На вопрос о том, что нам делать, чтобы лучше жить




 

Как сам пишешь, много лет служил ты одному господину. Не проходило дня, чтобы ты не думал о нем, о том, чего он хочет, о чем просит, что планирует. Однако твой господин был смертным человеком и – умер. Но существует Господин безсмертный, Который не умирает, Который был Господином и над твоим господином, и над всеми царями и царедворцами этого мира. Это – Господь Бог, Творец и Вседержитель неба и земли. Разве не естественно людям, подданным этого Господина над господами, всякий день помышлять о Нем? Узнавать Его волю, изучать Его заповеди, проникать в Его намерения? Но именно то, что было бы совершенно естественно, люди отвергли и стали жить по своей воле, своими мыслями, по своим правилам и законам. И плод такой жизни очевиден: смуты, заблуждения, отчаяние, пропасть в душах людей и между людьми.

Видя все это сам, ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку…

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и безплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил: думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий; благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

Господь да обрадует тебя.

 

 

Примечание

 

[1]. Ср.: молитва, читаемая на часах: «Иже на всякое время, и на всякий час... Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй…».

 

[2]. См.: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых » (Откр. 1, 5); «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный » (Откр. 3, 14).

 

[3]. Савва I Сербский, святитель († 1237; память 12/25 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского князя Стефана Неманя и Анны, дочери Византийского императора, брат Сербского короля Стефана Первовенчанного (1195-1224). Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии. В 17 лет он отправился на Афон, где поселился в русском Пантелеимоновом монастыре и там принял монашеский постриг с именем Савва. Затем стал насельником монастыря Ватопед, куда к нему позднее пришел и постригся в монахи с именем Симеон его отец, деспот (греч. «повелитель» – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью) Стефан. В 1199 году Савва и Симеон основали на Афоне монастырь Хиландар, ставший центром духовного просвещения и культуры сербского народа. С 1208 года святой Савва снова в Сербии, архимандрит монастыря в Студенице. Однако позднее, стремясь к уединенному житию, он опять удалился на Святую Гору. В 1219 году патриарх Константинопольский Мануил I (Харитопул; 1217-1222) рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа с дарованием одновременно автокефалии Сербской Православной Церкви. Резиденцией первого Сербского архиепископа стал Жичский монастырь. Святитель основал восемь новых епископий, во главе которых поставил своих учеников из Хиландара и Студеницкого монастыря, устроил жизнь сербского монашества по афонскому образцу, созывал в Жиче Поместные Соборы для устроения церковной жизни. В 1221 году он короновал в Жиче своего брата, сербского правителя Стефана Первовенчанного. Перевел на славянский язык Кормчую книгу (она была принята также и на Руси на Владимирском соборе в 1274 году). Скончался в Болгарии и с честью погребен в храме Сорока мучеников Севастийских в городе Тырнове. Позднее его нетленные мощи были перенесены в Сербию, в монастырь Милешево, откуда их похитил Синан-паша и сжег в Белграде на Врачаре 27 апреля 1595 года. Святитель Савва – самый почитаемый сербский святой, в нем сербы чтят своего чудотворца и благодетеля, укрепившего веру и благочестие, оставившего по себе пример истинно христианского жития и подвижничества и изложившего все свои заветы в многочисленных письменных трудах.

 

[4]. Феодора, преподобная († 879; память 1730 сентября), в монашестве Феописта. По кончине мужа вместе с дочерью удалилась в монастырь, где прославилась своей подвижнической жизнью; после смерти мощи ее обильно мироточили, подавая болящим исцеление.

 

[5]. Ксения Римляныня, преподобная († 5 век; память 24 января/6 февраля). Дочь сенатора, ради любви к Богу, накануне свадьбы оставила отеческий дом вместе с двумя верными рабынями. Господь хранил девиц, желавших послужить Ему, пока не вручил заботу о них пресвитеру Павлу из города Милосса, куда они последовали за ним и где, по устроении Ксенией монастыря, приняли от него постриг. В житии преподобной говорится, что воздержания ее боялись даже бесы: побежденные ее постом и подвигами, они убегали, не смея приступить к ней. После полудня, в час, когда Ксения предала душу Богу, милосские граждане увидели над девичьим монастырем светлый венец из звезд с блистающим крестом посредине. Лишь по совершении погребения видение исчезло. Приходившие ко гробу святой с верою получали исцеление от своих недугов.

 

[6]. Монахиня Евфимия (? -ок. 1400), в миру деспотиса Елена, супруга деспота Углеше Мрнявчевича (? -1371). После скоропостижной смерти Сербского князя Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331-1355), при котором Сербское государство достигло наивысшего расцвета и земли его распространялись на Македонию, Фессалию, Албанию, Эпир и Этолию, на престол вступил его сын, Стефан Урош V. Однако он уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Государство распалось на несколько владений: Центральной Сербией правил князь Лазарь Хребелянович, а обширные земли в Македонии принадлежали гордым братьям, Вукашину и Углеше Мрнявчевичам, мало считавшимся с верховной властью Стефана Уроша V. Пользуясь слабостью христианских государств, турки все чаще стали совершать набеги на балканские земли. Первыми на их пути оказались владения деспота Углеше, и в битве на реке Марица в 1371 году войско братьев Мрнявчевичей было разбито, а оба они погибли. После смерти мужа деспотиса Елена приняла постриг в монастыре Любостыня с именем Евфимия. Она написала дивную похвалу святому князю Лазарю, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Преподобная Евфимия – первая сербская женщина-писательница, чьи литературные труды получили признание.

 

[7]. Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, преподобная († 439; память 31 декабря/13 января). Дочь богатого сенатора-христианина, прожив шесть лет в браке и похоронив сына и дочь, двадцати лет от роду, Мелания решила посвятить свою жизнь богоугодным делам, убедив поступить так же и мужа, знатного вельможу Пипиана. Все свое огромное богатство благочестивые супруги употребили на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие дела милосердия. Затем оба они поселились в устроенных ими обителях – мужской и женской, в Египте, в Нубии. Многие молодые девицы, видя подвижническую жизнь преподобной, обращались на путь добра и угождения Богу; также и немало язычников и евреев, имея перед собой такой образец христианского совершенства, крестились. Отправившись в Палестину для поклонения святым местам, преподобная Мелания поселилась в Иерусалиме, основала близ Елеонской горы женскую обитель и в ней подвизалась до глубокой старости. Сподобившись от Бога дара чудотворения, она почила пятидесяти семи лет от рождения, предузнав заранее о своей кончине.

 

[8]. Юстиниан I Великий, святой правоверный († 565; память 14/27 ноября), Византийский император, правивший с 527 года. Родился в крестьянской семье, в горном селении в Македонии близ нынешнего Скопье. Возвышением обязан своему дяде, императору Юстину I (518-527). С его времени зарождается теория об императоре как «равном апостолам», получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над Церковью. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права, стимулировал большое строительство (храм Святой Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: