Напоследок, еще одна цитата




И.С Кон «В поисках себя. Личность и её самосознание»

Начнем, пожалуй.

«Человек на 80% состоит из воды, и на 20% из риса» (Китайская пословица). То, что происходит в школе, не знаю даже как это назвать, на 80% состоит из воды. Вроде как с первого класса учат детей писать красиво по прописям, но у большинства почерк так себе. Затем начинают загрузку сознания «Как пишется «не» с глаголами? Когда была Куликовская битва? Какая самая северная точка России?». Людям нужно давать удочку, а их пихают рыбой, пока она не начинает вываливаться из ушей. Честно говоря, я уже почти перестал использовать запятые. «Конечно», «поэтому» я уже не выделяю, в этом нет смысла (Даешь NU-SPEAK!). Лишь в фразах типа «казнить, нельзя помиловать» приходится их использовать. А если ошибусь – редактор Ворда лезет со своим зеленым подчеркиванием. Да и фраза «Карова пашла гулить» не так уж бессмысленна. Психологи выяснили, почему дети начинают говорить на иностранном языке быстрее, чем взрослые. Они не бояться ошибаться! А взрослые боятся - и боятся говорить. Но когда житель средней Азии говорит нам «Как идти аптека?», мы его понимаем, и даже не обижаемся. Тем более, информационное пространство изменилось, и если я забыл, как пишется черес?чур, я легко это узнаю. Нужно развивать мышление, на каком фактическом материале это делать – неважно. Он может быть любым, желательно – интересным. Потому что, после пятилетнего изучения курса физики в школе, человек, приходящий на физический факультет ВУЗа, слышит от лектора «Мы начинаем изучать общий курс физики с механики, а то, что вы изучали в школе, нам не помешает».

Сейчас я сильно огорчу тех детей, которые занимаются только изучением иностранного языка, и ничем больше. Лет через 10-20 в ухо будет вставляться небольшой микрофончик, и речь иностранца будет переводиться прямо вам в ухо. Совершенный машинный перевод – дело ближайшего будущего, как и беспилотный транспорт. А те, кто работает на пересечении лингвистики и машинного интеллекта, могут заработать в ближайшем будущем очень много, как Б. Гейтс со своим Майкрософтом. На первом курсе, при изучении высшей математики студенты две недели учатся методам вычисления неопределенных интегралов, а потом узнают, что пакет типа Mathlab берет их в символьном виде быстро и правильно. Детям говорят: «вы должны ориентироваться в информационном поле», но «на контрольной работе телефоны убрать», потому как задания этих контрольных работ в этом информационном поле уже выложены вместе с решениями. К тому же эти задания «страшно примитивны», как схемы сражений, выигранных «фельдмаршалом» Биглером в книге Гашека. И этот информационный вал, страшно устаревший, давит на детские умы. Полгода в курсе математики изучается тригонометрия, которая кроме как формулой двойного угла не полезна. И лишь давит сознание рутиной задач на перечисление корней уравнения в [промежутке). А вместо этих громоздких и бесполезных тригонометрических тождеств можно было бы прочитать несколько прекрасных книжек из Библиотечки Квант («Введение в теорию групп», «Наглядная топология») посвященных идеям математики, а не рутине.

Я бы отталкивался от тезиса раскрученного психолога-практика Михаила Лабковского: «Делайте, что хотите». Он предлагает поместить детей в пространство, наполненное разными изобразительными средствами, конструкторами, спортивными устройствами, книгами. (Правда, почему-то предлагает оградить их от компа - не более 1,5 часа в рабочий день и 4 часа в выходной, включая выполнение ДЗ). И ребенок к чему потянется – то и хорошо. А уже ближе к старшинству планировать что-то типа взрослого будущего – хочет поступать – пусть готовится, не поступит – не беда. Главное, пусть живет своей жизнью, делает свои ошибки. В общем, родители, не парьтесь. Живите своей жизнью, чтобы она вас радовала. Не надо напрягать детей – пусть их жизнь их радует.

Из всех этих детей выделяем интеллектуально увлеченных. Их не так много. Одарены они по-разному. Многие психологи считают признаком одаренности хорошую память. Поэтому, на приготовление уроков уходит совсем мало времени, и мы укладываемся в норму (4-5 класс – 2 часа в день на ДЗ, 6-8 класс 2,5 часа, 9-11 класс 3,5 часа в день). Но математическая и гуманитарная одаренность все же разные вещи, и грузить гуманитариев профильной математикой неразумно. Я считаю, что для гуманитарно одаренных детей вместо курсов физики, химии, биологии, астрономии и математики нужно прочесть книгу А.Азимова «Путеводитель по науке», в которой прекрасно изложены основные вехи исторического развития этих наук. 800 страниц увлекательного текста и никаких формул.

К сожалению, способности распределены среди людей весьма неравномерно. Кому-то досталось много, а кому-то совсем почти ничего. И тезис «каждый человек в чем-то талантлив» вызывает у меня с годами все больше скепсиса, по крайней мере, в отношении себя. Но, как говорил Форест Гамп, «Чтобы жить, не обязательно быть умным, и не обязательно быть счастливым».

Часто рутинную учебную нагрузку оправдывают развитием волевых качеств. Дескать, в жизни придется много чего делать, что не хочется. Кто диссертацию защищал, тот знает. Изучение иностранного языка развивает память. Но, все-же лучше заниматься тем, что нравится. И получается это, как правило, лучше. В качестве идеала образования, приведу одного юношу, хорошо известного в 10ъ классе. Он 1) занимался тем, что ему нравилось 2) набрал в этом хороший профессиональный уровень 3) оказался востребованным в экономике 4) получает за работу солидное денежное вознаграждение. (Дина, цветы – это совсем не безнадежно). Таких людей становится все больше. Современная (европейская) тенденция в приеме на работу – отсутствие пункта «образование» в резюме. Работодателю все равно, есть ли у сотрудника диплом, его интересуют его «компетенции».

Поэтому «на повестку дня» выходит вопрос о «конструировании» образования, подборе нужных кирпичиков. Какие-то можно получить бесплатно, за какие-то придется заплатить. Но время, когда государство, общество или царь-батюшка гарантировали «всеобщее качественное образование», уходят в прошлое. «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих». (Не «Спасение утопающих» - Руки прочь от классики!). Как в древней Греции – хотите приобщиться к мудрости – идите в рощицу, в которой собираются философы. И прихватите им что-нибудь в качестве подарка. Возвращаясь к цитате Фейнмана, образование бесполезно: одни сами всему научатся, а другие просто потеряют время. Те, кто имеет способности к физике, и кому это интересно, должны иметь возможность общаться с людьми, занимающимися реальными исследованиями в школах при научных центрах. А остальным задачи и формулы вообще не нужны. Либо если физика используется для развития мышления исследователя, она должна перестать быть примитивно догматичной, как сейчас. («Он не знает закона Ома! Какой ужас!» - Да этот закон Ома на самом деле ограниченный и приближенный, выполняется только для металлов в узком интервале температур и никакого сакрального смысла в нем нет.) Учитель физики может и не быть профессиональным ученым, он может просто ставить опыты, потому что ему это интересно. Дети, кому интересно, сами сбегутся. Как собирались в рощу философы.

К сожалению, сейчас школа – это скорее детский сад для больших детей. Общество должно куда-то их девать до совершеннолетия. Им там нужно чем-то заниматься, давайте загрузим тем, что было 50-100 лет назад (не понимаю, как из школьного курса исчезли латынь и греческий, давайте вернем, вслед за астрономией). Сейчас, к счастью, этот социальный институт размывается – появляется семейное, заочное, частное образование. Но растет число людей, погруженных в виртуальную реальность, зависимых от компьютерных игр. Мышление становится все более «клиповым», потому что думать не нужно, нужно искать и смотреть картинки. В сериале «Черное зеркало» моделируются возможные последствия «компьютеризации, цифровизации». И выглядит это временами, жутко.

Напоследок, еще одна цитата

«Каждый из нас должен настолько стать самим собой, соответствовать и подчиняться своему естеству, чтобы неведомое будущее нашло нас готовыми ко всему, что бы оно не вздумало приподнести» (Г.Гессе «Дэмиан»)

Что касается учителей – Игорь Семенович все уже сказал, «каждый должен учить себя сам». И глядя на некоторых детей, которые на моем уроке играют на задней парте в телефоне, я понимаю, что ничего не могу сделать. Это их выбор, и если они потом будут об этом сожалеть – это их ошибка. А если не будут – значит, они все делают правильно. От меня уже это не зависит. Но если кто-то упрекнет меня, что я не смог заинтересовать их предметом, я отвечу словами песни «Алисы» «Я не червонец, чтобы нравиться всем».

Спасибо за внимание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: