Уполномоченный имеет следующие полномочия




– запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

 

Основные документы, касающиеся прав детей

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»,
принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской
Федерации (ст.ст. 6-15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

 

Общие положения Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ

Основные понятия

Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Конвенция устанавливает четыре общих принципа:

1. Недискриминация.

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

4. Уважение взглядов ребенка.

Права ребёнка

Ребёнком в общем смысле признаются несовершеннолетние, в юридическом — лица, не обладающие полной дееспособностью на основании своего возраста (18 лет). Конвенция о правах ребёнка является базовым международным актом, который устанавливает приверженность всего мирового права к соответствию наибольшего благоприятствования детям.

В России основные права и обязанности несовершеннолетних детей регламентированы федеральным законом №124-ФЗ, устанавливающим гарантии обеспечения прав. Помимо этого, Конституция России также подразумевает их исполнение сразу по нескольким пунктам. Ещё большие права установлены для детей-инвалидов.

Согласно документу, в России установлен особый институт омбудсмена (гражданское или должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп) по вопросам детства — уполномоченный по делам детей. В данный момент данной деятельностью занимается Павел Астахов.

Жизнь и воспитание в семье

Статьёй 54 Семейного кодекса установлено право ребёнка на жизнь и воспитание в семье. Законы и подзаконные акты расширяют понятия данной статьи, в том числе процедурами усыновления и опекунства, если нет возможности реализовать право в семье биологических родителей.

Семья должна обеспечивать не только содержание, образование, поддержку достойных условий проживания, но и прилагать усилия к развитию ребёнка, установлению нормального человеческого общения. Законом устанавливается право ребёнка быть услышанным в семье, даже несмотря на то, что ответственность за все действия несут родители.

При отсутствии родителей, в дело вступают органы опеки и попечительства, реализующие свои функции. При невозможности найти опекуна, дети-сироты находятся на попечении в детских домах, где педагоги создают условия, имитирующие нормальное семейное взросление и воспитание.

Общение с родителями и родственниками

Режим общения ребёнка устанавливается статьёй 55 СК РФ. Норма показывает, что ребёнок имеет право общаться со всеми родственниками, включая как близких, так и иных, на усмотрение ребёнка. Причём именно здесь происходят злоупотребления: согласно закону, мнение родителей о том, с кем из родственников общаться, не имеет значение. Равно как и возможность общаться с обоими родителями после развода, вне зависимости от территориальной удалённости.

Международные акты России устанавливают возможность реализации (стало быть и общения с родителями) прав ребёнка даже если семья разделена границами государств.

Право на общение полностью выполняется и в случаях, когда ребёнок попал в экстремальную ситуацию. Экстремальной признаётся ситуация, наступившая по причинам непреодолимой силы, будь то арест (нахождение под стражей) на основании подозрений в преступлении или нахождение на лечении.

Защита ребёнка

Основные гарантии семейного законодательства распространяются на защиту ребёнком своих прав. В обычных ситуациях права ребёнка в РФ защищают родители, родственники и опекуны, имеющие право представлять интересы в суде, заключать сделки, если они не влекут нарушение имущественных прав ребёнка. Иногда привлекается уполномоченный по правам ребёнка или территориальный комитет.

В иных случаях, особенно когда нарушения исходят со стороны родителей, ребёнок может попасть под защиту прокурора, органов опеки, а также сам представлять свои интересы по достижению 14 лет.

Все граждане России, в особенности должностные лица, обязаны реагировать на обнаруженные нарушения и сообщать в органы опеки. За невыполнение данного требования наступает уголовная ответственность.

В России 1 июля объявлен днем защиты детей.

Выражение мнения

Выражение мнения включает всю совокупность прав ребёнка в различных областях семейного и гражданского права на выражение своей позиции. Ребёнок может участвовать в принятии решений в семье, а также высказываться в государственных учреждениях, если в ходе их работы затрагиваются его интересы. Законодатель в данном случае исходит из принципа частичной дееспособности, наступающей с 10 лет.

Суд может оставить мнение ребёнка без внимания, если прослеживаются явные расхождения с его реальными интересами (например, родители хотят продать квартиру ребёнка).

Имя, отчество и фамилия ребёнка

Статья 58 Семейного кодекса даёт право ребёнку иметь имя, фамилию и отчество. Они определяются:

  • Фамилия изначально соответствует фамилии родителей (одного из них).
  • Отчество даётся по имени биологического отца, либо лица, признавшего отцовство (или по мнению матери при гражданском браке).
  • Имя устанавливается родителями.

Во всех случаях законодательство даёт полномочия субъектам вносить изменения в процедуру их назначения. Учитываются также и обычаи каждого народа или региона.

Решающую роль во всех разногласиях берут на себя органы опеки.

Изменение имени и фамилии

Данные ребёнка могут меняться согласно заявлению родителей, направленному в органы опеки, в случаях, если ребёнок не достиг 14 лет. С четырнадцатилетнего возраста ребёнок может сам выбирать себе фамилию, имя и даже отчество. Во всех случаях такое действие должно быть обосновано интересами ребёнка.

Органы опеки по заявлению родителя, воспитывающего ребёнка в одиночку, могут принимать решение и без ведома второго родителя, если он более не обладает родительскими правами или не является в отдел. Также рассматривается обращение матери на и в случае его несогласия со сменой фамилии, она остаётся прежней.

 

Имущество ребёнка

Базовые имущественные права ребёнка установлены статьёй 60 Семейного кодекса. Она определяет обязанность родителей (иногда родственников) содержать ребёнка. В продолжение данной нормы вводится и понятие алиментов, то есть содержание ребёнка не может быть прекращено, даже если родители не проживают вместе или никогда не проживали. Таким образом, законодатель ограждает институт детства от вероятности наступления финансовой нужды. Нарушение режима содержания ребёнка, установленного в 5 разделе Семейного кодекса, может повлечь лишение родительских прав.

Суды могут устанавливать размер содержания вплоть до 50% от совокупного дохода родителя, в отношении которого было произведено дело об алиментах. Объем зависит от количества детей, а также социальных потребностей, необходимости медицинской помощи и иных случаях, когда деньги на содержание должны быть выделены родителями.

Более подробную информацию о назначениях и выплатах алиментов вы можете получить в этом разделе.

До достижения ребёнком возраста полной дееспособности (совершеннолетия), всеми финансами, включая пособия, алименты, ренту и прочие доходы, управляет отец или мать, с которыми он проживает.

Статьи 26 и 28 Гражданского кодекса подтверждают наличие прав собственности у ребёнка, в том числе на любые виды имущества, личных вещей, финансовых средств и инструментов, возможность владеть банковскими вкладами. Лица, временно распоряжающиеся имуществом ребёнка, обязаны руководствоваться принципами статьи 37 ГК РФ, не позволяющими проводить сделки в ущерб интересам подопечных лиц, злоупотреблять доверием и присваивать имущество.

Таким образом, законодатель разграничиваетправа и обязанности родителей и детейимущественного характера, в частности ребёнок не может претендовать на владение и распоряжение имуществом родителей, кроме случаев, определённых законом (наследование, сделка). Все споры и столкновения интересов регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами, устанавливающими приоритет детей на правовую защиту.

смену фамилии (на свою), если между родителями не действовал законный брак.

Семейный кодекс опять же учитывает частичную дееспособность ребёнка (10 лет).

 

Заключение

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью
ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически
не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и
раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе
школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны
государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к
обязательной для преподавания в школе программе.
Российские дети, по данным официальной статистики последних лет,
находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно
около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50
тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет
попадают в специнтернаты, диагноз "дебильность" только в 1994 г.
поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально
безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по
делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному
периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в
1993-1997»).
Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так
и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и
преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в
праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право
должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и
защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более
«сильных» взрослых.
В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют
правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые
закреплены в действующих правовых актах за ними.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро.
Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде
всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как
увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома


 

Список, используемых источников литературы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

2. Образовательное законодательство: Сб. нормат.-правовых актов и документов: в 3 ч. Ч. 2,3 / Сост. Д.А. Ягофаров; Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-т. Екатеринбург, 2001

3. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/ Отв. ред. В.И. Шкатулла. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001

4. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001

5. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями./ Сост. Е.П. Педчак. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002

6. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000

7. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М.: «Готика», 2002

8. Права человека: Сб. международных документов./ Сост. Миков П.В., Суслов А.Б. – Пермь, 2003

9. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам)/ Сост. Миков П.В., Русакова Н.А. – Пермь: Издательство «Книжный мир», 2003

10. Права Вашего ребенка (в помощь родителям)/ Сост. Русакова Н.А., Миков П.В. – Пермь: Издательство «Книжный мир», 2003

11. Права ребенка: взаимодействие семьи и школы. Областное родительское собрание по правам детей: методические рекомендации. - Пермь, 2003

12. Борисенко О.Г. Права ребенка в образовательных учреждениях; Соколова А. Педагогическое рукоприкладство; Дедов В. Прослушали…; Учителю дали год// Личное дело. Ежемесячное издание Пермской гражданской палаты и Пермского регионального правозащитного центра, 2003-200

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: