Цели и задачи менеджмента




Сущность менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Содержание менеджмента

Законы менеджмента

Принципы менеджмента

Характерные черты менеджмента

Стадии менеджмента

Понятие менеджмента

Существуют более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавить в перечень ресурсов еще и информационный.

Термин «управление» по сути является аналогом термина «менеджмент», его синонимом. Однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Например, управление автомобилем, космической станцией и т.д. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально – экономическими процессами на уровне фирмы, предприятия, организации.

Менеджмент – это профессионально осуществляемый вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Он включает в себя комплекс взаимосвязанных действий: установки целей, постановки и корректировки задач, организация и управление, принятие решений, налаживание коммуникаций, сбор и анализ информации, подведение итогов работы.

Объектами изучения менеджмента являются человек, организация, общество.

Предметом изучения менеджмента является управленческое взаимодействие: управленческие отношения реализуются как информационные связи при организации производства и управлении им.

Технология управления – это приемы, способы и последовательность выполнения процесса управления. В одной организации могут применяться как отдельные технологии, так и их сочетание. Такой выбор зависит от конкретной ситуации.


 

 

 

Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности и доходности путем рациональной организации производственного процесса, оказания услуг.

Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли, повышение эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка, решение социальных вопросов.
Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи менеджмента: тактические – это поддерживание устойчивого функционирования организации; стратегические – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Задачи управления: организация производства с учетом потребностей потребителей; обеспечение автоматизации производства; стимулирование работы сотрудников; координация работы подразделений, поиск и освоение новых рынков и т.д.

ü Закономерности управления различными системами

Управление любой системой может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем:

- субъекта управления (управляющей подсистемы)

- объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.1).

Рис. 1. Система управления в виде контура управления

Управленческое взаимодействие может только в случае, если объект управления выполняет команды СУ.

Для этого необходимо:

1. наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ

2. наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

 

ü Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели.

Основными составляющими любой организации являются: люди, задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации.

Миссия организации – выражение смысла ее существования.

С труктура управления - совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование организации как единого целого.

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Подразделения и должности создаются для вып-я функций управления. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней. Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Орг-ция как открытая система зависит от внешней среды. Организации, умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают.

Жизненный циклорганизаций последовательность изменений состояний организации в течение времени. Этапы жизненного цикла, через которые проходят организации: создания, роста, зрелости, упадка.

Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:

1)с содержательной, анализируя содержание и послед-сть процесса управления;

2)с информационной, анализируя процессы обработки и передачи инф-ции в управлении.

С содержательной точки зрения в процессе менеджмента выделяют этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, контроль, анализ.

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:

1)сбор первичной (начальной) информации;

2)ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;

3)обработка первичной информации;

4)предоставление информации субъекту управления;

5)принятие субъектом управленческого решения;

6)доведение решения до исполнителей.

 

Содержание менеджмента

Наиболее часто используемые подходы к содержанию понятия «менеджмент»:

1. Менеджмент как орган (аппарат) управления. Обычно под организацией понимается структура, в рамках которой проводятся мероприятия направленные на достижение общих целей. Она состоит из двух частей: управляемая часть – это объект управления (коллектив); управляющая часть – это субъект управления (директор).

 

Рис. 1

Четкой границы между управляющей и управляемой системами нет.

2. Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Например, в древности очень часто руководство осуществлялось одним человечеством, это был как бы театр одного актера. Если руководитель на верхнем уровне управления был хорошим лидером, как Юлий Цезарь, все шло более или менее гладко, если неумелым, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.

Труд руководителя носит в основном умственный характер. Предметом труда является информация. Результатом являются решения и действия руководителя.

3. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

4. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производства труда.

Менеджеры, принимающие решения, вовлечены в творческий процесс. Многое они выясняют из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью.

Менеджмент – это наука. Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, основанных на изучении практического поведения. Чтобы научиться управлять успешно, необходимо овладеть теорией управления и искусством управления, т.е. умением творчески ее применять.

Разновидности менеджмента: производственный, снабженческо-сбытовой, инновационный, маркетинг-менеджмент, менеджмент персонала, финансовый, эккаутинг - менеджмент. Эккаутинг – это сбор, обработка, анализ, данных о работе организаций, их сравнение с прошлыми и плановыми показателями и результатами конкурентов.

 

Законы менеджмента

Закон – это объективная реальность. Управление производством успешно лишь в том случае, если оно основано на сознательном использовании объективных законов.

Законы менеджмента:

1. Закон соответствия управления характеру производственных отношений. Цель управления, его содержание, формы и методы зависят от форм собственности на средства производства.

2. Закон централизации управления предполагает постоянно действующую связь между всеми звеньями экономики, начиная с предприятия, заканчивая центральными органами управления.

3. Закон единства системы управления. Единство отражает меру внутренних связей элементов предприятия, организации. Основой реализации этого закона является единство принципов, методов и целей управления на всех этапах производства.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой системами. Соотношение между системами должно регулироваться.

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управления.

1. Принцип централизации (единоначалия). Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю такой полноты власти, которая необходима для принятия решения и персональной ответственности за порученное дело.

2. Принцип децентрализации (коллегиальности). Коллегиальность предпо-лагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня.

3. Принцип сочетания централизации и децентрализации является основным. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики, целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению.

4. Принцип ориентации на долгосрочные цели развития, т.е. четкое представление о том, какой фирма должна быть в будущем.

5. Принцип демократизации, т.е. участие работников в высшем звене управления. Например, в Швеции, Дании, Австрии, Голландии принято законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров с правом голоса, во Франции – без права голоса.

6. Принцип сочетания научности и творчества.

7. Принцип последовательности.

8. Принцип непрерывности.

9. Принцип состязательности участников управления.

10. Принцип целенаправленности и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: