Жизнеописание Мартина Лютера.




Введение

 

Изучение проблем истории эпохи Реформации и ее общественно - политической мысли в наше время не утрачивает своей актуальности. В последнее время события, происходившие в Западной Европе в первой половине шестнадцатого века, вызывают особый интерес у наших современников, поскольку процессы протекавшие в эту эпоху, в определенном смысле перекликаются с нынешними. Кризис, наступивший в Западной Европе в результате всеобъемлющего вмешательства Католической Церкви и ее политических амбиций, привел в дальнейшем к зарождению и развитию реформационных идей и кровопролитной крестьянской войне. В настоящее время на территории Западной Европы преобладают те самые конфессии, зародившиеся в эпоху Реформации, и более позднего периода, но уже основанные на опыте тех лет.

В центре внимания данной работы будут состояния и идеи общественно - политических позиций реформаторов, 1520 – 1530-х годов XVI века, то есть в период подготовки и проведения Великой Реформации.

Актуальность темы исследования определяется двумя обстоятельствами: Во-первых, необходимостью восстановления исторической правды о событиях эпохи Реформации, когда рухнула официальная, канонизированная доктрина Католической Церкви с ее насаждавшимися мифами, догмами и стереотипами, когда пошатнулся ее многовековой авторитет. История западноевропейской Реформации в нашей стране долгое время преподносилась в крайне искаженном виде, из-за господствующей у нас советской идеологии. Поэтому одна из главнейших задач историков – раскрытие подлинной картины борьбы мелкого буржуазного класса с веками устанавливаемыми порядками. Объективную оценку этой борьбы помогут дать выявление и изучение ее особенностей в различных регионах Европы. Это не только расширит наши представления о прошлом, но и будет способствовать утверждению нового восприятия данной проблемы в отечественной исторической науке.

Во-вторых, современное состояние в Западной Европе несколько напоминает ситуацию, сложившуюся в шестнадцатом веке. С одной стороны сейчас полная свобода вероисповедания, нос другой – христианская религия настолько раздробилась, что многие люди начинают заблуждаться в поисках истины и в вере в Христа. В этой связи нам необходимо изучение и усвоение уроков прошлого; общество, отказывающееся от своего прошлого, рискует потерять будущее.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, следует сделать очевидный вывод, о необходимости не только нового прочтения многих страниц истории Западной Европы, но и глубоко анализировать ее, провести параллели между прошлым и настоящим.

Существует обширная исследовательская литература, как отечественная, так и зарубежная, по различным вопросам эпохи Реформации. Тем не мене задачу, воссоздания законченной картины Реформации, нельзя считать полностью выполненной. Целый ряд важных проблем остается недостаточно изученным, а некоторые моменты даже остались среди веков.

В частности ценным трудом является исследования донной проблемы академиком исторических наук МГУ С. П. Карпова, в его двухтомной работе «Раннее новое время». Она интересна тем, что знакомит читателя, воспитанного в атеистической или православной культуре с основными положениями протестантизма и реформации, их идеями и воззрениями на этот мир.

Очень подробно описывается эта эпоха в статьях: Позднеевой М. «Реформация и политический строй» (журнал Вояж); Сенявской Е. С. «Германия и Радикальная Реформация» (журнал Вопросы истории); Алексеева А. Н. «Итоги Реформации: прошлое и настоящее» (журнал Наука и жизнь). В своих статьях они раскрывают сложность, запутанность политической обстановки того времени. Выявляют особенности проведения реформации в Германии, ее влияние на политику и общество. Проводят параллели между прошлым и настоящим (в общественно-политическом аспекте).

Основные источники нашей курсовой работы – это труды Реформаторов: Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли, которые отражают их общественно-политические воззрения. В своём знаменитом трактате «Послание Христианскому дворянству германской нации» Лютер развил доктрину «священства всех верующих», гласящую: «…Государство установлено Богом для достижения определённых целей, которых Церковь не может и не должна пытаться достичь. Иными словами, сферы их влияния различны и не должны смешиваться, а каждый Христианин оправдывается одной лишь верой»1. Цвингли в своей работе «Комментарий об истинной и ложной религии» по этому поводу утверждает: «…Евангелие имеет своей целью развитие внутренней праведности, возникающей из преображения человека, слушающего Евангелие, а целью государства является обеспечение внешней праведности, возникающей из ограничений, накладываемых на человека законом»2. А Кальвин в своём труде «Наставления в Христианской вере» выделяет: «Церковь не имеет право мечём карать и сдерживать, не имеет власти принуждать, у неё нет ни тюрем, ни наказаний, которые применяет магистрат. Её целью является не наказание грешника против его воли, аа получение у него добровольного покаяния. Эти две функции являются совершенно разными вещами, поскольку ни Церковь не имеет права брать на себя функции магистрата, ни магистрат то, что входит в компетенцию Церкви»3.

 

 

В виду многоплановости Реформации, в работе сосредоточено внимание на исследование узловых проблем, характеризующих разносторонние общественно – политические позиции реформаторов, и поставлены следующие задачи:

- изучить биографии и реформационную деятельность реформаторов – Мартина Лютера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли;

- проследить процесс и условия формирования их новых общественно-политических теорий и воззрений;

- проанализировать их теоретические и программные положения, проведя сравнительный анализ;

- дать оценку их действий в сложившейся обстановке.

Основной целью данной работы является выявление особенностей общественно-политических воззрений трех главных реформаторов – Мартина Лютера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли.

Глава 1. Мартин Лютер.

Жизнеописание Мартина Лютера.

Лютер Мартин (1483—1546) основоположник немецкого протестантизма, выдающийся теолог и церковный деятель эпохи Реформации.

Из саксонской крестьянской семьи. После подготовительного обучения с 14 лет у францисканцев в г. Магдебурге, а затем в школе г. Эйзенах, Лютер поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, который заканчивает со степенью магистра в 1505 г. Его теологическое образование было в традиции т. н. «современного пути» - распространенной в XIV—XV вв. концепции, согласно которой оправдания и спасения можно добиться собственными усилиями по духовному усовершенствованию, если строго выполнять условия установленного Богом Завета. Наряду с этим, Лютер был знаком и с учением Аврелия Августина о божественном предопределении, в соответствии чему спасение полностью зависит от воли и благодати Бога1.

В июле 1505 г. Лютер прерывает научную карьеру и поступает в Эрфуртский монастырь августинского ордена, где вскоре принимает монашество. Там он продолжил изучение теологии. В 1507 г. Лютер был рукоположен в священники Римско-католической церкви, а год спустя приглашен преподавать этическое учение Аристотеля в Виттенбергский университет. Еще через год, вернувшись в Эрфурт, Лютер читает в университете лекции по классическому тексту католицизма - «Сентенциям» Петра Ломбардского. В это же время он начал осваивать древнееврейский язык2.

В 1510 г. по делам ордена Лютер посещает Рим, откуда возвращается с разочарованием от церковных нравов папской столицы. Годом позже Лютер переезжает в Виттенберг, где становится вскоре доктором теологии и профессором библеистики местного университета. С 1512 г. он преподает здесь, участвует в диспутах, по поручению магистрата проповедует в городской церкви.

Виттенбергский период признан переломным в теологических воззрениях. Осмысливая проблему спасения, он стремился найти решение в «первоисточнике» - Священном Писании. Лютера смущал ветхозаветный образ Бога как бескомпромиссного судьи, которому во имя спасения следует неустанно угождать подвигами благочестия, пребывая все время в страхе Божьего гнева. Этот образ не совмещался с тональностью новозаветного благовествования, где Бог есть любовь. Обращение к наследию Августина и размышления над Библией, глубоким знатоком которой он стал, привели Лютера к новому толкованию спасения1.

Грех человека настолько повредил его природу, что никакие исключительные заслуги или «добрые дела» ее не изменят, считал Лютер. Только Бог, любящий свое творение, искупает греховность рода человеческого через явление в мир, страдания и смерть Иисуса Христа. Если правосудие Бога, как утверждает Библия, открывается в Евангелии, то оно будет не в наказании за грехи, а в их прощении всем уверовавшим в искупительную жертву Христа. Это подтверждается общностью установок Ветхого Завета (Авв. 2:4) и Нового Завета (Рим. 1:17), которые передают единую волю и милосердие Бога: «праведный верою жив будет». Ничего иного, сверх оправдания верой, от человека не требуется. Чтобы вера не была всуе, христианин должен иметь точное наставление в ней, которым является исключительно Священное Писание. Вселенские соборы, папы римские, отцы церкви могут ошибаться; Библия — непогрешима2.

Аргументы приводимые Лютером неоднократно указывали, на приоритет веры над «делами Закона», опираются на спорное толкование слов апостола Павла (Гал. 2:16, Рим. 3:28, Еф. 2:9 и др.) об утрате спасающей силы ритуальных предписаний после жертвы Христа. Лютер использовал слова, адресованные иудеям, против католической церковной доктрины. Но в атмосфере реформационных настроений эпохи такой поворот был убедителен, поскольку основывался на самом авторитетном в христианстве источнике — Слове Божьем. К тому же вера не отменяла добрые дела — для Лютера они нужны не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а как живой и деятельный процесс постоянного подтверждения обращенности человека к Богу1.

С этого утверждения Лютер начал свою реформационную деятельность. Это был 1517 год.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: