, руб.

Ф ос.ср. - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

 

, где (1.2)

 

Фн - стоимость основных фондов на начало отчётного периода;

Фк - стоимость основных фондов на конец отчётного периода.

. Капиталоемкость (фондоемкость) - величина основного капитала (по стоимости) приходящаяся на каждый рубль реализованной продукции:


(1.3)

 

. Капиталовооруженность (фондовооруженность) - стоимость основных средств, приходящаяся на одного работающего:

 

, где (1.4)

 

Ч - среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел [3].

Эффективность использования основных фондов в ОАО «Продукты» представлена в Таблице 3.

 

Таблица 3 Технико-экономические показатели использования основных производственных фондов

Показатель     Абсолютное изменение Темп роста, %
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. Среднесписочная численность ППП, чел. Капиталоотдача Капиталоемкость Капиталовооруженность, тыс. руб./чел. 118915 13009,5 213 9,14 0,109 61,077 144358 12872 217 11,21 0,089 59,318 25443 -137,5 4 2,07 - 0,2 -1,759 121,4 98,9 101,87 122,6 81,65 97,12

 

Данные таблицы показывают, что в 2008 году реализация продукции на 1 рубль основного капитала возросла на 22,6 %, то есть основные фонды стали использоваться более эффективно. Отрицательным фактом является снижение капиталовооруженности (в 2007 г. капиталовооруженность составила 61077 руб./чел, а в 2008г. - 59318 руб./чел). Такое снижение произошло из-за того, что среднегодовая численность персонала выросла на 1,87 %, а стоимость основных фондов, наоборот сократилась на 1,1 % (98,9-100,0). Но показатель имеет значительно высокий уровень и не сказывается негативно на эффективности использования основных средств.

При оценке основных средств важное значение имеет анализ технического состояния основных средств. Для проведения такого анализа необходимо рассчитать следующие коэффициенты:

. Коэффициент обновления (ввода) основных фондов, который показывает удельный вес новых основных фондов в составе всех основных фондов:

 

, где (1.5)

 

Ф ввод - первоначальная стоимость вновь введенных основных фондов за анализируемый период, руб.;

Ф кон - стоимость основных фондов на конец того же периода, руб.

. Коэффициент выбытия основных фондов, который показывает, какая доля основных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за ветхости и износа:

 

, где (1.6)

 

Ф выб - стоимость выбывших основных фондов за анализируемый период, руб.;

Ф нач - стоимость основных фондов на начало анализируемого периода, руб.

. Коэффициент прироста основных фондов характеризует процесс обновления основных фондов с учетом величины выбытия устаревших фондов и определяется по формуле:


(1.7)

 

Расчет коэффициентов обновления, выбытия и прироста основных фондов за анализируемый период 2007 - 2008 гг. приведен в Таблице 4.

 

Таблица 4 Расчет коэффициентов обновления, выбытия и прироста основных фондов за анализируемый период

Год Первоначальная стоимость основных фондов, тыс. руб. Стоимость основных фондов, тыс. руб. Коэффициент
  на начало года на конец года ввода выбытия прироста ввода выбытия прироста
             
            1,67 1,66 0,003
          -312 0,03 0,05 -0,024
Итого         -275 1,73 1,72 -0,021

 

Сопоставление коэффициентов обновления основных фондов с коэффициентами выбытия (отношения коэффициентов) позволило установить, что новые основные фонды в течение 2007 года направлялись на пополнение действующих, что обеспечивало их прирост на 37 тыс. руб. В целом же отношение коэффициентов примерно равно единице, что говорит о том, что основные фонды направляются преимущественно на замену устаревших. А в 2008 году доля вводимого оборудования резко сократилась, что привело к сокращению стоимости основных фондов на 312 тыс. руб. Данная ситуация может негативно сказаться в будущем на состояние основных фондов предприятия.

При анализе основных средств обычно используют показатели, связанные с эффективностью использования площадей и складской емкости. На предприятиях торговли площадь обычно подразделяют на общую, торговую, площадь торгового зала.

Общая площадь магазина включает торговую, рабочую и вспомогательную площадь. Её определяют как сумму площадей всех этажей, измеренных в пределах внутренней поверхности наружных стен, площадей, антресолей и переходов в другие здания.

Торговая площадь магазина выражает сумму площадей торгового зала, залов отдела заказов и кафетерия, помещений для оказания услуг покупателям, включая площадь демонстрационного зала.

Для выяснения степени использования торговых площадей «Продукты» рассмотрим следующие показатели:

· доля торговой площади в общей площади предприятия

· товарооборот на 1 м2 общей площади;

· товарооборот на 1 м2 торговой площади.

 

Таблица 5 Показатели эффективности использования торговых площадей «Продукты»

Показатель 2007 г. 2008 г. Абсолютное изменение Темп роста, %
Товарооборот, тыс. руб.       121,4
Торговая площадь, м2 1366,4 1007,4 -359 73,7
Общая площадь, м2 4404,3 3990,9 -413,4 90,6
доля торговой площади в общей площади предприятия, % 31,02 25,24 - 5,78 81,37
товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./ м2 27,0 36,17 9,17 134,0
товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./ м2 87,03 143,3 56,27 164,65

 

Как видно из Таблицы 5, наблюдается сокращение имеющейся у организации площади: торговая площадь сократилась на 26,3 %, что привело к уменьшению общей площади на 9,4 %. В связи с этим произошло снижение доли торговой площади в общей до 25,24 %. Это связано с тем, что предприятием был продан один из объектов недвижимости, чтобы выйти из критического состояния. Но данное обстоятельство и не сказывается негативно на эффективности использования торговых площадей. Доказательством является то, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %, это объясняется продажей торговых площадей, что привело к сокращению на 26,3 %.

Также при оценке состояния основным средств необходимо рассчитать коэффициент износа и коэффициент годности. Коэффициент износа основных фондов характеризует среднюю степень их износа и определяется по формуле:

 

, где (1.8)

 

Физн - стоимость износа всех или соответствующих видов основных фондов

Фп - первоначальная стоимость всех или отдельных видов основных фондов

Коэффициент износа рекомендуется исчислять на начало и конец исследуемого периода.

Коэффициент годности основных фондов показывает, какую долю составляет их остаточная стоимость от первоначальной стоимости за определенный период. Он определяется по формуле:

 

(1.9)

 

Коэффициент годности основных фондов можно также исчислять вычитанием процента износа из 100 %.

Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов осуществляется в Таблице 6.

Износ основных фондов на предприятии на начало 2007 года был значительный и составил 21,6 %. Но за 2007 год положение ухудшилось и на конец периода коэффициент износа возрос почти в 2 раза (на 91,2 %). В 2008 году также наблюдается сокращение коэффициента годности основных фондов, но уже не столь значительное - на 6,5 %. На конец 2008 года 45,1 % основных средств износилось, это подтверждается и практическим наблюдением: оборудование уже старое, кассовые аппараты, холодильники не однократно ломались. Предприятию срочно необходимо обновить основные фонды: купить оборудования, сделать ремонты зданий.

 

Таблица 6 Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов на предприятии за 2007-2008 гг.

Год Первоначаль ная стоимость основных фондов, тыс. руб. Остаточная стоимость основных фондов, тыс. руб. Износ основных фондов, тыс. руб. Коэффициент износа Коэффициент годности
  на начало года на конец года на начало года на конец года на начало года на конец года на начало года на конец года на начало года на конец года
              0,216 0,413 0,784 0,587
              0,413 0,451 0,587 0,549

 

Анализ состояния основных фондов выявил необходимость разработки программы внедрения новой техники и ввода новых производственных объектов. При этом особое внимание обращается на внедрение прогрессивного оборудования, на увеличение доли высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессов, повышающих конкурентоспособность предприятия и его продукции [4].

 

1.4.2 Оборотные средства предприятия

Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты» приведен в Таблице 7.

 

Таблица 7 Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты», тыс. руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: