Говоря о дальнейшей судьбе Содружества, можно реально представить три возможных варианта развития:
- оптимистический, связанный с дальнейшим укреплением СНГ, совершенствованием механизма реализации его решений, повышением их действенности;
- оставить все, как есть (этот путь можно охарактеризовать так: аморфность решений, необязательность их исполнения, неопределенность статуса Содружества);
- пессимистический (постепенно роль Содружества в процессах интеграции будет падать, оно превратится в чисто консультационный орган. Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках узких интеграционных объединений типа ЕврАзЭС, ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова) или Центрально-Азиатского сообщества).
РФ рассматривает пространство СНГ как сферу ее стратегических интересов. Она исходит из того, что и для государств Содружества Независимых Государств Россия является зоной их национальных интересов. При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ.
Развитие сотрудничества со странами СНГ является главным внешнеполитическим приоритетом России. Приоритетной для России остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Этот приоритет связан не в последнюю очередь сполучением конкретных преимуществ на мировых рынках.
11. Совет Европы: предпосылки создания, цели, членство, главные органы.
Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 года
Цель организации – достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях
Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах:
1. Правовое обеспечение прав человека
2. Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности
3. Поиск совместных решений социальных проблем – национальные меньшинства, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД
4. Развитие политического партнерства с новыми демократическими странами
В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права:
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод(1950г)
2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания(1987)
3. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств(1995)
В рамках Совета Европы создан механизм контроля и предотвращения нарушения прав человека в государствах-участниках – Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств-участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав
Руководящие органы – Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат
Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органов СЕ. Он принимает решения по поводу программу работу организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов СЕ
Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок
Согласно Уставу Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия:
1. соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим
принципам демократии, а также соблюдение прав человека;
2. избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов