Структура управления- это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации, как единого целого. Для достижения целей руководитель (менеджер) создает организационную структуру т.е. организационную систему управления предприятием. Структура системы - совокупность связей и отношений между ее элементами. в свою очередь организационная система управления (осу) представляет собой совокупность подразделений и должностей связанных отношениями и подчинениями. При создании структуры управления менеджер должен максимально в возможной степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности взаимодействия его с внешней средой. Процесс создания организационной структуры управления обычно включает 3 основных этапа:
1) определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др)
2) выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и тд)
3) делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности
(отношение руководства - подчинения, отношения централизации- децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, подразделение в должностях)
Осуществляет управление - аппарат управления.
Структура аппарата управления определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а так же характер возложенных на них функций.
Поскольку разработка такой структуры связанна с установлением перечня соответствующих подразделений и штата их работников менеджер определяет взаимоотношения между ними, содержание и объем выполняемых ими работ, права и обязанности каждого работника.
|
С точки зрения качества и эффективности управления, выделяют следующие основные типы структур управления предприятиями:
1) иерархический тип, к нему относится линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная, штабная, линейно- штабная и дивизиональная структура управления.
2) органический тип, включающий кросс-функциональную или бригадную, проектную и матричную структуру управления.
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ТИП СТРУКТУРЫУПРАВЛЕНИЯ
(наиболее распространена на современных предприятиях)
Фредериком Тейлором были сформулированы основные принципы, но дополнены Вебером.
Признак иерархичности уровней управления, при котором нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему
принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии
принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям
4) принцип нормализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоорденированность различных задач,
5) принцип вытекающий из предыдущего - обезличивание работниками своих функций
6) принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым наймы и увольнения с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура такого типа называется иерархической или бюрократической
|
типы сотрудников:
руководители, специалисты, исполнители
-руководители- лица, выполняющие главную функцию и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями
- специалисты- лица выполняющие основную функцию и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно- техничсеким и тд проблемам.
- исполнители – лица, выполняющие вспомогательную функцию, работу по подготовке документации и тп
В зависимости от характера связей между различными подразделениями, различают следующие типы организационных структур:
-линейная
-функциональная
-дивизиональная
-матричная
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, предприятиями.
Высший руководитель (президент)
- линейные руководители:
-главный бухгалтер
-вице президент по продажам
-исполнители
-кассиры
-экономисты
Во главе каждого подразделения стоит руководитель, чьи решения, передаваемые по цепочке вниз, обязательны всех ниже стоящих звеньев. Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют только одного руководителя, вышестоящий орган не может отдавать приказы нижестоящим звеня минуя их руководителя.
Основной признак- наличие исключительно линейных связей.
Плюсы:
- очень четкая система взаимосвязей,типа "начальник- подчиненный"
- явно выраженная ответственность
- быстрая реакция на прямые приказания
- простота построения самой структуры
- высокая степень прозрачности деятельности всех структурных единиц
Недостатки:
|
- чрезмерная нагрузка на высший уровень управления
- отсутствие вспомогательных служб
- отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов возникающих между различными структурными подразделениями
- высокая зависимость от личных качеств менеджера любого уровня
Линейные структуры разделяются на
- плоские
- многоуровневые
Если в линейные структуры управления внести прямые и обратные функциональные связи между различными структурными единицами, то она превратится в функциональную.
схема у Семена))
Функциональная структура управления- совокупность подразделений специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
При функциональной структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов, при этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения ниже стоящим подразделениям. Выполнение указаний обязательно для производственных звеньев.
Преимущества:
- снятие большей части нагрузки с высшего уровня управления
- стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков
- уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля
- как следствие предыдущего - это улучшение качества выпускаемой продукции
- появляется возможность создания штабных подструктур
Недостатки:
- значительное усложнение связей внутри предприятия
- появление новых информационных каналов
- появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений
- затруднение координации деятельности организации
Линейные и функциональные структуры образуют группу линейно - функциональных структур, где линейные призваны командовать, а функциональные консультировать, как правило они не имеют право отдавать производств отдел.
линейно-функциональная структура управления
высший орган:
-функциональный орган управления
-орган линейного управления
-исполнители
достоинства
1 освобождение линейных руководителей от многих вопросов, связанных с компетенцией различных функциональных служб и сохранение важнейший связей руководитель-подчиненный, при который каждый раотник подчиен одному руководителю
2 более глубокая подготовка решений, связанных со специализацией работников
3)возможность привлечения консультантов и экспертов
Недостатки:
1 слабое взаимодействие на горизонтальном уровне между производственными подразделениями
2черезмерно развитая система взаимодействия по вертикали
3 аккумулирование на верхнем уровне полномочий не только стратегических, но и оперативных задач
4 недостаточно четкая ответственность
Линейно штабная структура
(таблица у Семена)
Этот вид структуры призван ликвидировать недостатки и восполнить недостатки в звеньях стратегического планирования.
Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы) которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями. А лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа. структура эта соотв линейной
Достоинства:
- более глубокая, чем в линейной системе проработка стратегических вопросов
- разгрузка высших руководителей
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов
- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура это первый шаг к более эффективным органическим структурам упрваления
Недостатки:
- недостаточно четкое распределение ответственности тк лица, готовящие решения, не участвуют в его выполнении
- тенденции к чрезмерной централизации управления
Дивизиональная структура управления
Логика заключается в сочетании автономности подразделений с центрально контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки их результатов. Пик внедрения пришелся на 60-70е годы прошлого столетия.
Ливизион - крупное структурное подразделение предприятия, обладающее большой самостоятельностью за счет включения в себя всех необходимых служб иногда девизионы принимают форму дочерних предприятий фирмы и даже оформляются как отдельные юридические лица, но на деле является составными частями одного целого
(У Семы таблица)
Преимущества:
- наличие тенденций централизации
- высокая степень самостоятельности девизионов
- разгрузка менеджеров базового звена управления
- высокая степень выживаемости в условиях современного рынка
- развитие у управляющих дивизионов предпринимательских наук
Недостатки
-пояление дублирующих функций в девизионах
- ослабление связей между сотрудниками различных дивизионов
- частичная потеря контроля над деятельностью дивизиона
- отсутствие одинакового подхода к управлению различными дивизионами ген директором предприятия
Дивизиональные структуры бывают:
- организованные по видам товаров и услуг или группам покупателей (продуктовая)
-организованная по регионам (региональная)
-сочетающая как продуктовый, так и территориальный принципы построения (смешанные)
(таблица у Семена)
Достоинства:
- возможность расширения ассортимента
- быстрая реакция на изменение условий конкуренции технологий покупательского спроса
- ответственность за получение прибыли возлагается на руководителя подразделений
Региональная дивизиональная организационная структура - разновидность девизиональной.
(таблица у Семы)
Достоинства:
- экономия средств достигаемая за счет локализации коммерческих операций
- территориальная структуризация
- снижение транспортных расходов
- снижение содержания складских помещений
- близость рынка позволяет изучить его требования
(табличка у Семена)
Бригадная структура управления
Одна из странных форм организации, которая начала активно возрождаться в основе лежит: организация работ по рабочим группам, а сама организационная структура представляет собой совокупность иерархически связанных друг с другом малых групп
(схема у Семена)
Основные принципы:
- автономная работа бригад, групп, артерий
- самостоятельное принятие решений внутри бригады и координация работ
- отсутствие бюрократических связей и возможность привлечения специалистов из других подразделений
Достоинства:
- реализация концепции групповой формы (поощряется взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем)
- менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия
- предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками
- сочетание индивидуальной и коллективной ответственности за качество работы и конечный результат, что снижает необходимость в строгом контроле
- оплата труда, направленная на стимулирование предусматривая тесную связь между уровнями з/п каждого члена бригады и общими результатами
-отход от принципов рациональной бюрократии (специалисты, входящие в состав бригад не требуются дополнительных руководящих указаний сверху, снижение необходимости в услугах дополнительных служб)
недостатки
-горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад
-проблем нахождения необходимых специалистов
-повышенная ответственность за решения
проектная структура управления - временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработка проекта и его реализация)
Проектное управление комплексными видами деятлеьноститребует обеспечение непрерывного интеграционного руководства в услвоиях строгих ограничений по затратам, сроку и качеству работ
Проектные структуры различаются:
- по масштабу
-широте охвата проблем и отраслей знания
- по характеру взаимодействия с линейными и функциональными звеньями организации
_ члены команды подчиняются не только руководителям проектов,но и руководителям тех функциональных подразделений на которых они постоянно работают и разновидность матричной структурой
Матричная структура управления- структура построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и технич. помощь руководителю проекта, с другой стороны руководителю проекта или целевой программы который наделен определенными полномочиями для осуществления процесса управления.
На предприятиях с такой структурой работа ведется по нескольким направлениям одновременно. Матричная структура состоит из основных базисных структур, такие структуры редко носят постоянный характер, а в основном образуются в рамках предприятия для быстрого введения нескольких новшеств одновременно
(схема у Семена)
Преимущества данной структуры
- возможность оперативной ориентации на потребности клиентов
- снижение затрат на разработку и апробацию новшеств
- значительное сокращение времени на внедрение различных новшеств
- своеобразная кузница руководящих кадров тк руководителем проекта может быть назначен почти любой сотрудник организации
Недостатки:
- подрыв принципа единоначалия, как следствие необходимость со стороны руководства постоянного отслеживания баланса в управлении сотрудником, который одновременно подчиняется и руководителю проекта и своему непосредственному начальнику из того структурного подразделения из которого он пришел в это подразделение.
-опасность возникновения конфликтов между руководителями проектов и начальниками подразделений, из которых они получают специалистов для реализации своих проектов
-сложность в управлении и координации деятельности организации в целом
Многомерная организация