Карта проекта «Что мы знаем о воздухе?»
Тема проекта: «Что мы знаем о воздухе?» Тип:познавательно - исследовательский |
Актуальность Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воздуху - стали залогом выживания на нашей планете. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Понимание элементарных связей, существующих в природе, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как воздух, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта. |
Цель проекта: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности. |
Задачи проекта Для детей: Обучающие: • Познакомить детей с основными свойствами воздуха •Учить способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом •Приучать зарисовывать и отмечать результаты наблюдений Развивающие: • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь Воспитательные: • Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе Для педагогов: • Составить карту проекта и осуществлять ее реализацию в разных видах детской деятельности. Для родителей: Подготовить материал на тему «Опыты и эксперименты с воздухом в домашних условиях» Подготовить библиотечку для родителей «Что почитать детям о воздухе» Получить согласие желающих участвовать в городском конкурсе исследовательских проектов и подготовить совместно с родителями материалы публичного выступления детей с проектом на конкурсе |
Продолжительность (сроки реализации) 5 недель, февраль-март. |
Участники: дошкольники 5 лет, педагоги, родители. |
Итоговый продукт: Форма проведения итогового мероприятия:представление проекта на городском конкурсеисследовательских проектов Продукты проекта: Для детей: · Поделки ракеты, машины, бабочек и ветрячков Для педагогов: · Создание альбома «Воздух». ·Организационные мероприятия по участию детей в конкурсе исследовательских проектов (презентация, текст детского выступления). Для родителей: · Конкурс исследовательских проектов --Подготовка материала для альбома «Воздух» --Приобретение игровых атрибутов. |
Предполагаемый результат: · Обогащение знаний и представлений детей о свойствах воздуха, умений исследовать окружающий мир · Развитие экологических чувств у детей. |
Наименование мероприятий | Форма организации | Ресурсное обеспечение | Распределение по целевым группам | Социальное партнёрство | ||
РППС (развивающая среда) | Методическое нормативное | |||||
1 этап проекта (подготовительный) | ||||||
10.02-14.02 1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры. | Методическая работа с литературой | Поместить в книжный уголок для детей, в приемную для родителей | Библиотека им. Маяковского | |||
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Что мы знаем о воздухе». | Стендовая информация, папка-передвижка | оформление уголка опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности «Простые опыты с воздухом» | Интернет ресурсы | Родителям | ||
3. Составить анкету для родителей на тему: «Воздух». | Анкета | Родители | ||||
4. Провести анкетирование родителей. | Родители воспитатели | |||||
5. Составить перспективный план мероприятий(карту проекта). | Воспитатели | |||||
II этап проекта (основной) | ||||||
17.02-21.02 Презентация «Что мы знаем о воздухе» | НОД | Интернет источник | Вся группа | |||
Кому нужен воздух | НОД изобразительная деятельность | Вся группа | ||||
Русская народная сказка Р.Н. С «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение художественной литературы | Книга | Вся группа | Библиотека | ||
Опыты: 1.Обнаружение воздуха 2.Передвигаем предметы | Кружковая работа | Предметы для экспериментальной деятельности | Уголок опытно-экспериментальной деятельности | Подгруппа. | ||
Веер, бабочка | Конструктивная деятельность | Фантики от конфет, цветная бумага | Вся группа | |||
П/И «Пузырь», «Воздушный шар», «Волшебный рожок» | Игровая деятельность | Вся группа | ||||
Надувание воздушных шариков | Оформляем группу к празднику | Воздушные шарики | Желающие | |||
Чтение «Воздух» | Ознакомление с литературой | Книга «Наука» изд. «Росмен» | Книжный уголок | Вся группа | Библиотека | |
24.02-28.02 Заучивание стихотворений «Воздух нужен, чтоб дышать…» | НОД Речевая деятельность | Вся группа | ||||
Опыты: 1. Подними пуговицу со дна 2. Корабли | Опытно-экспериментальная деятельность | Кружковая работа | Уголок опытно-экспериментальной деятельности | Вся группа | ||
«Посади бабочку на цветок» Изготовление игры | Конструктивная деятельность | Цветная бумага, картон, нитки | Вся группа | |||
С/Р «Путешествие на корабле» Д/И «Какой ветер», Д/И «Узнай по запаху» | игровая деятельность | Картотека игр | Подгруппа | |||
Мыльные пузыри | Развлечение | Вся группа | » | |||
Составление рассказа «Эксперименты со снегом» | Познавательная деятельность, речевая | Альбом опытно - экспериментальной деятельности | Уголок опытно - экспериментальной деятельности | Вся группа | ||
Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки) | музыкальная деятельность | Музыкальные инструменты | Вся группа | |||
02.03-06.03 Презентация «Почему шарик улетел или есть ли сила у воздуха?» | Познавательная деятельность | Презентация | Вся группа | |||
Гонки (дуем на машины) | игровая деятельность | Атрибуты к игре | Подгруппа | |||
Текст выступления «Почему шарик улетел» | Индивидуальная работа | Презентация, иллюстративный материал | Ярослава Л., Ярослава Ж. | |||
Ракета | Конструктивная деятельность | Образцы | Вся группа | |||
Опыты: 1. Полет ракеты 2.Машина поехала | Кружковая работа | Атрибуты к опытно -экспериментальной деятельности | Уголок опытно - экспериментальной деятельности | Вся группа | ||
Воздух | Ознакомление с художественной литературой | Книга «Детская энциклопедия» | Книжный уголок | Вся группа | Библиотека им. Маяковского | |
III этап заключительный | ||||||
10.03-13.03 Воздух вокруг нас | Выставка рисунков | Атрибуты выставки | Вся группа | |||
Ветрячки, бабочки, снежинки и т.д. | Выставка поделок и игр с воздухом | Экспонаты выставки | Родители, дети, воспитатели | |||
Дышите полной грудью | Стендовая информация | Интернет источник | Родители | |||
«Почему шарик улетел или есть ли сила у воздуха?» | Представление на городском конкурсе исследовательских проектов | Текст выступления, презентация | 2 ребенка, родители, воспитатель | |||
Альбом «Воздух» | Альбом | Воспитатели | ||||
«Ветрячки» | Игровой материал для прогулок | Родители | ||||
Новизна проекта Проект ориентирован на Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода. Проект был реализован с детьми старшей группы. После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, силе воздуха, значимости чистого воздуха в жизни всего живого. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате: подтверждены следующие высказывания детей: «У воздуха есть движущая сила, для дыхания полезен чистый воздух». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. |