Искусство и наука в годы Великой Отечественной войны




Здравствуйте, наши уважаемые зрители и слушатели! «Красная школа» продолжает пользоваться затишьем на фронте весной и в начале лета 1943 года.

Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, что на первый взгляд совсем не стыкуется с понятием войны – о науке и искусстве.

Давно известно изречение: когда говорят пушки, музы молчат. Но в годы Великой Отечественной войны советское искусство, образно говоря, вышло на огневой рубеж и опровергло это правило. На деятелей искусства обрушились все беды войны: уход талантливой молодёжи на фронт, резкое уменьшение финансирования, необходимость эвакуироваться и налаживать жизнь и работу на новом месте, значительное ухудшение материального благосостояния. Однако социалистическое искусство создало во время войны множество блестящих произведений и внесло достойный вклад в победу.

Литература. Около двух тысяч писателей и журналистов, включая крупнейших и известнейших мастеров слова, ушли на фронт, чаще всего – военными корреспондентами. Более четырехсот из них, в том числе Аркадий Гайдар, Евгений Петров, Муса Джалиль, не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. Главными темами были патриотизм, мужество, готовность отдать жизнь за Родину, уверенность в победе, ненависть к врагу и одновременно – любовь, верность в разлуке, надежда на встречу.

Любимым жанром и на фронте и в тылу стала лирическая поэзия. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших событиях. Необычайной любовью и популярностью пользовалась поэма Твардовского «Василий Тёркин». Тёркин стал любимым героем читателей и поистине превратился из литературного героя в фольклорного. Вся страна знала наизусть стихи «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом» Симонова, «Мужество» Ахматовой, «Я убит подо Ржевом» Твардовского и другие. Стихи Суркова, Исаковского, Фатьянова и других поэтов стали текстами любимых в народе песен. Много было сатирических стихов, высмеивающих врага.

Другим любимым жанром стала публицистика. Огромной популярностью у читателей пользовались фронтовые корреспонденции, очерки и статьи Эренбурга, Симонова, Полевого, Алексея Толстого, Вишневского, Суркова, Леонова, Шолохова, Фадеева. Они рассказывали суровую правду о войне, приводили неопровержимые факты зверств захватчиков, поддерживали в народе уверенность в победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. Из очерков мир впервые узнал о подвигах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, двадцати восьми панфиловцев, молодогвардейцев.

Из других жанров назовём циклы рассказов «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого и «Морская душа» Соболева. Значительными литературными событиями стали пьесы «Фронт» Корнейчука о борьбе старого и нового в руководстве войсками, а также «Нашествие» Леонова и «Русские люди» Симонова, посвящённые героической борьбе с врагом на оккупированной территории.

Театр. Многие театры Москвы, Ленинграда и других городов были эвакуированы вглубь страны: Ленинградская консерватория – в Ташкент, Большой театр – в Куйбышев, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова – в Пермь и т.д. Но одновременно в Москве работали филиал Большого театра и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов, часто спектакли шли под обстрелами и бомбёжками.

С первых дней войны на фронт стали выезжать концертные бригады. Всего за время войны на фронте побывало около 4000 таких бригад, в которых было занято 42 тысячи артистов, они дали на передовой около 473 тысяч концертов. Во фронтовых бригадах участвовали самые известные исполнители: Шульженко, Утёсов, Райкин, Ойстрах, Флиер, Гилельс и другие. В холодные дни, в суровых условиях фронта артисты выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. Нередко рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Живопись. С самого начала войны, как и в Гражданской войне, на первый план вышло искусство плаката. Художники-плакатисты – Кукрыниксы, Ефимов, Горяев и другие – быстро откликались на все события новыми талантливыми работами, мобилизуя народ на бой и труд. Стихотворные подписи к плакатам делали известные поэты Маршак, Бедный, Лебедев-Кумач. Таким же символом войны, как и песня «Священная война» стал плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Любимыми в народе стали плакаты Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», Шмаринова «Отомсти!», Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», сатирические плакаты. С изменением хода войны изменилась и тематика плакатов, они наполнились победным настроением, гордостью за страну и армию. Но осталось прежним мастерство художников и популярность в народе.

Одновременно в годы войны было создано немало крупных произведений живописи, отражавших все стороны жизни: и горе войны, и доблесть воинов, и героический труд, и победу. Среди них можно назвать картины «Мать партизана» Герасимова, «Оборона Севастополя» Дейнеки, «Фашист пролетел» Пластова и другие. Часто художники обращались к героической истории нашей Родины, стремясь вдохновить людей подвигами великих предков. Таковы картины Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», Ульянова «Лористон в ставке Кутузова», Корина «Александр Невский». Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.

Музыка. Любимым музыкальным жанром в годы войны стала песня. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Недаром в тяжёлом 1942 году на Апрелевском заводе было возобновлено прерванное войной производство грампластинок. Пластинки пошли на фронт вместе с боеприпасами, пушками и танками.

В первые дни войны композитор-коммунист Александров и поэт-коммунист Лебедев-Кумач написали гениальную песню «Священная война». Эту песню подхватила вся страна, её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. «Священная война» стала символом, музыкальной эмблемой войны. Замечательные военные песни создавали композиторы Соловьёв-Седой, Блантер, Баснер, Фрадкин и многие другие. Одно лишь перечисление этих песен займёт немало времени: «В землянке», «Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Песня о Днепре», «Вечер на рейде» и многие-многие другие.

Ещё одним гениальным символом войны стала Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича. Впервые она была исполнена в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра. А затем её исполняли по всему миру: в Ленинграде, в Москве, в Лондоне, в Нью-Йорке, где дирижировал Тосканини. Один из американских критиков сказал: «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима».

Кино. Необычайную популярность в годы войны приобрело документальное кино. На фронте работало около 250 кинооператоров, благодаря которым люди и военного, и последующих поколений могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Каждый пятый из них погиб. Они сумели создать правдивую и суровую кинолетопись. Документальные кадры, снятые в годы войны, стали бесценными. К ним до сих пор обращаются современные режиссеры, чтобы более точно изобразить войну в своих кинокартинах. Фильм Копалина и Варламова «Разгром немецких войск под Москвой», получил в 1943 году премию «Оскар» как лучший документальный фильм – первый «Оскар» в истории советского и российского кино. Документальные фильмы, снятые в период войны, сыграли важную роль на суде в Нюрнберге, где они принимались как неоспоримые доказательства.

Художественные фильмы было снимать намного сложнее, чем документальные. Крупнейшие киностудии были эвакуированы в основном в Алма-Ату, где оборудования и условий для съёмок почти не было. Все картины, созданные в условиях войны, можно считать подвигом. Первыми военными картинами стали боевые киносборники, состоящие из нескольких короткометражных фильмов и пользовавшиеся огромной популярностью на фронте. Первым полнометражным фильмом о войне стал фильм Пырьева «Секретарь райкома», снятый в 1942 году. Затем были сняты «Она защищает родину» Эрмлера, «Воздушный извозчик» Раппапорта, «Актриса» Трауберга, «В 6 часов вечера после войны» Пырьева, «Два бойца» Лукова и многие другие замечательные фильмы. Часто режиссёры обращались к истории, включая Гражданскую войну: вышли фильмы «Александр Пархоменко» режиссера Лукова, «Котовский» Файнциммера, «Кутузов» Петрова, шедевр Эйзенштейна «Иван Грозный» и другие. Исторический киножанр помогал найти в прошлом примеры мужества и героизма. В целом же кинематограф военного времени славился реалистичностью, правдивостью и патриотичностью.

Мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы войны. Своей культурой и искусством Советский Союз доказал всему миру, что даже в самые трудные годы остался страной свободных и талантливых, никому не покорившихся художников, поэтов и музыкантов. Как и раньше, перечисленные произведения искусства – это наша рекомендация зрителям, какие произведения той эпохи прочитать, посмотреть и послушать.

Наука. В условиях военного времени основные усилия в науке неизбежно смещались от фундаментальных исследований в сторону прикладной науки и практических разработок для фронта. Главными направлениями научной работы в годы войны были: 1) совершенствование военной техники и создание новых средств борьбы с врагом; 2) научная помощь промышленности в организации и расширении военного производства; 3) изыскание и использование новых сырьевых ресурсов страны; 4) замена дефицитных материалов местным сырьём; 5) сокращение производственных циклов в металлургии и химической промышленности.

Новые богатые месторождения руд, угля и нефти были открыты на Урале, Алтае, в Казахстане, Средней Азии и на Крайнем Севере. В районах Поволжья и Прикамья были обнаружены мощные нефтяные месторождения. Академик Капица решил задачу получения жидкого кислорода в больших количествах – это тоже важнейшее сырьё для военной промышленности.

Много внимания в начальный период войны уделялось борьбе с морскими минами. Академик Курчатов с сотрудниками успешно решал задачу защиты кораблей Черноморского флота от электромагнитных мин. Лаборатории члена-корреспондента АН СССР Андреева удалось создать специальные тралы для борьбы с акустическими минами противника.

Учёные внесли большой вклад в создание нового вооружения. Была сконструирована первая в мире автоматизированная линия для последовательной обработки броневых листов, что позволило повысить производительность труда в 5 раз. Были созданы высокопроизводительные станки для протяжки каналов орудийных стволов и обработки конусов снарядов и мин. С участием академика Гудцова был разработан новый тип снарядов с вдвое большей бронепробиваемостью. Начались испытания первого советского реактивного самолёта. О работе академика Патона уже рассказывалось.

Несмотря ни на что, продолжались и фундаментальные научные исследования. В 1942 году, когда стало известно об интенсивной работе в США, Англии и Германии над проблемой атомного оружия, по решению ЦК ВКП(б) были возобновлены прерванные в начале войны исследования в области атомной энергии. Эту разработку возглавил выдающийся учёный Курчатов.

Велики были успехи советской медицины. Военные врачи добились возвращения в строй 75% раненых. Зинаида Ермольева в 1942 году разработала и внедрила в производство советский вариант пенициллина. Это спасло тысячи жизней!

Советской науке тоже пришлось перенести все трудности начального периода войны: потеря части учреждений западных районов, уход сотрудников на фронт, эвакуация, тяжёлое материальное положение, сокращение финансирования. Но исследования продолжались даже с большей интенсивностью, чем до войны. Уже в 1943 году бюджетные ассигнования на научную работу превысили довоенный уровень. И вклад учёных в нашу победу огромен.

На этом на сегодня закончим. До свидания!

До новых встреч в эфире!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: