СИНТЕЗ ИСКУССТВ в архитектуре




 

  — взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления к-рого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отд. видов искусства, механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т. к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений. Синтез искусств позволяет на основе сочетания специфических средств выразительности и образных возможностей различных видов искусства достичь наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания ансамбля и его активного воздействия на человека. Поэтому основой подлинного С.и. всегда была и остается целостность идейного замысла. С. и. может представлять собой ансамбль, в к-рый органично входят компоненты (архитектура, скульптура, живопись), созданные в различные эпохи и не обладающие едиными стилевыми качествами. Напр., памятник 300 арагвийцам в Тбилиси органично вошел в застройку одной из частей города, сочетаясь с древним Метехским замком; античный монумент Марка Аврелия в Риме прекрасно слился с ансамблем площади Капитолия. С. и. в ансамбле совр. квартиры может быть достигнут при определенной художественной и композиционной связи новой конструктивной системы, объемно-пространственного решения, планировки и отд. предметов мебели или декоративно-приклад- ного искусства, относящихся не только к современности, но и к прошлым эпохам. Различные виды искусства могут существовать как самостоятельно (напр., скульптура, живопись), так и в художественном синтезе друг с другом. Но в последнем случае они должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью). В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отд. произведения, основанного на С. и. Архитектура в значит, мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (напр., кариатиды, атланты), а монументальная живопись—заполнять отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов — стен, сводов, перекрытий и т. д. (напр., мозаика в Византии, орнаментальные керамические облицовки древней узбекской архитектуры и т. д.). В др. случаях С. и. формируется сочетанием свободно стоящих скульптурных изваяний, декоративных стенок и мозаичных панно, для к-рых архитектурные сооружения являются лишь осн. фоном или системой орг-ции пространства. Этот последний прием, при к-ром живопись и скульптура получают сравнительно большую самостоятельность, получил значит, распространение в совр. архитектурно- художественной практике. Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в С. и. Синтез искусств может быть достигнут путем сопоставления и художественного взаимодействия как сходных, так и весьма различных по характеру произведений. Напр., ансамбль Акрополя в Афинах представляет собой пример С. и., основанного на близких по характеру произведениях архитектуры, скульптуры и живописи. Окраска рельефов и элементов зданий здесь осуществлялась в интересах более полного раскрытия реалистического художественного образа, а также тектонической сущности ордерной архитектурной композиции. В художественной практике различные виды и формы С. и. не являются неизменными, они возникли и развивались, начиная с отдаленных периодов становления художественной культуры человечества. Большого расцвета С. и. достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме. Ярко проявился синтез искусств архитектуры, скульптуры и живописи еще в глубокой древности в странах Латинской Америки (напр., мексиканское искусство). В древнерусской художественной культуре примеры С. и. представляют собой многие монастырские ансамбли,кремли, церкви, гражданские постройки. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на С. и. В готических ансамблях С. и. достигался на основе органического сочетания архитектуры и скульптуры, а также живописи, гл. обр. в виде цветных витражей. В эпохи Возрождения, барокко и классицизма С. и. приобрел наиболее сложные и развитые формы. Конец эпохи классицизма и период второй половины 19—нач. 20 вв. характеризуется известным упадком С. и., что отмечалось теоретиками (Виолле ле-Дюк) уже с середины 19 в. Проблема С. и. в советской архитектурной теории и практике заняла важное место с первых лет существования Советского государства. План «монументальной пропаганды», выдвинутый В. И. Лениным еще в 1918, основывался на принципе, в соответствии с к-рым монументальное искусство и архитектура призваны активно влиять на идейно-художественное воспитание граждан. Советские архитекторы стремятся создать ансамбли, к-рые отвечали бы совр. пониманию С. и., как эстетически-гармб- ничной жизненной среды, где архитектура в синтезе с изобразительным и декоративно-прикладным искусством во всех его видах соответствовали бы строгим художественным запросам соц. общества. Напр., Дворцы пионеров и школьников в Москве и Киеве, пионерский лагерь «Морской» в Артеке, мемориальные комплексы в Ленинграде и Берлине (Трептов-парк) и др. созданы на основе С. и. (архитектуры, живописи, скульптуры, ландшафтного искусства). Именно сейчас, в условиях совр. стр-ва, идея С. и. может найти наиболее полное и глубокое воплощение, способствуя созданию гармоничной жизненной среды, активно влияя на формирование идеологии, художественного вкуса советского человека, содействуя эстетическому воспитанию членов коммунистического общества.  

 

40.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: