Признаки того, что вы пришли не вовремя




 

Даже если ваши друзья прекрасно к вам относятся, бывают моменты, когда они совершенно не хотят или не могут принимать гостей. Не стоит на это обижаться, подобная ситуация может случиться и с вами. К тому же не каждый человек бывает в состоянии принимать гостей в любое время суток.

 

В «Домострое» осуждается небрежное отношение к пище:

«У некоторых боголюбцев в изобилии бывает еда и питье, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще кому‑то сгодится. Если же кто неуч и невежа, не рассуждая все блюда подряд начинает, уже насытясь и не заботясь о приличии и сохранении блюд, – будет такой обруган и осмеян и обесчещен от Бога и людей».

 

Очень легко понять, рады вам друзья или вы пришли совершенно не вовремя:

– хозяин или хозяйка заняты домашними делами (стирают, пылесосят, вытирают пыль, моют посуду, готовят еду, зашивают одежду, моют полы и т. д.). Можно, конечно, предложить им свою помощь, но вряд ли им будет удобно нагружать вас своими делами;

– хозяева зевают, они либо уже хотят спать, либо вы их только что разбудили своим звонком в дверь. Вряд ли сонный человек окажется хорошим собеседником, ничего, кроме недовольства с их стороны, ваш приход не вызовет;

– хозяева одеты в верхнюю одежду, возможно, они собираются уходить. Не стоит их задерживать в этом случае, возможно, у них назначена важная встреча;

– у хозяев есть собака, с которой в это время нужно идти гулять. Как известно, собаки привыкают к прогулкам в определенное время, и нарушение режима может привести к недоразумениям. Вряд ли вашим друзьям понравится потом убирать всю квартиру;

– друзья находятся в плохом настроении, не улыбаются. Конечно, если причиной такого настроения стал какой‑то незначительный повод, ваше присутствие им пойдет на пользу, но если повод действительно серьезный, наверняка им захочется побыть одним;

– хозяин и хозяйка только что поссорились и выясняют отношения. Хотя и существует поговорка «Милые бранятся – только тешатся», лишние свидетели им все равно не нужны;

– кто‑то из членов семьи серьезно болен и за ним требуется постоянный уход. Возможно, в вашем присутствии больной постесняется попросить о помощи, да и мысли ваших друзей, беспокоящихся о заболевшем родственнике, будут далеки от предмета вашего с ними разговора;

– хозяева то и дело поглядывают на часы. Этот поступок может быть демонстративным или неосознанным;

– мимика и жесты хозяев отражают их недовольство вашим приходом (выражение досады, злости, волнения и т. д.);

– у хозяев есть дети школьного возраста, с которыми нужно учить уроки, или малыши, которых пора укладывать спать;

– хозяин или хозяйка болеют или только что выздоровели, и им необходим полный покой. Как бы ни были рады вам друзья, утомлять их в этом случае не следует;

– ваши друзья говорят, что собираются уходить. В этом случае не стоит отвечать, что подождете и выйдете с ними. Возможно, им нужно собраться или они просто хотят побыть одни;

– кто‑нибудь из хозяев взял работу на дом и сейчас занят (пишет диплом, готовит отчет, чертит и т. д.);

– друзья заняты неотложным делом (прорвало водопроводную трубу, затопили соседи сверху, дети разбили оконное стекло, произошла утечка газа и т. д.). Хотя в некоторых случаях ваш приход будет очень кстати, может понадобиться помощь;

– кто‑то из хозяев уезжает в командировку. Необходимо дать им побыть наедине и попрощаться;

– к друзьям уже пришли другие гости;

– у ваших друзей проходит какое‑то семейное торжество;

– хозяева намекают, что вы пришли не вовремя;

– хозяева сидят на краю стула, поглядывают в сторону кухни или другой комнаты;

– хозяйка крутит в руках кольцо или часы, хозяин нетерпеливо постукивает тапком;

– хозяева слушают вас, но сами не разговаривают, не задают вопросы, не уточняют сказанное, не ищут новые темы для разговора;

– хозяева изредка вставляют в разговор слова «у нас много дел», «сегодня столько всего нужно сделать», «завтра будет трудный день», «сегодня нужно хорошенько выспаться» и т. д.;

– хозяин гасит недокуренную сигарету, но тотчас закуривает другую;

– когда вы говорите, что вам нужно уходить, хозяева заметно оживляются.

 

Евангельская притча гласит:

«…когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место».

 

 

Как не быть назойливым

 

Если вы решились прийти в гости без приглашения, главное в этом случае – не быть назойливым. Представьте такую ситуацию: вы пришли к друзьям, позвонили в дверь, но вам не открыли. В этом случае необходимо подождать несколько секунд и позвонить еще раз. Не следует звонить долго. Звонок должен длиться не более 3 секунд.

Более 2–3 раз звонить не стоит. Если вы продолжаете звонить в дверь, несмотря ни на что, это наглядно продемонстрирует вашу невоспитанность.

Нескольких звонков вполне достаточно, чтобы хозяева услышали и открыли вам дверь. Если ваших друзей нет дома, и звонить нет необходимости. В случае если вы точно уверены, что друзья дома, но почему‑то не открывают вам дверь, лучше всего будет уйти. Не следует проявлять настойчивость и звонить до тех пор, пока вам не откроют. Возможно, у ваших друзей существует какая‑то серьезная причина не открывать сейчас дверь. Они заняты каким‑то делом, принимают ванну или просто не хотят вас видеть. Настаивать в этом случае нельзя ни в коем случае.

 

«Домострой» советует:

«Когда на трапезе поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто‑то будет из приглашенных знатнее тебя, не начинай есть раньше его; если же ты старший по чести, поднесенную пищу по обстоятельствам начинай есть первым».

 

Если вашего друга нет дома, а дверь открыл кто‑то из членов его семьи, не стоит расспрашивать его о том, где находится ваш друг в это время. Можно лишь уточнить, когда он вернется. Если родственник вашего друга упомянул о его местонахождении, вам не следует тотчас же идти туда. Это можно сделать лишь в случае крайней необходимости. Тем более не стоит, если уж вы решились пойти, задерживаться там надолго.

Не стоит забывать об одном важном моменте: если с ответным визитом друзья, также как и вы когда‑то, пришли неожиданно, ни коем случае нельзя показывать им своего недовольства. Несмотря на то, как в свое время приняли вас они, поставьте себя на их место и представьте, как было бы неприятно чувствовать, что вам совершенно не рады.

 

Если вы зашли по делу

 

Не всегда неожиданный визит может быть вызван простым желанием увидеть приятеля. Возможно, причиной визита является какая‑то просьба к человеку, к которому вы пришли.

Такие визиты очень часто наносят друг другу соседи. Например, у вас закончились соль, хлеб, спички и так далее, а в магазин идти некогда. К кому вы обратитесь прежде всего? Многие люди, оказавшиеся в подобной ситуации, идут за помощью к соседям.

Чаще всего люди, живущие в соседних квартирах, знакомы друг с другом. Если вы находитесь в дружеских отношениях с вашими соседями, такая просьба их не затруднит. Чтобы не быть назойливым, следует действовать так, как описано выше, то есть звонить в дверной звонок не более 2–3 раз. Когда вам откроют дверь, нужно поздороваться, извиниться и сразу же перейти к своей просьбе, например: «Здравствуйте, извините пожалуйста, у вас не будет немного соли?».

 

В «Домострое» большое внимание уделялось соблюдению поста, были приведены соответствующие правила поведения в эти дни:

«Если случится кому попасть в дом, где не соблюдаются постные дни, то, не смущая хозяев проповедью церковного устава, садитесь за стол и, присмотрев на нем что‑нибудь постное, положите себе на тарелку, не привлекая внимания».

 

Никаких долгих разговоров о погоде и Елене Ивановне с первого этажа, сразу переходите к просьбе, возможно, вы своим визитом отрываете людей от важных дел. Если хозяин сам решил продолжить разговор, поддержите его. В случае когда чересчур общительный сосед увлекся и в разговоре уже забыл о вашей просьбе, допустимо вежливо напомнить ему об этом. В этом случае можно извиниться и сказать, что у вас много дел, но вы с удовольствием зайдете к нему попозже, если он, конечно, не против.

Этикетом допускается в таких случаях не приглашать человека пройти в комнату. Разговор может проходить и в коридоре – это по усмотрению хозяина, поэтому обижаться, что вас не пригласили пройти, не следует.

После того как вы получили необходимую вам вещь, нужно поблагодарить и сказать, когда вы ее вернете. Если у вас и ваших соседей принято не возвращать такую мелочь, как соль, спички, стакан муки и так далее, будьте готовы и к ответному визиту соседей. Обязательно дайте необходимую ему вещь и не ждите, что вам ее вернут. Возмущаться не стоит, ведь вы поступаете точно так же. В конце концов коробок спичек не стоит того, чтобы портить добрые отношения с соседями.

Если вы пришли к соседу за книгой, необходимо уточнить, какая именно вам нужна – любая или какая‑то определенная. Можно также попросить разрешения выбрать книгу самому. Возможно, в ответ на эту просьбу хозяин смутится и скажет что‑то вроде «У меня не убрано», «Извини, но у меня гости» или «У меня сейчас нет времени, давай в другой раз». Настаивать в этом случае не следует.

 

Корейцы издавна считаются очень гостеприимным народом. Навещая корейца в его доме, следует соблюдать определенные правила, которые связаны с особенностями внутреннего устройства дома. Спят, сидят и принимают гостей корейцы прямо на теплом полу, используя для этого маты или специальные подушки. Обувь обычно оставляется в коридоре носками ко входу – так ее удобнее надевать при выходе из дома. Пол в доме всегда содержится в чистоте, ходить по нему принято разутыми, а перед входом на кухню находятся специальные тапочки, которые надевают, заходя внутрь. Когда человек выходит из кухни, он оставляет тапочки на прежнем месте, а в комнаты опять проходит без обуви.

 

Обязательно выполняйте свои обещания! Обещали вернуть книгу через неделю – возвращайте ее точно в срок. Если вы не успели прочитать книгу, все равно нужно прийти к соседу и попросить ее еще на некоторое время. В случае когда у вас нет возможности это сделать, при возврате книги необходимо извиниться за то, что держали ее у себя так долго.

Наверное, нет необходимости напоминать, что книгу или журнал нужно возвращать в том виде, в котором они попали к вам. Нельзя делать на полях какие‑либо пометки, рисунки, загибать страницы. Кроссворды в журналах или газетах решать также не стоит. И уж совсем простой совет – перед тем как взять чужую вещь, нужно обязательно вымыть руки с мылом. Вам ведь тоже не понравится, если вам возвратят книгу, испачканную маслом или вареньем.

Ни в коем случае нельзя давать чужую вещь кому‑то еще. Даже если этот человек очень аккуратный и вы уверены, что он вернет ее точно в срок, все равно не делайте этого. Никто не застрахован от случайностей, а отвечать за испорченную вещь придется именно вам, и отношения с друзьями испортятся именно у вас, а не у того человека, который на самом деле испортил вещь.

Если вы взяли у друга тяжелую или большую по размеру вещь, отдавая ее, вам нужно обязательно самому прийти к другу, а не занести ему эту вещь, например, на работу. Этим поступком вы создадите другу некоторые неудобства. В следующий раз он может ничего вам не дать.

Если вдруг вы потеряли или испортили вещь, нужно обязательно найти и купить такую же. Если вам это не удалось, следует обязательно попросить прощения и спросить друга, можно ли компенсировать деньгами стоимость вещи.

Лучше всего не одалживать следующие вещи:

– очень дорогие, которые вы в случае порчи не сможете оплатить;

– вещи, ценные для ваших друзей (сувениры, подарки, открытки, украшения и т. д.), так как если вы их испортите, вы отнимите у человека память, даже если вы и сможете их компенсировать, это будут уже другие вещи;

– одежда – только в крайних случаях и, конечно же, никогда – нижнее белье;

– полотенца, губки и мочалки;

– косметика;

– маникюрные и педикюрные принадлежности.

В некоторых случаях вам необходимо навестить своих друзей по какому‑то неотложному делу. Например, вы вместе работаете, и вам нужно срочно передать вашему знакомому что‑то важное.

Как правило, информацию обычно сообщают по телефону, а важные документы или какие‑либо бумаги передают лично в руки. Если вам нужно передать сотруднику документы, следует запомнить, а лучше записать всю сопровождающую их информацию (если, конечно, бумаги не секретные). Хорошо, если вы сможете не только передать своему коллеге документы, но и сообщить:

– как именно следует заполнить бумаги;

– когда их нужно сдать;

– кому следует передать;

– какие могут понадобиться печати;

– чьи подписи необходимы.

 

Обычно в Японии все встречи, как деловые, так и личные, проходят в кафе или баре, домой приглашают очень редко. Внутри дома принято ходить без обуви, ее оставляют около входа, повернув носками в дом. Около мест общего пользования находятся специальные тапочки, которые следует надевать, когда вы входите внутрь этих помещений. В японских домах принято сидеть на полу, используя специальные подушки – дзабутон. И хозяева, и гости обычно сидят в позе сэйдза (человек сидит на коленях, поджав ноги) – так принято по этикету. Но в кругу друзей можно сидеть со скрещенными ногами, это вполне допустимо. Женщинам разрешено сидеть, повернув ноги чуть вбок. Дурным тоном считается сидеть, вытянув ноги вперед.

 

Передав коллеге необходимые документы, нужно попрощаться и сразу уходить. Хозяин может пригласить вас пройти в комнату и предложить чашечку чая или кофе. Вы можете принять это предложение и остаться еще на 10–15 минут. Дольше задерживаться не стоит.

Особое внимание необходимо обратить в этом случае на темы вашей беседы. Поговорить можно на нейтральные темы, не заводя разговора о работе – возможно, что собеседник устал и не хочет говорить о ней еще и в свободное время. Еще одним табу является обсуждение ваших сослуживцев и начальника. Не опускайтесь до банальных сплетен. Говорить плохое о человеке в его отсутствие считается дурным тоном. К тому же нет гарантии того, что на следующий день ваши нелестные слова не будут обсуждаться всем коллективом. Это может не только испортить ваши отношения с коллегами, но и пагубно отразиться на вашей карьере.

В разговорах с коллегами вообще лучше всего придерживаться нейтральной позиции. Это поможет приобрести репутацию вежливого и тактичного человека.

Еще одной причиной забежать к кому‑нибудь на пару минут являются деньги. Возможно, вы хотите занять у друга небольшую сумму или, наоборот, хотите напомнить должнику, забывшему о своем долге.

Беря деньги в долг, обязательно уточните, когда именно вам следует его отдать. Если срок подошел и вы обнаружили, что сейчас вернуть деньги не сможете, зайдите к другу и попросите разрешения вернуть долг немного позднее. Обязательно извинитесь. Когда второй срок подойдет к концу, нужно отдать долг во что бы то ни стало. Еще раз просить об отсрочке невежливо. Это может создать вам репутацию человека, не держащего свое слово. Избавиться от этого клейма будет довольно сложно.

Представьте теперь, что ваш друг взял в долг у вас и благополучно забыл об этом. Как действовать в этой ситуации? Придя к другу, можно сразу без обиняков сказать, зачем вы, собственно, пришли. Можно сказать, что вы присмотрели в магазине нужную для вас вещь и вам не хватает именно той суммы, которую вам должны. Действенным бывает и сообщение о том, что сейчас у вас плохо с финансами и вам нужны ваши деньги. Главное – говорить это вежливо, но твердым голосом. Это вполне допускается нормами этикета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: