Статья 80. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия




 

· Законом РБ «О питьевом водоснабжении» от 24 июня 1999 г. N 271-З

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 марта 2006 г. N 377 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ И ГРАНИЦ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОС ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И РЕЖИМЕ ВЕДЕНИЯ В НИХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ».

· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь приступило к разработке Водной стратегии Республики Беларусь на период до 2020 года. Водные ресурсы являются жизненно важным источником устойчивого развития любой страны, в том числе Беларуси. Наиболее ярким примером возрастающей важности водного фактора в современном обществе является тот факт, что в странах ЕС стоимость 1 литра питьевой бутилированной воды сопоставима или выше стоимости литра бензина. В Беларуси эти цены еще не сравнялись, но цены на питьевую бутилированную воду растут опережающими темпами. Возрастание цены на воду в мире обусловлено ростом населения, загрязнением водных ресурсов, и как следствие этого – удорожание водоподготовки, а также нерациональным водопользованием, что приводит к истощению водных ресурсов.

ООН провозгласила период с 22 марта 2005 года по 22 марта 2015 года Десятилетием действий «Вода для жизни», что подтверждает значение проблемы на мировом уровне. Водные ресурсы Беларуси являются важнейшим природно-ресурсным потенциалом страны, который интенсивно используется населением и различными отраслями экономики. Они относятся к категории возобновляемых природных ресурсов, тем не менее, их использование должно быть строго регламентировано, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии окружающей среды.

До сегодняшнего момента в Беларуси действуют ряд государственных и ведомственных программ, где рассматриваются водные вопросы. Вместе с тем, отсутствуют единые подходы к вопросам рационального использования и охраны водных ресурсов. В ЕС действует водная рамочная директива, в РФ разработана стратегия использования водных ресурсов. Назрела необходимость разработки и принятия такого стратегического документа и у нас в стране, что позволит повысить отдачу для экономики страны при рациональном использовании водных ресурсов Беларуси.

Водная стратегия должна разрабатываться в соответствии с Водным кодексом и другими законодательными и нормативными документами в области охраны и использования водных ресурсов на основании анализа состояния использования водных ресурсов в республике в целях водоресурсного обеспечения реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, а также с учетом передового международного опыта в этой сфере.
Стратегия определит основные направления деятельности по охране и рациональному использованию водных ресурсов Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также мероприятия по формированию и реализации благоприятных условий для экономики страны в водоресурсной сфере.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь приступило к разработке Водной стратегии Республики Беларусь на период до 2020 года.

Водная стратегия позволит закрепить базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, даст возможность по принятию и реализации управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

 

Правовые меры по охране вод:

1. Нормирование и стандартизация в области использования и охраны вод. Устанавливаются:
• Нормативы качества воды, включающие в себя общефизические, биологические, химические показатели качества и ПДК веществ в воде водных объектов для различных целей водопользования. Уст. Органами Минприроды и Минздрава.

• Технологические отраслевые нормативы водопользования (водопотребления и водоотведения), которые представляют собой необходимое научно-обоснованное количество и качество воды, затраченное на производство единицы продукции и соответствующее этому количество образуемых сточных вод.

2. Проведение государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации по размещению, строительству новых и реконструкции существующих предприятий и объектов, влияющих на состояние вод.

3. Проведение на предприятиях и объектах, влияющих на состояние вод, мероприятий, обеспечивающих рациональное использование вод, учёт и контроль качества забираемых и отводимых вод, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
На рыбохозяйственных водных объектах дополнительно предусматриваются мероприятия по охране рыбы, водных растений и животных.

4. Все работы на водных объектах или на территории водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов производятся по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - по согласованию с органами государственного санитарного надзора, а также местными исполнительными и распорядительными органами и иными органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Реализация экономического механизма охраны вод

6. осуществление мониторинга вод

7. государственный учёт вод и их использование

8. осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод

9. ответственность за нарушение законодательства в данной области.

Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима.

Водоохранная зона – прилегающая к водоёму территория, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

Прибрежная полоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной деятельности по отношению к режиму хозяйственной деятельности, установленному на всей водоохранной зоне.

Зона санитарной охраны – территория вокруг водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений с целью охраны и предотвращения ухудшения качества питьевой воды.

Водоохранные зоны не выделяются на:

• технологических водоемах объектов промышленности и энергетики, водоемы, которые используются для очистки (доочистки) хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых вод,

• на открытых водоотводящих устройствах (кюветы, каналы) дождевой канализации, временных водотоках, образованных стеканием снеговых или дождевых вод,

• осушительных и оросительных сетях.

Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных полос, и зависят от природных условий и антропогенной нагрузки, а также границ запретных полос лесов.

Для водных объектов, расположенных в черте городов и поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос.

В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

В прибрежных полосах запрещается:

• распашка земель, кроме подготовки почвы для залужения и залесения;

• садоводство и огородничество;

• выпас скота и организация летних лагерей для него;

• хранение и применение ядохимикатов и минеральных удобрений;

• размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

• строительство зданий и сооружений, кроме водозаборных, водорегулирующих и других гидротехнических и гидрометрических объектов;

• мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники;

• размещение лодочных причалов за пределами отведенных для этой цели мест.

• применение всех видов удобрений;

• выпас скота и организация летних лагерей для него;

• строительство зданий и сооружений, за исключением строительства водозаборных и водорегулирующих сооружений,

• проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (распашка земель, добыча полезных ископаемых и других), за исключением обработки земель для залужения, посева и посадки леса, а также случаев, когда работы, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, не запрещены;

• удаление объектов растительного мира,

• ограждение до уреза воды земельных участков, переданных гражданам в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду;

• заезд и стоянка механических транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных, специальных служб и пограничных войск;

• размещение отходов, сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка;

 

Контроль за использованием и охраной вод - деятельность компетентных государственных органов и общественных объединений, направленную на организацию контроля за рациональным использованием и охраной вод, соблюдением порядка водопользования, иных правил, установленных водным законодательством.

Главной задачей контроля за использованием и охраной вод является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, требований водного законодательства Республики Беларусь.

Система контроля за использованием и охраной вод в Республике Беларусь включает следующие виды контроля: государственный; ведомственный; производственный; общественный.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Государственный контроль за использованием и охраной вод в пределах своей компетенции осуществляют:

• местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют распоряжение и контроль за использованием вод, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его органы - в части государственного контроля за использованием и охраной поверхностных и подземных вод; выдает, приостанавливает или аннулирует (прекращает действие) разрешения на специальное водопользование и бурение скважины; выдает государственные акты на право обособленного водопользования; рассматривает материалы по лицензированию деятельности, связанной с бурением скважин на воду глубиной более 20 метров; согласовывает условия специального водопользования;

• Департамент по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводит мониторинг поверхностных вод; организует и обеспечивает ведение государственного климатического кадастра и участие в ведении государственного водного кадастра

• Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС - в части контроля за использованием и охраной подземных вод;

• Министерство здравоохранения Республики Беларусь - в части контроля за качеством вод, используемых для питьевых, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных надобностей.

Ведомственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется республиканскими органами государственного управления и объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями планов проведения мероприятий по рациональному использованию и охране вод, соблюдения водного законодательства Республики Беларусь.

Юридические и физические лица в процессе хозяйственной деятельности обязаны осуществлять производственный контроль за рациональным использованием и охраной вод.

Общественный контроль за использованием и охраной вод вправе осуществлять общественные объединения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и общественные инспекторы по охране природы.

Порядок осуществления контроля за использованием и охраной вод общественными инспекторами и их полномочия определяются положением об общественных инспекторах по охране природы, утверждаемым республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Все правонарушения в области использования и охраны вод можно разделить на два вида:

1. правонарушения, связанные с нарушением права собственности на водный объект:
- самовольный захват водного объекта;

- самовольное водопользование;

- переуступка права водопользователя;

- иные сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие права собственности Республики Беларусь.

В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь (статья 94) все эти действия являются незаконными, а самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных захватившими их лицами за время незаконного пользования (статья 95);

2. правонарушения, связанные с нарушением в области использования и охраны вод:

- реализация проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- загрязнение и (или) засорение вод либо нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, а также нарушение установленного водоохранного режима на водосборах, вызвавшем загрязнение вод, водную эрозию почв и другие негативные явления;

- ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и (или) засорение вод либо их вредное воздействие;

- ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, обеспечивающих учет и рациональное использование вод;

- забор воды с превышением лимитов, утвержденных уполномоченными на то органами государственного управления, или нерациональное ее использование;
- самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов, накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а также других работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- нарушение порядка ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод или нарушение порядка составления государственной статистической отчетности об использовании воды (отказ от ее представления, непредставление в установленный срок или представление недостоверной информации об использовании воды);

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод;

- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод, или нарушение установленных условий отведения сточных вод;

- нарушение условий, установленных в разрешении на специальное водопользование;

- использование водных объектов не по целевому назначению;

- нарушение режима эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и хозяйственно-питьевых водопроводов;

- сокрытие или искажение информации об аварийной ситуации на водных объектах.

Водный кодекс Республики Беларусь предусматривает, что лица, виновные в совершении нарушений, связанных с самовольным захватом водных объектов, самовольным водопользованием, иных незаконных сделок, нарушающих права собственности Республики Беларусь на воды, а также в области использования и охраны вод, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: