Сопоставительный анализ повестей «Сын полка» И. Катаева и «Иван» В. Богомолова




Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении

Авторы произведений создали на основе реальных событий, которые и вправду имели место во время Второй мировой войны.

Многие знают о судьбе Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и безоблачное детство. Но жизнь скитавшегося три года с начала войны мальчика изменилась, когда его подобрали разведчики - артиллеристы Биденко и Горбунов, которые проявили интерес и добродушие к мальчику: обогрели, накормили – Ваня им «своим показался».Действительно, Ваня оказался смышленым, смелым мальчиком, сам рвался в разведку, понимал ответственность порученного ему задания. Сбылась мечта Вани: он стал сыном полка. Казалось бы, зачем солдатам, у которых и без того немало забот, возиться с каким – то мальчишкой? Эти замечательные люди – сержант Егоров, капитан Енакиев, Биденко, Ковалев не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего советского солдата.Мальчик сыграл большую роль в судьбе капитана Енакиева. С появлением Вани в дивизии меняется жизнь капитана: он понимает, что теперь ему нужно заботиться о мальчике, ведь война отняла у него всех близких. Да и Ваня тянется к нему.Сколько же было сынов полка за годы войны? Все они мужественно сражались рядом со взрослыми бойцами: ходили в разведку, участвовали в боях, спали по двое – трое под одной шинелью. Они ежечасно совершали подвиги. Я считаю, что подвиг – это не просто смелость и героизм, но и великий труд, сила воли, любовь к Родине и своему народу, которая хранится в сердцах советских людей: и взрослых, и детей.

Ваня Солнцев: двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища.

Иван Буслов, Бондарев: мальчик 12 лет, худенький. Ненавидит немцев, упрямый, настойчивый, решительный. Мужественный, настоящий герой.Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна.

Два героя еще юные,рано повзрослешие,познавшие боль и тяготы войны.

Сюжет “Сын полка”: Деревенский мальчик во время войны остался сиротой, он сумел перейти линию фронта, чтобы разыскать «наших» и воевать в Красной Армии. В лесу его и отыскали разведчики. Капитан Енакиев, потерявший свою семью, видит в ребенке своего сына, но требует, чтобы мальчика отвезли в тыл и отдали в детский дом. Умный подросток несколько раз сбегал от бывалых разведчиков и вновь возвращался в часть.В конце концов ему выдали военную форму, сапожки, прикрепили к артиллеристскому орудию и Ваня стал «сыном полка».Во время наступления капитан, желая спасти мальчика, дал ему приказ идти с запиской в штаб. Там ребенок узнал, что вся его часть погибла, а в записке военный просил позаботиться о Ване. По его просьбе мальчика определили в суворовское училище.

Сюжет “Иван”: Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания. Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают. Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.

Проблематика этих двух произведений-дети и война.

В.Катаев и В.Богомолов в своих произведениях показали нам военные будни, главными героями в которых стали два мальчика: Ваня Солнцев и Иван Бондарев. И,, несмотря на то, что эти мальчики являются героями разных произведений, мы сразу понимаем, что у них много общего.

В первую очередь мы замечаем, что у них обоих русское имя – Ваня. Они примерно одного возраста. Ванне Солнцеву на вид больше десяти лет не дашь, хотя он говорит, что ему – двенадцать. Ивану Бондареву, со слов Гальцева, тоже не больше десяти-одиннадцати лет. Оба мальчика – светловолосые и белокожие. И Катаев и Богомолов рисуют нам образ обычного русского мальчика. Они оба выбирают именно такой образ для того, чтобы ярче показать, как изменяются дети во время войны. Меняются и внутренне и внешне.Когда разведчики нашли Ваню Солнцева, в нем трудно было узнать того весёлого, русоволосого пастушка, которым он был до войны. Голова его была «…заросшая, давно не стриженная, с грязными волосами, впалый рот с обмётанными лихорадкой воспалёнными губами. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови». За два года, пока он жил без дома и без семьи, он отощал «…его острые уши казались несколько великоваты, шейка – несколько тонка». Отмывать пришлось в пяти водах.Во время первой встречи Гальцева с Иваном Бондаревым мы тоже замечаем перемены, которые произошли с мальчиком. Вид у него был жалкий, измученный. «Лицо – скуластое, темновато-серое от въевшейся грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы, висели клочьями». Тельце мальчика было худенькое, с проступающими ребрами, темное от грязи.

Судьбы этих мальчиков – это отражение судеб огромного количества советских детей, оставшихся во время Великой Отечественной войны сиротами.Отец Вани Солнцева погиб на фронте в первые дни войны. Мать убили, когда деревню заняли немцы. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Деревню спалили фашисты, и Ваня вынужден был заботиться о дальнейшей своей судьбе сам.Иван Бондарев перед войной жил с родителями на заставе в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Осталась одна мать, но Иван не знает, где она и жива ли. Он остался один. Как и Ваня Солнцев, он был поставлен в такую ситуацию, когда все решения приходилось принимать самому. И решение было принято – мстить врагу, стать полезным нашей армии.Прежде чем попасть к разведчикам, обоим мальчикам пришлось пережить годы нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты.Иван, желая мстить врагу за смерть своих близких, уходит к партизанам. А затем попадает в лагерь смерти. Тот ужас, с которым он столкнулся в лагере, на всю жизнь останется в его памяти. Каждый раз, когда он об этом вспоминает или говорит, выражение его лица меняется: «глаза его вспыхивают лютой недетской ненавистью, крохотная верхняя губа

подергивается». Мальчик становится угрюмым и сосредоточенным. Он как бы взрослеет на глазах.Ваня Солнцев после смерти родных, оказавшись на территории, занятой немцами, тоже хотел перейти через фронт, к советским солдатам. Но фронт был далеко. И он отправился «с сумкой собирать куски». Попался полевым жандармам и был направлен в детский изолятор. Там Ваня заразился паршой, чесоткой, сыпным тифом, но все-таки выжил и сбежал. Почти два года Ваня бродил и прятался в лесах. «он пробирался по страшному холодному лесу один во всем мире, ночью, голодный, больной, затравленный, как волчонок.

Под влиянием этих событий мальчики меняются не только внешне. Меняется их характер, привычки, отношение к людям. И отношение людей, которые их окружают, тоже меняется.При первых встречах все взрослые относятся к ним, как к маленьким детям, которым не место на войне, поэтому их немедленно хотят отправить в тыл. Но, когда узнают историю мальчиков, узнают, что им пришлось пережить и через что им пришлось пройти, отношение к ним меняется. Взрослые понимают, что дети на войне взрослеют очень быстро. В их характере появляются такие черты, как собранность, молчаливость, настороженность, гордость, а иногда даже злость.Про Ивана Гальцев говорит: «…он был совсем еще ребенок», «…гордый и самолюбивый, с угрюмым, не по-детски сосредоточенным, с морщинками на выпуклом лбу, лицом».

Характер Вани описывает в двух словах Биденко: «Смотрите, какой гордый! Маленький, а злой. Самостоятельный у паренька характер. Видать немало хлебнул в жизни».Взрослые понимают, что, несмотря на свой возраст, оба мальчика уже самостоятельны. И хоть отношение к ним становится более серьезным, мы видим, что взрослые все равно пытаются по возможности оградить ребят от всех ужасов войны. Они любят и жалеют мальчиков, пытаясь хоть как-то облегчить им жизнь. Каждый из них старается найти подход к характеру Ивана или Вани. Гальцев делает для Ивана кинжал, провожает его в тыл врага. При расставании хочет поцеловать, но не решается. Холин беспрекословно выполняет просьбы и указания мальчика. Он хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом. Катасоныч относится к Ивану по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова «…озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой».К Ване Солнцеву разведчики тоже относятся с любовью и нежностью. Они ласково называют его – «пастушок». Каждый из них готов голову отдать за Ваню. Горбунов говорит: «Он нам всем, как родной сын». Горбунов и Биденко употребили все свое влияние на то, чтобы в военных условиях найти хорошего портного, сапожника и даже парикмахера. Они справили для Вани

обмундирование. Капитан Енакиев так же, как и его солдаты, с первого взгляда полюбил Ваню. Разрешив разведчикам оставить Ваню у себя, он не забыл о нем. А когда узнал, что Ваня ходил в разведку, он рассердился и забрал его к себе связным. У артиллеристов Ваня знакомится с наводчиком Ковалевым, который всячески подбадривает мальчика.И хотя взрослые любят мальчиков и заботятся о них, но самым правильным решением для разведчиков в обоих произведениях кажется то, что мальчиков необходимо отправить в тыл, в интернат. И Ваня, и Иван сами понимают, что учиться нужно. Ваня даже носил всегда с собой рваный, потрепанный букварь. Когда разведчики спросили, зачем уму букварь, Ваня ответил: «Чтобы грамоте не разучиться». Но когда он узнал, что его хотят отправить в детский дом, мальчик очень огорчился, он понимал, что сейчас его увезут в тыл, он уже никогда не увидится с этими людьми, которые его любили и жалели. И он понимал, что не сможет стать разведчиком. Ваня даже был согласен чистить котелки и носить воду, только бы его не отправляли. Он считал, что разведчики не правы. Если он останется на фронте, он сможет принести много пользы, а выучиться успеет и после войны, поэтому в разговоре с Биденко он проявляет упрямство и дерзость. «Тогда вдруг в душе мальчика заговорила гордость. Лицо его стало злым. Оно как будто сразу похудело. Маленький подбородок вздернулся, глаза упрямо сверкнули исподлобья. Зубы сжались.

- А я не поеду!».

В этот момент Ваня решил, что все равно останется жить у разведчиков, поэтому по дороге в детский дом он два раза сбегал. Убежав от Биденко второй раз, Ваня снова вернулся к разведчикам. Видя упрямство мальчика и его огромное желание разделить с ними все горести и радости военной жизни, разведчики позволяют ему остаться с ними. Но Ваня хочет не просто жить в блиндаже разведчиков, а участвовать в боевых действиях и ходить в разведку. И только после смерти капитана Енакиева Ваня согласился, чтобы его отправили в Суворовское училище. Он не мог не согласиться – он выполнял последнюю волю своего названного отца. Капитан Енакиев хотел, чтобы Ваня был «…хорошим солдатом, а впоследствии – достойным офицером».Ивана Бондарева тоже отправляют в интернат. Но он говорит, что жить «…там тягостно, прямо невтерпеж. Живешь – крупу переводишь». Поэтому мальчик оттуда сбежал. Он согласен с тем, что ему нужно учиться. Он и сам это говорит, только учиться он хочет после войны: «Нужно. Только зачем мне это сейчас? К чему?». И даже когда вышел приказ командующего отправить его в Суворовское училище, он твердит: «После войны. А теперь воевать буду, разведчиком». Многие пытались его переубедить. Гальцев пытается объяснить Ивану, что он уже повоевал: и в партизанах был и в разведке. Теперь нужно отдыхать, учиться! «Ты знаешь, из тебя какой офицер

получится», – говорит он Ивану. Но мальчик убежден, что сейчас не время для учебы: «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». Иван уверен, что, помогая разведчикам, он принесет больше пользы. Да и взрослые понимают, что он прав. В разговоре Холина с Гальцевым Холин говорит об Иване: «Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота». А когда разведчики все-таки настаивают на том, чтобы Иван отправился в училище, он сбегает и снова уходит к партизанам.Взрослые очень беспокоятся за юных разведчиков, но все-таки посылают мальчиков в разведку, потому что сведения, которые они добывают, бесценны. Оба мальчика очень хотят, чтобы война поскорее закончилась. И каждый из них по-своему старается приблизить это время. Иван подолгу живет на оккупированной территории, ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение. Все видит и все запоминает. А, вернувшись к своим, аккуратно записывает и отправляет в штаб. Каждый раз, когда Иван отправляется на задание, на лице его снова появляется выражение сосредоточенности, внутреннего напряжения и настороженности. Он признается Гальцеву, что немножко боится: «никак не привыкну. Нервеность какая-то. И побираться – тоже никак не привыкну. Ух, и тошно!». Мальчик знает, что опасные ситуации могут возникнуть в любое время, и он может надеяться только на себя. Рядом нет ни товарищей, ни командира. Понимая все это, Иван все-таки идет в разведку, потому что желание отомстить немцам за смерть своих близких сильнее страха.Ваня Солнцев был у разведчиков проводником. Он шел впереди группы, изучая местность, потом возвращался и докладывал, свободен ли путь. Но ему было мало быть просто проводником, он хотел быть настоящим разведчиком. Стащив компас, он вел самостоятельные наблюдения и на полях своего букваря записывал ориентиры и цели. Так же, как Ивану, Ване было страшно находиться на немецкой территории. Его охватывал ужас, когда он сталкивался с немцами. Но он смог справиться и со страхом и с яростью, которые он испытывал. Он «заставляет себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью». Он может одолеть свой страх, потому что помнит – от него зависит выполнение боевого задания.В обоих произведениях на долю главных героев выпало немало взрослых дел и обязанностей. Оба героя оказываются в труднейших ситуациях, а иногда даже рискуют своей жизнью. Но, не смотря на это, они все-таки остаются детьми. И даже в этой тяжелой обстановке находят время для мальчишеских игр и детских радостей.

У Ивана, как и у всех мальчишек, есть увлечение – он собирает ножики. Когда он первый раз видит у Гальцева финку с наборной ручкой, глаза его загораются, и он восхищенно восклицает: «Ух, и нож!». Иван тут же просит подарить ему этот нож. А когда Гальцев объясняет, что не может этого сделать, Иван просит оставить нож хотя бы поиграться. Когда он остается один в землянке Гальцева, то, вооружившись биноклем и ножом, играет в войну. «В землянке беспорядок: стол перевернут вверх ногами и накрыт сверху одеялом. Ножки табурета торчат из-под нар. На вымытых утром добела досках пола большое чернильное пятно». Мальчик, «весь красный, разгорячен и возбужден». Он представляет себя настоящим командиром. И, конечно же, в его играх он обязательно победит и война скоро закончится. Но радость и веселье мальчику доставляют не только игры в войну. Он читает журналы, просит Гальцева включить патефон, и очень доволен, когда Холин шевелит ушами.И Ваня Солнцев тоже совсем по-детски проявляет свою радость, когда ефрейтор Биденко приносит сверток с обмундированием. Он не верит, что все эти вещи принадлежат ему. Как и любому мальчишке, ему в первую очередь хочется потрогать маленькие латунные пушечки на погонах. Они вызывают особое восхищение мальчика. Буквально с наслаждением перебирает вещи и хочет поскорее надеть их. Ему кажется, что только после этого он, наконец, превратится в настоящего солдата. Он радуется тому, что его мечта начинает сбываться.

Различия.

Рассказывая о двух этих мальчиках, мы понимаем, что они очень похожи. У них действительно много общего. Но, несмотря на это, они все-таки разные. Когда мы узнаем, что происходило с мальчиками с начала войны и до того момента, когда они попали к разведчикам, мы понимаем, что Ивану Бондареву пришлось столкнуться с большими ужасами войны, чем Ване Солнцеву. Он попал в немецкий лагерь смерти. То, что ему пришлось увидеть и пережить там, навсегда останется в его памяти. «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось» – говорит Холин. «Как рассказывает про лагерь или вспоминает отца, сестренку – трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть…». Эти события разожгли в душе Ивана огонь мести. Мстить немцам стало основной целью его жизни во время войны. И если Ваня Солнцев, попав к разведчикам, чувствует себя, как дома, в большой любящей семье, и полностью доверяет любому советскому солдату, то в поведении Ивана всегда присутствует настороженность и отчужденность по отношению к незнакомым людям. При первой встрече с Гальцевым Иван испытывает к нему недоверие и неприязнь. Говорит уверенно и даже властно. Он не просит, а требует. Такое поведение мальчика объясняется тем, что он понимает, насколько серьезны и опасны те задания, которые ему приходится выполнять.

Несмотря на свой возраст, он уже получил орден Отечественной войны и медаль «За отвагу», в отличие от Вани, за спиной которого всегда находятся верные боевые товарищи, готовые прийти на выручку в любую минуту, Иван находится в разведке один. И хотя взрослые очень беспокоятся о нем и делают все возможное для того, чтобы он вернулся назад живым, в опасных ситуациях он может надеяться только на себя. Холин говорит Гальцеву: «Третий год воюешь? И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один!». Но как бы ни было трудно находиться в немецком тылу, выполняя разведку, Иван отказывается ехать в Суворовское училище. Он не может себе позволить заниматься чем-то другим, пока не закончена война, поэтому он продолжает бороться с немецкими захватчиками, но уже у партизан.Дальнейшая судьба Ивана Бондарева также отличается от судьбы Вани Солнцева. Ваня Солнцев пережил всю войну. И в самом ее конце был направлен в Суворовское училище. Полевая жизнь мальчика закончилась. Для него началась новая жизнь, в которой нет места отчаянию, нищете, унижениям, и постоянному страху за свою жизнь. Судьба Ивана Бондарева более трагична. Он не дожил до конца войны и не радовался победе, о которой так мечтал. В 1943 году он был задержан немцами за то, что в течение нескольких суток наблюдал за движением немецких эшелонов. И хотя «никаких вещественных доказательств, уличавших его в шпионаже или принадлежности к партизанам», не было обнаружено, Иван Бондарев был расстрелян 25.12.1943 года.Ивану пришлось прожить три тяжелейших военных года. И эти три года он прожил, как настоящий солдат, как защитник своего Отечества.И хотя в начале работы мы говорили о том, что у обоих мальчиков одинаковое русское имя, теперь мы можем отметить, что в отличие от Катаева, Богомолов дает своему герою более строгое и взрослое имя «Иван». Наверное, у него и не может быть другого имени. Слишком много выпало на долю этого мальчика. Ему пришлось пережить то, что может пережить не всякий взрослый. Но он сумел сохранить гордость и достоинство, не скрывая своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: