Монаху Аввакуму, о греховных помыслах




 

Спрашиваешь, опасны ли греховные помыслы. Ты монах, и тебе это хорошо известно. Знаешь, что святые Отцы учили: сущность монашества – в очищении ума от злых помыслов. Знаешь, что и Церковь называет три вида грехов: делом, словом и помышлением. Потому мы и молимся Отцу светов об умерших, да простит им все грехи, аще словом, аще делом, аще помышлением. О том, что Господь обличает греховные помыслы, читаешь в Евангелии: «видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? » (Мф. 9, 4). Сатана согрешил не чем иным, как помыслом гордости, за это и был низвержен от лица Божия во ад.

Злые помыслы – семя всякого зла. Из этого семени вырастают грешные слова, грешные желания и грешные дела. Вспомни притчу Христа о сеятеле (см.: Мф. 13, 24-30): человек посеял доброе семя на поле своем, а когда все заснули, пришел враг и посеял плевелы среди пшеницы. Господь сеет добрые помыслы в душу каждого человека, но если человек не бодрствует над своей душой, как над засеянной нивой, то он словно тот заснувший человек. И, пока он спит, приходит враг Бога и человека, злой дух, и сеет в душе плевелы, то есть злые помыслы. От злых мыслей до злых слов и дел не дальше, чем от семени растения до его корня. Следовательно, все органически связано. Поэтому будь на страже. Чаще закрывай глаза и, по слову святого Никиты Стифата, «испытывай плывущие по мысленному морю помыслы».

Одно из главных упражнений монашеской жизни – искоренение злых помыслов, пока не развились, не разрослись они, не овладели душой полностью и не превратились в дела. Разбивай их о камень. Как пишет псалмопевец: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень » (Пс. 136, 8, 9). Понятен тебе духовный смысл этих слов? Вавилон – царство диавола, а младенцы – злые помыслы от него. Камень – Христос. Блажен тот, кто только зародившееся в душе зло разобьет о Вечный Камень – Христа. Если мы с тобой знаем это, нам не остается ничего иного, как сие исполнить.

Радуйся о Господе.

 

Верующему, который иногда чувствует себя
совсем другим человеком

 

Ты пишешь, что иногда чувствуешь себя новым человеком, перерожденным и преображенным. Обычно это происходит во время молитвы, в ночной тишине. Этот мир словно исчезает для тебя, умирают мирские мысли: о людях, о вещах, о плотском; необыкновенный покой разливается в твоей душе, ты видишь в себе какой-то свет и чувствуешь неизреченную радость. К этому добавляется чудесное благоухание, не сравнимое ни с каким благоуханием на земле. Сладкое и животворное благоухание. Ты чувствуешь себя как бы вне тела. А когда все это прекращается и тихо и постепенно исчезает, словно тающая радуга, на тебя находит грусть, что это не продолжалось еще долго и долго, непрерывно и без конца, годами, веками, вечно. Ты спрашиваешь: что это могло быть?

Думаю, что Дух Божий коснулся тебя, брат мой. Это и есть то, о чем сказал Господь: «Царство Божие внутрь вас есть » (Лк. 17, 21). Ибо, когда Дух Божий воцаряется в наших душах, тогда прекращается все, что от нас, и приходит все, что от Бога. Пока царят в нас наши чувственные мысли, земные желания и своеволие, не Царство Божие будет в нас, а царство тьмы и страха, печали и неведения. Но, когда придет Дух Божий и возобладает, тогда все изменится. Но мой тебе совет: умались до праха пред величием Бога Всевышнего, Который открыл тебе эту тайну по превеликой милости Своей. И не сообщай о ней многим, непосвященным, особенно того «остального», о чем и я не упоминаю здесь. Чтобы не дать на поругание самого святого (см.: Мф. 7, 6) и чтобы сердце твое не вознеслось до высот гордыни, откуда падают в пропасть адскую. Послушай, как апостол предостерегает тебя: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть » (1 Кор. 10, 12).

Ничего неизвестного и для Церкви нового с тобой не произошло. Многие праведники и угодники Божии ощутили сию дивную тайну и частью сообщили ее верным душам. Сообщили не для похвалы, но чтобы разделить свою радость и подвигнуть друзей своих к твердой вере в обетования Христа и к радостному прославлению Его.

Однажды зимней ночью нашел я приют у одного человека. Когда его домашние ушли спать, он сообщил мне «самую большую тайну своей жизни».

– Годами я хотел, – говорил он, – увидеть от Бога чудо. Но оно не давалось мне. Однажды я встал на рассвете и начал молиться Богу. Вдруг во мне явился некий свет, и я ощутил мир, и радость, и благоухание (все так же, как случилось и с тобой).

– С тех пор, – сказал он, – я перестал просить у Бога чудес, ибо видел самое большое чудо, о котором и не догадывался.

Не новое ли это подтверждение того, что говорил апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор. 2, 9)?

Мир тебе и здравия от Господа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: