Многодетной семье приходится сталкиваться как со своими специфическими проблемами, так и со свойственными любой семье. Можно сказать, что она переносит все "болезни" семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. Главная проблема многодетных семей - материальная - с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи. Большинство других проблем многодетной семьи являются, можно сказать, производными, вытекающими из их тяжелого материального положения. Это проблемы здоровья, качественного образования, жилищная, психологическая и т.д.
В России, по данным переписи 2003 года, насчитывалось 1 396 078 многодетных семей, что составляло 2,6% от общего числа домохозяйств, включая домохозяйства из одного человека.
Здесь и далее в параграфе представлены данные, проведенного в 2007-2008 гг., Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) [26].
Уровень многодетности по регионам страны различается весьма существенно. По субъектам Российской Федерации диапазон доли многодетных (от общего числа домохозяйств) достаточно велик: от 53,4% в республике Ингушетия до 1% в городе Санкт-Петербурге. Причем, только в 4 регионах, включая Республику Ингушетия, она была выше 10% от общего числа домохозяйств (Чеченская Республика - 40,5%, Республика Дагестан - 24,8%, Республика Тыва - 17,1%). В этих регионах многодетная семья - это стандарт демографической семейной модели, поэтому в данном случае нет смысла говорить о специальной политики для многодетных семей, поскольку меры, адресованные данной группе, реально распространяются практически на все семьи с детьми. Еще в семи субъектах этот показатель колеблется в пределах от 9-5%%: 8,9% в Карачаево-Черкесской Республике, Республика Саха (Якутия) - 8,6%, Республика Северная Осетия - Алания - 8,5%. Республика Калмыкия - 7,4%, Республика Алтай - 6,8%, Республика Бурятия - 5,4%, 5,2% - в Читинской области. В десяти регионах удельный вес многодетных домохозяйств составляет 4 - 3%% и в 15 регионах - от 3% до 2%.
|
Таким образом, можно говорить о сложившейся в России (как и ранее в СССР) ситуации распространения двух типов воспроизводства населения: традиционной патриархальной многодетности (особенно он заметен в национальных республиках Северного Кавказа) и современного постиндустриального типа воспроизводства с распространением одно-двухдетных семей в большинстве территорий России.
Среди семей, имеющих детей до 18 лет, многодетные составляют 6,6%, их доля сократилась с 9,5% в 1989 году (в городах - с 6,8% до 4,2%, в сельской местности - с 19,3% до 13,1%). Сегодня из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные семьи (70% - в городах и 52,2% - на селе). В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране (10,6% детей в городах и 16,8% детей в сельской местности). Эти цифры значительно ниже аналогичных показателей в 1989 году, когда каждый пятый ребенок воспитывался в многодетной семье (14,4% детей в городских поселениях и 36% детей - в селе). Следовательно, несмотря на то, что большая часть многодетных семей, при тенденции их сокращения, продолжает проживать в сельской местности, именно здесь мы наблюдаем резкое снижение доли детей из многодетных семей в общем числе детей.
|
В то же время, среднее число детей в многодетных семьях в период между переписями несколько возросло. По данным переписи 2003 года, в среднем на многодетную семью приходилось 3,45 ребенка (рис.1).
Рисунок 1 - Среднее количество детей на многодетное домохозяйство в 1989 и 2003 годах в городских и сельских поселениях, %
Обращает на себя внимание тот факт, что в селе среднее число детей в многодетных семьях почти не изменилось, тогда как в городах наблюдался рост. Возможно, это связано со значительными миграционными потоками из сел в города, вызванными военными действиями на Кавказе, а также из республик бывшего СССР в Россию.
В 2003 году более половины (52,3%) многодетных семей (с тремя и более детьми) проживали в сельской местности; там сосредоточено 69% всех российских семей с 4-мя и более детьми. Почти четверть детей из многодетных семей живут в четырех субъектах РФ (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Башкортостан, Ингушетия), остальные распределены по субъектам РФ с частотой 1-3% на каждый регион. Подавляющее большинство многодетных семей составляют полные семьи (84,4%).
Таким образом, многодетность в России носит ярко выраженный региональный характер - выделяются лишь несколько национальных Республик с традиционно высоким уровнем многодетности (в основном это Республики Северного Кавказа), а в остальных субъектах РФ многодетность - это скорее "нетипичное" явление, редко встречающееся и выпадающее из общего контекста развития института семьи на данной территории. Следовательно, социальная политика регионов и федеральные социальные программы поддержки многодетных семей должны учитывать сложившуюся картину многодетности и ее региональной дифференциации.
|
Уровень и качество жизни многодетных семей. Для понимания особенностей формирования доходов отдельных социально-демографических групп населения рассмотрим денежные доходы, включающие заработную плату и предпринимательский доход, пенсии, стипендии, все виды пособий, денежные поступления из личного подсобного хозяйства и денежную помощь родственников (таблица 1).
Таблица 1 - Структура денежных поступлений по отдельным социально-демографическим группам домохозяйств, %
Виды доходов | Многодетные семьи | Другие семьи с детьми | Семьи без детей | Все семьи |
Зарплата | 60,5 | 79,2 | 53,6 | 61,1 |
Пенсии и стипендия | 13,7 | 9,2 | 38,7 | 29,9 |
Денежные пособия | 8,8 | 2,6 | 0,7 | 1,3 |
Поступления от ЛПХ в денежной форме | 12,6 | 4,1 | 3,3 | 3,6 |
Денежная помощь от родственников | 4,4 | 4,9 | 3,7 | 4,1 |
Итого, денежные поступления |
У многодетных семей заработная плата является основным источником денежных поступлений, и ее доля в общих доходах сопоставима с аналогичным показателем для всех домохозяйств. Однако, она существенно ниже, чем у семей с 1-2 детьми, следовательно, многодетные родители имеют более слабую позицию на рынке труда.
Второй важный вывод связан с денежными пособиями, доля которых в доходах многодетных в 6,8 раз превышает среднероссийский уровень, и в 3,4 раза выше, чем у семей с 1 или 2 детьми.
Получив такой результат, мы можем утверждать, что, несмотря на ограниченные возможности системы социальной защиты в части поддержки семей с детьми, для многодетных семей она являются значимым источником денежных поступлений. И, наоборот, нет оснований утверждать, что семьи с 3 и более детьми в большей степени, чем остальные, формируют свой бюджет за счет денежной помощи родственников.
Для многодетных семей стратегия самообеспечения в значительной степени связана с личным подсобным хозяйством. Частично это обусловлено тем, что половина семей с 3 и более детьми проживает в сельской местности, но в большинстве случаев это обусловлено наличием непреодолимых для них барьеров на рынке труда.
Модель экономического поведения, ориентированная на занятость в личном подсобном хозяйстве, для многодетных семей в большинстве случаев является результатом рационального выбора в сложившихся условиях. На все многодетные семьи приходится только 0,8% всех доходов, в общей численности они составляют 1,7% от всех опрошенных семей, в которых проживает 3,9% населения. Соответственно, и их среднедушевые доходы более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по выборке.
Аналогичный вывод справедлив и для заработной платы. Что касается пособий и поступлений из личного подсобного хозяйства, то их распределение смещено в сторону многодетных, даже если мы ориентируемся на структуру населения по социально-демографическим типам семей. В многодетных семьям проживает 3,9% населения, но на них приходится 5,3% совокупного объема пособий и 2,7% всех поступлений из личного подсобного хозяйства. Структура располагаемых ресурсов представлена в табл.2.
В целом, полученные оценки имеющихся в распоряжении домохозяйств денежных и неденежных средств указывают на значимость такого ресурса, как скрытые от наблюдения доходы: они составили 21,2% от общего объема учитываемых ресурсов, используемых на текущее потребление.
Таблица 2 - Структура располагаемых ресурсов отдельных социально-демографическим группам домохозяйств, %
Виды доходов | Многодетные семьи | Другие семьи с детьми | Семьи без детей | Все семьи |
Наблюдаемые денежные доходы | 60,0 | 66,4 | 72,7 | 70,6 |
Натуральные поступления из ЛПХ | 9,8 | 4,8 | 4,8 | 4,9 |
Стоимостная оценка льгот и субсидий | 2,3 | 1,6 | 4,0 | 3,3 |
Ненаблюдаемые денежные поступления | 27,9 | 27,2 | 18,4 | 21,2 |
Итого, располагаемые ресурсы |
Принципиально то, что у многодетных семей удельный вес обозначенного вида ресурсов выше, чем у остальных и составляет 27,9% от общего объема ресурсов или 46,8% от величины наблюдаемых доходов. Следовательно, они шире вовлечены в неформальные трудовые отношения. Данный результат особенно важен для системы социальной защиты, которая все в большей степени ограничивает вход в программы социальных пособий не только категориальными признаками, но и уровнем регистрируемых доходов.
Натуральные поступления из личного подсобного хозяйства, как и денежные доходы, формируемые за счет данного источника, для многодетных семей более значимы, чем для всех остальных. Следовательно, политика поддержки сельских многодетных семей, с одной стороны, должна быть направлена на институционализацию личных подсобных хозяйств и обеспечение их доступа к схемам лизинга и кредитования, с другой стороны, на содействие их доступу к информационным ресурсам и потребительским рынкам через обучение, создание сельских бизнес-инкубаторов, развитие потребительской кооперации. Натуральные льготы не являются важным ресурсом для семей с 3 и более детьми, поскольку в рамках данной социальной программы приоритетная группа получателей - это пенсионеры, хотя именно семьи с детьми отличаются максимальной глубиной и рисками бедности.
Таким образом, данные о доходах многодетных семей, в первую очередь, показывают, что у данного типа семей они составляют 43%, а располагаемые ресурсы - 50% от среднероссийского уровня. Социальные пособия и поступления из личного подсобного хозяйства в натуральной и денежной форме являются для них важным ресурсом.
Бедность среди многодетных семей. Результаты исследований (Приложение 1,2) свидетельствуют о том, что многодетные семьи отличаются максимальным риском и глубиной бедности, хотя в структуре бедных они составляют небольшую долю: 3,5% в случае использования показателя наблюдаемых доходов и 5,2% при расчетах, базирующихся на располагаемых ресурсах. Если ориентироваться на наблюдаемые доходы, то практически все многодетные семьи попадают в категорию бедных. В случае, когда удается учесть все денежные и неденежные поступления уровень бедности данной группы семей несколько снижается, но бедные продолжают преобладать. В дефиците доходов и располагаемых ресурсов на семьи с 3 и более детьми приходится соответственно 9,6% и 13,% от общего объема этих стоимостных показателей. Семьи с 3 и более детьми имеют и максимальную глубину бедности, на что указывает удельный вес этой группы в общем дефиците доходов и размер среднего дефицита доходов. Средний дефицит доходов данной группы семей составляет 61,2% от прожиточного минимума, то есть большинство многодетных семей имеет доходы ниже половины стоимости минимальной потребительской корзины.
Следует отметить, что высокие риски и глубина бедности многодетных семей подтверждаются при любом методе измерения бедности, включая субъективные оценки и метод относительных лишений. Помимо высокой иждивенческой нагрузки, это объясняется следующими причинами:
Низкими заработками трудоспособных: 48% данных семей имеют в своем составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума.
Низким уровнем экономической активности трудоспособных: 31% семей имеют в своем составе членов семьи в трудоспособном возрасте, которые не работают и не ищут работу. В значительной степени причиной такой стратегии поведения по отношению к рынку труда является необходимость ухода за детьми, но следует подчеркнуть, что отсутствие гибких форм занятости на современном российском рынке труда усиливает мотивации этой категории населения в части выбора стратегии экономической неактивности.
Высоким уровнем безработицы: 7% имеют в своем составе трудоспособных, которые не работают и ищут работу.
По сравнению с другими семьями, в многодетных домохозяйствах значительно ниже уровень экономической активности и вдвое выше уровень безработицы. Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а представители ячеек с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе.
Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности. Сказанное подтверждается и характеристиками занятости членов многодетных семей, в первую очередь - по должностному статусу. Работники этих ячеек в большой мере представлены рабочим персоналом с высокой долей неквалифицированных рабочих. В данных семьях и в городе, и в селе неквалифицированные рабочие составляют треть работающих респондентов. Эта категория занятых отличается невысокими заработками, и наиболее рельефно данная проблема проявляется в сельской местности. Треть работников сельских многодетных семей трудятся в аграрном производстве, которое относится к экономической деятельности с самыми низкими заработками.
Многодетные семьи нуждаются в содействии самозанятости. Такая поддержка особенно актуальна для семей с 4 и более детьми, проживающих в основном в селе и в значительной степени - в южных регионах, где климатические условия более благоприятны для аграрного производства. Доступность в сельской местности кредитных ресурсов для владельцев личного подсобного хозяйства также будет способствовать повышению уровня жизни многодетных семей, проживающих в селе.
Жилищные условия многодетных домохозяйств. На рис.2 показано, как меняется благоустройство в зависимости от количества детей в домохозяйстве.
Рисунок 2 - Уровень благоустройства жилых помещений, занимаемых домохозяйствами, в зависимости от числа детей, %
Как видно, в лучшем положении те, у кого всего один ребенок - 58,1% из них имеют жилье со всеми удобствами и 26,1% - без удобств. Далее положение становится заметно хуже уже в семьях с двумя детьми. И у многодетных домохозяйств ситуация близка к критической: проживают без удобств, имея троих детей, - 55,3% таких семей, а четверых и более - 68,5%. Анализ ситуации в городских и сельских поселениях, с одной стороны, наглядно свидетельствует о крайне низком уровне благоустройства на селе. С другой стороны, в пределах этих типов поселений, многодетные домохозяйства везде существенно выделяются в худшую сторону, особенно это видно на примере городов.
Таким образом, уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким. Около 60% из них можно отнести к категории "без удобств", поскольку они без центрального отопления или водопровода (не говоря уже о канализации и горячем водоснабжении). Положение с сельскими жилищами просто критичное. Там таких жилищ без удобств порядка 80%. Учитывая распространенность и потребности многодетных семей, на первый план выходит задача их обустройства и ремонта, модернизации оборудования жилищ. Это важный результат для целей социальной политики, т.к. такая инновационная норма социальной поддержки, как "материнский капитал" предполагает использование размера этого капитала на улучшение жилищных, и, думается, именно многодетные семьи будут активно претендовать на участие в этой программе. Что касается обеспеченности квадратными метрами (рис.3), то в многодетных, как и во всех больших семьях, она является низкой.
Рисунок 3 - Обеспеченность жилой площадью, кв. метров общей площади на члена домохозяйства, %
Частично положение может быть улучшено за счет расширения площади нынешнего жилья (с помощью пристроек и т.п.). По-видимому, было бы полезно жилищное кредитование под эти цели. Среди многодетных семей в худшую сторону по всем характеристикам выделяются неполные семьи с детьми. Очевидно, что им не справиться самим со своими жилищными проблемами, и в этом случае потребуются дополнительные меры социальной защиты.
Здоровье детей из многодетных семей. Субъективные оценки здоровья не свидетельствуют о наличии ярко выраженных особенностях здоровья детей из многодетных семей. Можно констатировать только тот факт, что здоровье детей из неполных многодетных семей оценивается хуже. Однако более глубокий анализ, проведенный в региональном и в поселенческом аспектах, выявил интересную закономерность: чем выше уровень многодетности в той или иной группе населения, тем меньше разница в здоровье детей из этих групп (табл.3).
Таблица 3 - Средние оценки здоровья детей в региональном и поселенческом аспекте
Показатель | Тип региона | Тип поселения | ||
Высокоразвитый | Слабо- развитый | Город | Село | |
Оценка здоровья в многодетных семьях | 3,36 | 3,56 | 3,42 | 3,54 |
Оценка здоровья в малодетных семьях | 3,65 | 3,59 | 3,53 | 3,57 |
И наоборот, чем меньше в данной группе удельный вес многодетных, тем разница в уровне здоровья больше. Очевидно, это связано с тем, что в регионах, где многодетность является распространенным явлением, жизненный уклад, поведение, условия жизни детей из этих семей не являются чем-то исключительным и не сильно отличаются от жизни детей в семьях с 1-2 детьми. И, наоборот, в тех поселениях, например, в крупных городах, где многодетные семьи являются исключением из правила, их жизненные условия и тип поведения, иногда связанный с асоциальными моментами, отличается от жизни семей с 1-2 детьми. Отсюда и более заметные различия в здоровье детей. Обращает на себя внимание и то, что оценки здоровья детей из обеих групп семей в сельской местности выше, чем в городе. Заметим также, что здоровье населения в целом, по официальной статистике, в сельской местности хуже, чем в городской.
На фоне всех остальных, бедные многодетные семьи отличаются существенно более высокой долей расходов на питание в располагаемых ресурсах домохозяйств. В бедных семьях с 1-2 детьми ее величина составила 45%, с 3 детьми - 48% и в семьях с 4 и более детьми - 55%. У всех многодетных семей недостаточное среднее потребление мясных и молочных продуктов (2,4 кг и 17,2 кг в месяц), а у бедных многодетных эти показатели еще ниже - 1,8 кг и 12,9 кг в месяц, соответственно. В неполных, а также молодых многодетных семьях с душевым доходом ниже прожиточного минимума характеристики питания еще хуже. Низкие характеристики питания данных типов многодетных семей говорят не только о несбалансированности питания, но и о явном недоедании. Как известно хроническое недоедание сказывается на развитии детей, вызывает повышение заболеваемости. Как ни прискорбно, но в целом многодетные семьи в России имеют неполноценное и несбалансированное питание.
Участие многодетных семей в социальных программах. Наиболее массовой программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте 16 (18) лет. Большинство многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либо со стороны предприятий. Несмотря на наличие разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах, население слабо информировано о них.
В целом система региональных программ социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи.
В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе - чаще оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.
Анализ системы мер законодательного обеспечения государственной политики социальной поддержки многодетных семей принятой в регионах и ее динамика в последние несколько лет, позволил условно выделить три типа социальной защиты многодетных:
слабая социальная защищенность многодетных семей;
средняя социальная защищенность;
высокая социальная защищенность многодетных семей.
К 1-му типу регионов отнесено 11 субъектов федерации, среди которых только один является регионом-донорам федерального бюджета (Ямало-Ненецкий АО). Остальные - это в основном аграрные территории высокой многодетности и низких финансовых возможностей региональных бюджетов.
Наибольшее число регионов (65 субъектов Федерации) относится ко 2-му типу (регионы со средним уровнем социальной защищенности многодетных семей). Здесь представлены все федеральные округа, в данную группу попало 11 регионов-доноров федерального бюджета. Самая высокая "концентрация" регионов-доноров федерального бюджета оказалась в группе регионов 3-го типа (регионы с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей). К их числу относятся 6 из 9-ти регионов этого типа.
Анализ нормативно-правовой базы в части поддержки многодетных семей в регионах России указывает на то, что нормы поддержки многодетных семей регионального уровня в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250). В то же время, практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором эти нормы реализовались бы в полном объеме. Иными словами, в России отсутствует единое социальное пространство в части государственной поддержки многодетных семей, а ее содержание и уровень зависят от места проживания многодетной семьи.
Вывод по главе
Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья.
Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.
Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.
Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.