Изобретение радио является одним из величайших достижений человеческой культуры конца девятнадцатого столетия. Появление этой новой отрасли техники не было случайностью. Оно подготовлялось поем предшествующим развитием науки и отвечало требованиям эпохи.1877 — Эдисон создал фонограф, изучением волн занимается Герц.
1895 — Попов выступил с докладом о передаче звуков, грозоотметчик.
1896, март — передача слов на расстоянии — Азбука Морзе.
1896, июнь — патент на изобретение радио Маркони.
1901—1903 — Трансконтинентальная радиосвязь (Англия и США).
1915 — после «Титаника» принят сигнал SOS.
История радиовещания в России:
1917 — во время переворота радио стало СМИ
1918—1925 — РОСТА, а потом ТАСС (Телеграф агентство появилось ещё при Николае II). Агентство рассылает своим подписчикам информацию за деньги. Новости подтверждаются агентством.
1918 — Радио «Вестник РОСТА».
27 февраля 1919 — из нижегородской лаборатории раздалась речь, голосовое вещание
1921 — Инженер Чистоцкий создал радиотелефон, 1-го мая по нему передают музыку. С сентября началось вещание через рупоры.
1921 — «Устная газета РОСТА», в эфире раешники (стихи-призывы), фельетоны (сатирические рассказы), частушки. Владимир Про — первый диктор
23 февраля 1923 — первый концерт в советском эфире.
23 ноября 1924 — начало регулярного радиовещания.
«Последние известия» — самостоятельное радио, не прикреплённое к газете. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты.
сентябрь 1924 — радио группа во главе с Куржиянским «Радио музыка», «Радио понедельник».
1925 — первая радиопостановка для взрослых. Роза Йоффе — знаменитый радиорежиссёр того времени.
1927 — закон о свободном микрофоне.
7 ноября 1929 — Иновещание на Францию, Англию и США.(До этого Чичерин решил обменяться информацией с Германией).
1944 — передача «Очерки Мира»
7 мая 1945 — День Радио, через месяц трансляция парада победы.
1948 — Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч в сут), начинается сплошная радиофикация колхозов.
1956 — создана Главная редакция вещания для молодёжи
1 октября 1960 — Всесоюзное радио стало круглосуточным.
1962 — введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных (осенне-зимней и весенне-летней) сеток вещания.
16 октября 1962 — начала вещание радиостанция «Юность».
1963 — появляется 5-я программа
1 августа 1964 — на основе 2-й программы создана радиостанция «Маяк»
Форматы радиостанций
Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса. Итак:
АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:
Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип — "Радио 7" или "Лав Радио" — здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,
Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов (тип "Радио Монте Карло"), с целевой аудиторией 20-30 лет,
Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.
CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:
CHR/Pop — с преобладанием хитов в стиле поп (тип "РДВ"),
CHR/Rhythmic — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип "Европа Плюс"),
Modern Rock oriented CHR — с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум", "Наше Радио"),
а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.
Rock — Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:
AR (Active Rock) — активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х — 90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести "Открытое Радио"),
AOR (Album Oriented Rock) — с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),
Modern Rock — Mainstream Rock — современный рок — рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус ("Ультра"), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, отличается же он в первую очередь более консервативным неконформистским отбором музыкального материала,
сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).
Слабо распространенные типа Классик радио, Фолк радио и тд.
Жанры рекламы на радио
Самыми распространенными жанрами рекламы на радио являются:
Информационные:
- радиообъявление - информация, которую зачитывает диктор;
- радиорепортаж - в жанре журналистского материала рассказывает о каком-либо событии. Может содержать как прямую, так и косвенную рекламу - впечатление потребителей о купленном товаре или информацию о новом товаре;
- консультация специалиста;
- радиожурнал - тематическая информационно-рекламная передача;
Художественные:
- монолог от лица потребителя или рекламного персонажа;
- диалог двух лиц разной степени информированности;
- мини-спектакль, подсказывающий оптимальное решение какой-то проблемы;
- серия сценок с постоянными персонажами;
Другая реклама на радио. Среди них можно выделить:
- рекламный призыв, (слоган);
- рекламная песенка (джингл);
- советы радиослушателям;
- рекламный конкурс;
- скрытая реклама, включаемая в радиопередачи.