СНиП 2.07.01-89*Градостроительство. Планировка и застройка населенных мест
Категории дорог | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых и в плане, м | Наибольший продольный уклон, %о | Наибольшая ширина земляного полотна, м |
Магистральные: | ||||||
скоростного движения | 3,75 | 4-8 | ||||
основные секторальные непрерывного и регулируемого движения | 3,75 | 4-8 | ||||
основные зональные непрерывного и регулируемого движения | 3,75 | 2-4 | ||||
Местного значения: | ||||||
грузового движения | 4,0 | |||||
парковые | 3,0 |
Примечания: 1. В сложных топографических и природных условиях допускается снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.
2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы «пик» по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.
3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20 % до 4,5 м.
Таблица 4.1 - Параметры поперечных профилей улиц и дорог
Категория дорог и улиц | Число полос движения | Ширина полосы движения, м | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные улицы: Общегородского значения Районного значения | 4-8 2-4 | 3,75 3,5 | 4,5 3,0 |
Улицы и дороги местного значения: Улицы в жилой застройке Парковые дороги | 2-3 | 3,0 3,0 | 1,5 |
Проезды: Основные Второстепенные | 2,75 3,5 | 1,0 0,75 | |
Велосипедные дорожки | 1-2 | 1,5 |
Таблица 7
Категория дорог и улиц | Основное назначение дорог и улиц |
Магистральные дороги: | |
скоростного движения | Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях |
регулируемого движения | Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
Магистральные улицы: | |
общегородского значения: | |
непрерывного движения | Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях |
регулируемого движения | Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
районного значения: | |
транспортно-пешеходные | Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы |
пешеходно-транспортные | Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района |
Улицы и дороги местного значения: | |
улицы в жилой застройке | Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения |
улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) | Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне |
пешеходные улицы и дороги | Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта |
парковые дороги | Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей |
проезды | Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов |
велосипедные дорожки | Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов |
Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов, объемов движения указанные основные категории улиц и дорог допускается дополнять или применять их неполный состав. Если расчетные затраты времени на трудовые передвижения превышают установленные настоящими нормами, допускается при наличии специальных обоснований принимать категории магистральных улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице для групп городов с большей численностью населения.
3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией трамвайно-пешеходного, троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.
4. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.
Категория дорог и улиц | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых в плане, м | Наибольший продольный уклон, 0/00 | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные дороги: | ||||||
скоростного движения | 3,75 | 4-8 | - | |||
регулируемого движения | 3,50 | 2-6 | - | |||
Магистральные улицы: | ||||||
общегородского значения: | ||||||
непрерывного движения | 3,75 | 4-8 | 4,5 | |||
регулируемого движения | 3,50 | 4-8 | 3,0 | |||
районного значения: | ||||||
транспортно-пешеходные | 3,50 | 2-4 | 2,25 | |||
пешеходно-транспортные | 4,00 | 3,0 | ||||
Улицы и дороги местного значения: | ||||||
улицы в жилой застройке | 3,00 3,00 | 2-3* | 1,5 1,5 | |||
улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов | 3,50 | 2-4 | 1,5 | |||
3,50 | 1,5 | |||||
парковые дороги | 3,00 | - | ||||
Проезды: | ||||||
основные | 2,75 | 1,0 | ||||
второстепенные | 3,50 | 0,75 | ||||
Пешеходные улицы: | ||||||
основные | - | 1,00 | По расчету | - | По проекту | |
второстепенные | - | 0,75 | То же | - | То же | |
Велосипедные дорожки: | ||||||
обособленные | 1,50 | 1-2 | - | |||
изолированные | 1,50 | 2-4 | - |
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на категории согласно табл. 1.
СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги
Назначение автомобильной дороги | Категория дороги | Расчетная интенсивность движения, прив. ед./сут |
Магистральные федеральные дороги (для связи столицы Российской Федерации со столицами независимых государств, столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей, а также обеспечивающие международные автотранспортные связи) | I-а (автомагистраль) | Св. 14000 |
I-б (скоростная дорога) | Св. 14000 | |
II | Св. 6000 | |
Прочие федеральные дороги (для связи между собой столиц республик в составе Российской Федерации, административных центров краев и областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований) | I-б (скоростная дорога) | Св. 14000 |
II | Св. 6000 | |
III | Св. 2000 до 6000 | |
Республиканские, краевые, областные дороги и дороги автономных образований | II III IV | Св. 6000 до 14000 Св. 2000 до 6000 Св. 200 до 2000 |
Дороги местного значения | IV V | Св. 200 до 2000 До 200 |
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Категория подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, подъездов к аэропортам, морским и речным портам, железнодорожным станциям, подъездов к крупным городам, объездных и кольцевых дорог вокруг крупных городов назначается в соответствии с их значимостью и расчетной интенсивностью движения.. 2. При применении одинаковых требований для дорог I-а и I-б категорий в тексте они будут отнесены к I категории. |
* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.
2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м: для пропуска автобусов в часы «пик» при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
4. В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10 %. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м3/м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.
5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
6. В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м3/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.
7. В условиях реконструкции ни улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию улиц и дорог
городов и сельских поселений
МОСКВА 1994
Источник: https://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciip204.html
Местоположение разделительной полосы | Наименьшая ширина разделите льной полосы улиц и дорог, м: | |||
скоростного и непрерывного движения | регулируемого движения | местно го значения | сельских поселений | |
Между основной проезжей частью и местными проездами | - | - | ||
Между проезжей частью и полотном трамвайного пути | - | - | ||
Между проезжей частью и велодорожкой | - | |||
Между проезжей частью и тротуаром | ||||
Между тротуаром и полотном трамвайного пути (для прямого участка) | - | - | - | |
Между тротуаром и велодорожкой | - | - | - |
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. В стесненных условиях и при реконструкции допускается уменьшить ширину разделительной полосы между основной проезжей частью и местным проездом на магистральных улицах непрерывного движения до 3 м; на магистральных улицах регулируемого движения до 2 м; между проезжей частью магистральных улиц непрерывного движения и полотном трамвайного пути до 2 м. Разделительную полосу между проезжей частью улиц регули руемого движения и полотном трамвайного пути допускается не устраивать.
Источник: https://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciip204.html
4.30. Пропускную способность одной полосы движения следует принимать с учетом назначения и месторасположения пешеходных путей, а также условий пешеходного движения согласно табл. 9.
Таблица 9
Пешеходные пути | Плотность пешеходного движения, чел./м3 | Пропускная способность одной полосы движения, чел./ч |
Тротуары вдоль жилых зданий | 0,22 | |
Тротуары вдоль общественных зданий и сооружений | 0,27 | |
Тротуары, обособленные разделительными полосами | 0,2 | |
Пешеходные улицы и дороги | 0,16 | |
Пешеходные дорожки | 0,1 | |
Пешеходные переходы через проезжую часть | 0,4 | |
Подземные пешеходные переходы | 0,5 |
4.31. Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек следует принимать не более 60 ‰, а в горных условиях и врайонах с сильно пересеченной местностью - не более 100 ‰ при протяженности этого уклона не более 300 м. При больших уклонах или большей протяженности участков следует предусматривать устройство лестниц (не менее трех и не более 12 ступеней в одном марше). Высоту ступеней следует принимать не более 12 см, ширину - не менее 38 см; после каждого марша необходимо устраивать площадки длиной не менее 1,5 м.
В районах с частыми гололедами, продольный уклон тротуаров и пешеходных дорожек не должен превышать 40 ‰; при продольных уклонах тротуаров более 60 ‰ и устройстве лестниц их следует оборудовать поручнями.
Поперечный уклон тротуаров следует принимать 10 - 15 ‰, в стесненных условиях и при реконструкции до 25 ‰.
Источник: https://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciip204.html
МЕСТНЫЕ НОРМЫИ ПРАВИЛА
Проектный уровень автомобилизации по этапам:
Этапы | Расчётный уровень автомобилизации | Годы прохождения этапа |
1-й этап | 289 автомобилей на 1000 жителей | 2009-2015гг. |
2-й этап | 340 автомобилей на 1000 жителей | 2016-2023гг |
3-й этап | 410 автомобилей на 1000 жителей | 2023-2033гг |
ПЛОТНОСТЬ МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЧНОЙ СЕТИ
Это показатель, который характеризует развитость магистральной уличной сети по отношению к застроенной площади города
δ =ΣL/F
ΣL – сумма длин магистральных улиц общегородского и районного значения (км)
F - площадь застроенной территории города (км2)
При высокой плотности сети магистральных улиц и дорог города достигаются короткие пешеходные расстояния до остановочных пунктов наземного общественного транспорта и снижается время на передвижение.
Соблюдая условие поддержания на магистральных улицах необходимой скорости движения транспортного потока и обеспечение нормативного показателя доступности массового пассажирского транспорта плотность сети магистральных улиц и дорог в городе должна быть принята относительно городской застройки
2.2 – 2.4 км/км2
Плотность улично-дорожной сети в целом должна приниматься в пределах
4,0-5,5 км на 1 кв. км, в том числе:
плотность сети магистральных улиц и дорог с регулируемым движением - 2,5-3,5 км на 1 кв. км;
плотность сети городских скоростных дорог и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - около 0,4 км на 1 кв. км.(местные нормы)
Таблица 2.3. Сводная таблица показателей обеспеченности территорией и плотности жилой застройки
Размещение на территории города | Примагистральные территории | Межмагистральные территории | ||||||||
Объекты нормирования территории | Группа, микрорайон, квартал | Микрорайон, квартал, жилой район | ||||||||
А | Территории общего пользования (м2тер./чел.),всего, | Всего по группе | Мр-н | Всего по мр-ну | Группа | Мр-н | Всего по мр-ну | Жил. р-н | Всего по жил. р-ну | |
не менее 3,3 | не менее 7,8 | не менее 11,1 | не менее 4,0 | не менее 7,8 | не менее 11,8 | не более 21,0 | не более 32,8 | |||
В том числе | ||||||||||
Участки зеленых насаждений | не менее 1,5 | не менее 4,5 | не менее 6,0 | не менее 1,5 | не менее 4,5 | не менее 6,0 | не менее 10,5 | не менее 16,5 | ||
Участки детских садов* | не менее 1,5 | - | не менее 1,5 | не менее 1,8 | - | не менее 1,8 | - | не менее 1,8 | ||
Участки школ* | - | не менее 2,4 | не менее 2,4 | - | не менее 2,4 | не менее 2,4 | - | не менее 2,4 | ||
Участки гаражей-стоянок | не более 0,4 | не более 0,6 | не более 1,0 | не более 0,5 | не более 0,6 | не более 1,1 | не более 0,8 | не более 1,9 | ||
Участки коммунальных объектов | - | не более 0,1 | не более 0,1 | - | не более 0,1 | не более 0,1 | не более 0,2 | не более 0,3 | ||
Участки спортсооружений районного значения | - | - | - | - | - | - | не менее 1,2 | не менее 1,2 | ||
Участки объектов приближ. Обслуживания | не более 0,5 | - | не более 0,5 | не более 0,7 | - | не более 0,7 | - | не более 0,7 | ||
Участки объектов микр-го обслуживания | - | не более 0,9 | не более 0,9 | - | не более 0,9 | не более 0,9 | - | не более 0,9 | ||
Участки объектов районного обслуживания, улицы, площади, стоянки | - | - | - | - | - | - | не более 8,8 | не более 8,8 | ||
Б | Территории жилого участка (м2тер./20м2 общ. пл. жилой застройки) всего, | 13,4-26,6 | 26,6 – 66,76 | |||||||
В том числе | ||||||||||
озелененные | не менее 5,0 | не менее 6,0 | ||||||||
гостевые автостоянки | 0,7 | 0,8 | ||||||||
В | Плотность жил. застройки группы, микрорайона, жилого р-на (тыс.м2/га)** | 14,5 – 7,6 | 12,1 – 6,4 | 11,1 - 5,8 | 9,3 – 5,0 | 5,3 – 3,1 | ||||
Доля нежилого. фонда в составе фонда жил. застройки (%) | не более 40 | 10 - 20 |
* В случае размещения детских садов встроенно-пристроенными в жилые дома их участки рассчитываются в составе придомовой территории.
** - Плотность жилой застройки группы, микрорайона, жилого района - суммарная поэтажная площадь наземной части жилых зданий (в т.ч. встроенно-пристроенные нежилые помещения) в габаритах стен, приходящаяся на территорию группы, микрорайона, жилого района (тыс.кв.м/га).