Тема: «Дифференциация Ж — Ш»




 

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ж?

а) Жизнь природы интересна,
Много в ней нам не известно.
Почему у рыбы — жабры?
Почему в болоте жабы?

б) Почему цветет жасмин,

В небе — журавлиный клин?

И зачем желток с белком

Спрятались в яйце одном?!

в) Буква Ж — для нас легка,
Ее вид напоминает

Паука или жука.

Кто же этого не знает!

Сколько раз в стихотворении встретился звук Ш?

а) Над шитьем швея склонилась,

Шаль с ее плеча спустилась,

Взмах иглы и снова — взмах,

Шелк шуршит в ее руках.

б) Щедр к шипящим наш язык:

Шоколад, щербет, шашлык,

Шея, шарф, щека и шест,

Шапка, шубка, цифра шесть. Т. Синицина

Напоминаем

Звук Ж — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувст­вуется вибрация.

Ш — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

.

2. Чем отличаются выделенные слова?

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

...Две вороны ворожили,

Десять — сено ворошили

И сороки не тужили:

У реки пожар тушили.

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых шарил.

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая ушами.

3. Подчеркни букву Ж в ряду букв:

КХЖАУМЖГЫЖЮМЖЧЖЫЖДВ ФЖЭЩЖКЖРПЖКУЦЖТМЭЖЮ ЯЖХУЖЩФЫЖМЖУКЖТИМЖС

хсжкнгжлжижхтпжынпмижмж

Подчеркни среди данных букв букву Ш:

ишцщпнтшчщшдшнштщм

шишмкшщмчштшцпшнгщ

ШТИМЩПРКШЧЩШЦШЩШИМ

мичштшпцгшщштшпшнгшчшщш

Подчеркни букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

жхшмзсшщжюхцшсмщтх

ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ Ч Ш

Ж 3 Щ С Ш М И Щ Ж Ц Ш П Ш М Щ X

Ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

 

4. Прочитайте сначала слова с буквой Ж, затем с Ш:

Шахматы, шаги, жаба, животное, шалун, во­жатый, жара, мыши, горошек, медвежонок, журавль, гребешок, шампунь, шорты, одеж­да, шея, кожа, ежевика.

5. Вставь букву Ж зеленым цветом, Ш — синим. Записывая, проговаривай слова вслух.

По...ар, лу...а, ланды...и, ма...ина, пи...ама, по...арный,...аворонок,...утник, ло...адь, гру...а,...урнал, моро...еное, пры...ок, ору...ие, игру...ки

 

6. Составь схемы слов, выделив в них буквы Ж, Ш. Образец: в слове шапка 5 букв, из них ш — первая.. с хема слова: ш_ _ _ _

Шапка, афиша, лыжи, петушок, дружок, штора, мышонок, пряжа, лошадь, лягушонок, урожай.

7. Вставь букву Ж или Ш. Ж пиши зеленым цветом, Ш — синим.

Стрижи — стриж чижи — чи....

моржи —мор... ежи —е...

ерши —ер... ужи —у...

дрожать — дро... гаражи — гара...

камыши — камы... этажи — эта...

коржи —кор... ножи —но...

8. Вставить Ж — зеленым цветом, Ш — синим. Образец рассуждений: в слове камыш пишу букву ш, потому что проверочное слово камыши, в котором после ш стоит гласная буква и.

Камыш — камыши, мане... —..., но... —..., е... —..., плю..., лава..., ер..., каранда..., ду..., чи..., гара..., глу...ь, пля..., эта..., кор..., му..., мор..., у..., ро...ь, дро...ь, сторо..., черте..., пейза..., мы...ь.

9. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание этих слов. Напоминаем! Записывая, проговаривай слова шепотом или вслух. После того, как ребенок вставил буквы, напишите этот же текст под диктовку.

Репорта...

Журналист Янош делал репорта.... Он забрался в глу...ь. Как хоро... пейза...! Вокруг ро...ь. Вот ланды.... Вот е.... Ползет у.... Бежит мы...ь. Летит чи.... Какая ти...ь! Ли...ь шумит камы....

(29 слов)

Мы...ь

На блюде лежат лава... и кор.... На стол влезла мы...ь. Леонид прогнал ее. Мы...ь начала грызть каранда... и папин черте.... Нет у...! Не трожь черте...!

(26 слов)

На пляже

Мы сдали на... бага... и пошли на пля.... Там растет камы....Прыг в воду! Дро...ь прошла но телу. Вот ер.... Плывет у.... Мы поднялись к себе на эта.... После купания нужен ду....

(36 слов)

 

10. Раскрой скобки, обоснуй свой выбор. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Стоит шала(ш,ж), стальной но(ш,ж), спелая ро(ш,ж)ь, серый е(ш,ж), свежий фар(ш,ж), хо­лодный ду(ш,ж), очаровательный крепы(ш,ж), колючий ер(ш,ж), верхний эта(ш,ж), медовый кор(ш,ж), сломанный каранда(ш,ж), острый но(ш,ж),большой гара(ш,ж).

11. Раскройте скобки. Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц. Значение непонятных слов посмотри в словаре

Видом хоро(ш,ж), а на дело не го(ш,ж). Сам хоро(ш,ж), а ума ни на гро(ш,ж). Кто на кого похо(ш,ж), тот с тем и схо(ш,ж).

12. Письмо по памяти.

а) Родине служи,

Со всеми дружи.

Младшим помогай.

Старших уважай.

б) Чиж, чиж!

Ты куда летишь?

Лечу на опушку,

На птичью пирушку.

Там возле тына

Поспела рябина.

13. Тест. Выбрать правильный вариант ответа

1 2 3

Стри... ж ж ш

Малы... ж ш ш

У... ш ж ж

Е... ж ж ш

Но... ш ж ж

Ответ:

 

Зрительно-слуховой диктант.

 

Женя и Миша нашли на дорожке сада ежика. Он шуршал в желтой листве. Миша положил ежика в лукошко и принес в шко­лу. Ребятишки оставили жить его в живом уголке. Они дружно ухаживали за ежиком.

(34 слова)

 

15. Вставь Ш — синим цветом, Ж — зеленым. Рассуждай по образцу: так как в слове снежок перед о четко слы­шится ж, в слове снежки пишу букву ж.

снежок — снежки орешек — оре...ки

бумажечка — бума... а ложечка — ло...ка

варежек — варе...ка уши — у...ки

ладошечка — ладо...ка кружечка — кру...ка

ножечки — ножки опушечка — опу...ка

бежать — пробе...ка флажок — фла...ки

книжечка — кни...ка сапожок — сапо...ки

кружок — кру...ки дорожечка — доро...ка

мешок —ме...ки мошечка —мо...ка

прыжок — пры...ки пирожок — пиро...ки

мыши — мы...ка брошечка — бро...ь

 

16. Ш — синим цветом, Ж — зеленым, образ ец рассуждений: в слове чашка пишу букву ш, потому что проверочное слово чашечка, в котором после ш стоит гласная буква.

Чашка — чашечка, пиро...ки, сне...ки, сырое...ки, ка...ка, фла...ки, оре...ки, гармо.ка, у...ки, бума...ка, бука...ка, ладо...ка, ло...ка, кру...ка, карто...ка, доро...ка, теле...ка, гребе...ки, поду...ка, кру...ки, ме...ки, коври...ки, ля­гу...ка, ми...ка, хрю...ка, пры...ки, мо...ка, бро...ка, мы...ка, клю...ка, луко...ко, подру...ка, ши...ка, сере...ка, стру...ка, но...ки, кро...ки, опу...ки, пробе...ка, рома...ка, руба...ка, сапо...ки.

 

17. Раскрой скобки, объясни свой выбор. Проговаривай слова по сло­гам вслух или шепотом!

Добрый деду(ш,ж)ка, под крылы(ш,ж)ко, крепкий оре(ш,ж)ек, низкая но(ш,ж)ка, вкусный пиро(ш,ж)ок, у Сере(ш,ж)ки сы-рое(ш,ж)ки, узкие сапо(ш,ж)ки, жидкая ка(ш,ж)ка, мороз со сне(ш,ж)ком, тонкая лепе(ш,ж)ка, узкая доро(ш,ж)ка, бабу(ш,ж)ка в око(ш,ж)ке, лесная опу(ш,ж)ка, у(ш,ж)ки на маку(ш,ж)ке, ловкая ко(ш,ж)ка, сосновая ши(ш,ж)ка, коре(ш,ж)ки в луко(ш,ж)ке, избу(ш,ж)ка на тонких но(ш,ж)ках.

18. Раскрой скобки.

Метил в луко(ш,ж)ко, а попал в око(ш,ж)ко. Не нашел гусь зерны(ш,ж)ка, глотает и каме(ш,ж). Дорога ло(ш,ж)ка к обеду. Не спрашивай у ко(ш,ж)ки лепе(ш,ж)ки. В наряде хоро(ш,ж), а без него на пень похо(ш,ж). Ко(ш,ж)ке игру(ш,ж)ки, а мы(ш,ж)ке — слезки. С миру по нитке — голому руба(ш,ж)ка.

Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок. Попробуй придумать рассказ, заглавием которого будет пословица; Кошке игрушки, а мышке слезки.

19. «Ты учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика и объясни ему правописание этих слов.

а) Мишка, чертеж, мыжка, варешка, подрушка, репортаж, пичужка, клюшка, окрожка, морж, сапошки, у петушка, орешки, птажка,
шижка, лягушка, снешки, лукожки, чиж, ру­башка, экипаш.

б) Книшка, рошки, корж, крожки, эташ, са­пожки, Серешка, пляж, багаж, ромашка, гарможка, стружка, ушки, гребежком, коврижка, карандаж, гараж, тишь, дуж, хрюжка, опужка, пробежка, камыж, сторош, ералаш, нош.

 

20. Зрительный тельный диктант.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в кружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

21. Письмо по памяти.

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

(Ромашка)

23. Работа с текстом. Прочитай выразительно стихотворения. Попробуй инсценировать эти стихотворения. Выпиши из данных текстов слова с Ж, Ш, Ж и Ш.

Раз шажок, два шажок,

Правый, левый сапожок.

Я учу Алешку

Топать понемножку. Г. Лагздынь

Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь!

Телефон

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

1. Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

2. Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош! К. Чуковский

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: