Тема: «Дифференциация Т— Д»




 

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Д?

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг.

Сколько раз в стихотворении встретился мягкий звук Д?

Буква Д — в числе согласных

И, конечно, не напрасно!

Не было б без Д деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых душ, детей и детства.

Буква Д, тебя приветствуем!

Сколько раз в стихотворении встретился звук T?

* * *

Слов на Т есть вереница:

Т — тетрадка, Т — таблица,

Тайна, темнота, трава,

Птицы есть — тетерева.

* * *

Т — такая мастерица,

Можно только удивиться!

Творог, тесто, табуретка,

Телефон, табак, таблетка,

Тишина, тоннель, туман,

Танец, талия, тюльпан!

Т. Сшшцина

 

Напоминаем!

Звук Д — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Т - глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

 

2. Сколько здесь букв Д и Т:

дТдГтДддТдТт тДтдвТ

3. Подчеркни букву Д в ряду букв:

ПЛДБГДВБЧДИДКЦНДНДГПДБ АДЦПДГЛДИМДБЧДЗАПРДНБТ уивдбдлвдорбвзудвосбузждруидб

Подчеркни букву Т в ряду букв:

ЧЦСТБПТКПАРОТИТГТЛПБТК ЦТНГПТСЧКТСБЛТГНКТЦБТЛ

птлштцчтлимнтплтимгнцшпнквт

Подчеркни букву Д одной чертой, букву Т — двумя.

ПТЛДГКДХБТГНДДГТНПХЛДГТ РТНГТАЛДПТБНГДЧЫЦТАКЛД

птмибдвдптсдузднтштдвбтпл кд

4. Прочитайте слова с буквой Д, затем с Т.

Работа, город, росток, стебель, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор, природа, борода, свобода, плот.

 

5. Вставь слова, подходящие по смыслу:

Назовем мы книгу_

Для жилья построим {том, дом)

По реке плывут____

На ветвях висят___ {плоды, плоты)

Под Москвой есть город

{дверь, Тверь)

В доме открываем

Соловей выводит_

Слесарь в сеть включает {трель, дрель)

 

6. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

За...ача, пого...а, ле...о, кар...ина, свобо..а, горо...а, бе...а, пар...а, мо...ор, яго...ы, заво...ы, лопа...а, боро...а, гнез...о, пе...ушок,...екабрь.

 

7. Составь схемы слов, обозначив на них буквы Д, Т. Образец: в слове подарок 7 букв, буква д третья.

Схема этого слова:_ _д_ _ _ _.

Доктор, дыня, точка, люди, уточка, гадюка, тетради, дятел, один, одежда, аромат, медведи, парта, дети.

 

8. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим. Рассуждайте по образцу: так как в слове салаты перед ы четко слы­шится т, поэтому в слове салат пишу букву т.

Салаты — салат народы — наро...

портреты — портре... площади — площа...ь

дрозды — дроз... коты — ко...

заводы — заво... провода — прово...

клады — кла... подъезды — подъез...

города — горо... сады — са...

года —го... лебеди —лебе...ь

плоды — пло... льды —ле...

мосты — мос... медведи — медве...ь

походы — похо... кроты — кро..

 

9. Вставить букву Т синим цветом, Д — зеленым. Образец рассуждений: в слове дрозд пишу букву д, потому что проверочное слово дрозды, в котором после д стоит гласная буква ы.

Дрозд — дрозды, поле... —..., ко... —..., прово... —..., кла... —..., подъез..., тру..., горо..., са..., неф...ь, го..., верблю..., огоро..., запа..., све..., сала..., крова...ь, наро.., портре..., нево..., площа...ь, ви..., дож...ь, ро..., Леони..., пло... (из дерева), (сладкий) пло..., медве...ь, бра..., гла...ь, мос..., хо..., паке..., похо..., парохо..., отря....

Какие из этих слов обозначают птиц и животных? Расскажи, что ты о них знаешь.

 

10. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом.

Похо...

Мара... — бра... Давида. Мальчики пошли в похо.... Набрали много яго.... Полил дож...ь. Посыпал гра.... Мара... и Дави... бегут наза.... Вот мос.... За ним са.... Вот и родной дом.

(29 слов)

Ко...

Вот ко.... Он уса.... Ему скоро го.... Ко... вскочил на крова...ь. Увидел портре... и распушил хвос.... Прыг наза...! Через порог ко... выскочил в са...! В саду много яго.... Ко... побежал на огоро.... Там дроз.... Улетай, дроз...!

(37 слов).

После того, как ребенок вставил буквы, напишите один из этих текстов под диктовку.

 

11. Вставь пропущенные согласные. Укажи проверочные слова.

Ледохо...

Ледохо...! Ледохо...!

По реке зима плывет.

Ледяную бронь реки

Солнце колет на куски.

Поднимая жаркий моло...,

Со всего размаху бьет

И уносит зимний холо...

К океану ледохо....

А. Блинов

 

12. Письмо по памяти.

Жил в Одессе черный кот

Он залез на пароход

С удовольствием в буфете

Съел с колбаской бутерброд.

13. Раскрой скобки, объясни свой выбор. Составь 3 предложения с любы­ми из этих словосочетаний.

Висит пло(д,т), цветочный ме(д,т), конный ря(д,т), уважать тру(д,т), кипучий водопа(д,т), тянуть нево(д,т), много звез(д,т), черный дроз(д,т), старый са(д,т), далеко впере(д,т), чудесный арома(д, т), глубокий пру(д,т), тонкий пру(д,т), кус(д,т) сирени, въез(д,т) на мос(д,т), заячий хвос(д,т), косой дож(д,т)ь.

 

14. Раскрой скобки, докажи правильность своего выбора.

Буде(д,т) хлеб — буде(д,т) и обе(д,т). Важен не обе(д,т), а приве(д,т). Не гла(д,т)ь лоша(д,т)ь рукою, гла(д,т)ь овсом. Плох обе(д,т), когда хлеба не(д,т). Проймет холо(д,т) — появиться голо(д,т). Зелен виногра(д,т) не сладок, моло(д,т) ум — не крепок.

.

15. Исправьте, где надо, ошибки, подобрав проверочные слова.

Нидь, огород, портрет, трут, пакет, много блют, хот, народ, клат, клесд, кровадь, полед, изгороть, вид.

 

16. «Ты — учитель». Найди и исправь ошибки нерадивого ученика, объясни, как проверить эти слова.

а) Медветь, клест, брад, борт, нить, пакед, дрозт, (вкусный) плот, (крепкий) плот, (пушистый) кот, завот, провот.

б) Город, сат, нефть, лебедь, кровадь, свет, пароход, народ, портред, плошать, утка, вьезт.

 

17. Вставить Д зеленым цветом, T — синим.

Рассуждай по образцу: в слове гладок перед о четко слышим д, поэтому в слове гладкий пишем букву д.

Гладок — гладкий жиденький — жи...кий
деточка — де...ка посадить — поса...ка

шуточка — шу...ка чистить — чис.ка

прятать — пря...ки ягоды —яго...ки

кровати — крова...ка короток – коро…кий

площади — площа...ка сладок — сла...кий

блюдечко — блюд...це находить — нахо...ка

походочка — похо...ка ряды — ря...ком

редок —ре...кий борода — боро...ка

 

 

19. Вставить Д, Т, доказать правильность выбора, подобрав провероч­ное слово. Образец рассуждения: в слове сладкий пишу букву д, потому что про­верочное слово сладенький.

Сладкий — сладенький, шу...ка —.., де..ки —..., поса...ка, блю...це, ря...ком, ша...кий, оста...ки, гря...ки, яго...ка, гла...кий, жи...кий,

коро...кий, незабу...ки, боро...ка, крова...ка, заря...ка, запла...ка, ре...кий, пря...ки, ве...хий, чу...кий, нахо...ка, чис…ка, похо...ка, тетра...ка, гру...ка, горо...ки, лоша...ка, площа...ка, закла...ка.

Придумайте 5 словосочетаний с любыми из этих слов.

Жил один садово...,

Он развел огоро...,

Приготовил старательно гря...ки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспоря...ке.

Н. Кончаловская

20. Раскройте скобки, устно объясните правописание этих слов.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

В лесу листопа (д, т). Шишка упала на гла(д, т)кий пенек. Пожелтел низкий кус(д,т). На де­ревьях ре(д,т)кие листочки. Дни стали коро(д,т)ки. Вода в пру(д, т)у холо(д,т)ная. Не ви(д,т)но рыбаков на ло(д,т)ках, не стоят пала(д,т)ки на берегу. Медве(д,т)ь, полакомив­шись ме(д,т)ом, уже сла(д,т)ко спит в берлоге.

21. Раскрой скобки, объясни свой выбор.

Мягко стелет, да жес(т,д)ко спать. В чужой ло(д,т)ке всегда больше рыбки. Хорош гос(д,т)ь, когда ре(д,т)ко ходит. Шу(д,т)ке — мину(д,т)ка, делу — час. И ре(д,т)ко шагает, да твердо ступает. Каков ро(д,т), таков и припло(д,т). О меде хоть го(д,т) думай, во рту сла(д, т)ко не станет. Хвос(д,т) голове не указка. Оста(д,т)ки всегда сла(д,т)ки. Голод не те(д,т)ка, пирожка не даст. С миру по ки(д,т)ке — голому рубашка. Где слова ре(д,т)ки,там они вески. Рыбка мелка, да уха сла(д,т)ка. Поле тру(д,т) любит.

Как вы понимаете значение этих пословиц?.

 

22. Исправь, где нужно, ошибки, объясни правописание этих слов.

Грятки, зарядка, тетрадка, запладка, незабутка, слаткий, грудка, трут, год, брат, лотка, поход, паладка, шерстка, верблют, дедки, лебетка, объетки, пароход, подъезт, загатка, старость, похотка, изгороть, без ягот, шаткий, лошатка, город, площатка, дедский

23. Зрительный диктант.

На цветах гудят жуки,

Пахнет клевер сла д ко.

Ребятишки у реки

Встали на заря д ку.

3. Александрова

24. Отгадай загадку и запиши ее по памяти.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневой шапкой

С бархатной подкладкой. (Белый гриб)

25. Работа с текстом.

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните Д, Т раз­ными цветами. Выпишите 4-5 слов с буквами Д, Т. Составьте и запишите 3-4 вопроса по тексту.

Точно по часам

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть. С. Маршак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: