По итогам производственной практики должен быть подготовлен отчёт, в котором следует отразить проделанную работу при изучении тем программы практики, приложить документы, подтверждающие обоснованность сделанных выводов. При этом описание предлагаемых работ, записи в дневнике, последующие выводы и предложения должны быть взаимоувязаны. Отчёты, не отвечающие этому требованию, к защите не допускаются.
Таким образом, отчёт по производственной практике должен представлять собой полную характеристику работы практиканта в организации.
Отчёт должен составляться на основе календарно-тематического плана, утверждаемого руководителем практики. Работа по составлению отчёта проводится практикантом систематически на протяжении всего периода практики. В начале отчёта даётся краткая характеристика организации – базы практики. Затем обучающийся указывает, в каких подразделениях он проходил практику и даёт краткую характеристику проделанным работам в данном подразделении. Далее отчёт составляется в последовательности, предусмотренной программой практики. После завершения работ по той или иной теме обучающийся обрабатывает накопившийся материал, последовательно излагает его и представляет его на проверку руководителю практики. В конце практики отчёт оформляется окончательно.
Исходя из программы производственной практики, в отчёте должны найти отражение следующие структурные элементы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) основная часть:
а) организационно-экономическая характеристика предприятия;
б) анализ внешней и внутренней среды предприятия либо технология предоставления услуг предприятия;
в) индивидуальное задание;
|
4) заключение;
5) список использованных источников;
6) приложения;
7) дневник по производственной практике (Приложение А);
8) характеристика студента с указанием итоговой оценки прохождения
практики (Приложение Б).
Текст отчета по производственной практике выполняют в соответствии со СТО 02069024.101–2015 Работы студенческие. Общие требования и правила оформления (URL:https://www.osu.ru/docs/official/standart/standart_101-2015_.pdf).
Введение является вступительной частью отчета по производственной практике, в которой отражаются:
- роль и место объекта практики в индустрии туризма и сервиса города, региона, страны и т.д.;
- цель и задачи прохождения практики;
- объект и предмет исследования (объектом является предприятие или организация, на котором проходится практика; предметом исследования, как правило, являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами).
Отчет по практике содержит три основных раздела:
- организационно-экономическая характеристика предприятия;
- анализ внешней и внутренней среды предприятия либо технология предоставления услуг предприятия;
- индивидуальное задание.
Первый раздел «Организационно-экономическая характеристика предприятия» содержит:
- наименование предприятия, форма собственности, род деятельности, когда и кем образовано, сведения о реорганизациях;
- юридический и фактический адрес;
- основные виды деятельности;
- полный перечень оказываемых услуг и их подробное описание;
- характеристика организационной структуры управления, с описанием деятельности основных структурных подразделений;
|
- правила внутреннего распорядка предприятия;
- методы мотивации персонала, применяемые на предприятии;
- характеристика основных финансово-экономических показателей (выручка, прибыль, затраты, численность сотрудников, объемы продаж (обслуживания), характеристика продукта и его ассортимент и др.);
- характеристика сбытовой сети туристского или сервисного предприятия;
- бонусные программы и поощрения для посредников, турагентств и пр.
Второй раздел «Анализ внешней и внутренней среды предприятия»/ «Технология процесса оказания услуг предприятием» содержит следующие элементы:
- маркетинговая деятельность предприятия;
- особенности формирования и продвижения туристского продукта;
- программы обслуживания потребителей (туристов) - типовая программа или по конкретному запросу в ходе практики;
- партнерские отношения и договоры при организации обслуживания туристов по программе;
- мероприятия по продвижению туристского или сервисного продукта на примере составленной программы обслуживания и с учетом плана маркетинга туристского или сервисного предприятия;
- основные и потенциальные конкуренты предприятия;
- сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
- возможности и угрозы в деятельности предприятия;
- процесса обслуживания клиентов;
- основные этапы процесса обслуживания;
- характеристика подразделений предприятия, участвующих в процессе обслуживания и пр.
Третьим разделом отчета по производственной практике является индивидуальное задание. Темы индивидуальных заданий формируются исходя из темы выпускной квалификационной работы обучающегося, при необходимости согласуются с руководителем выпускной квалификационной работой и корректируются. Учебным планом предусмотрено прохождение 3-х производственных практик:
|
- 1 производственная практика – во 2 семестре;
- 2 производственная практика – в 3 семестре;
- 3 производственная практика – в 4 семестре;
В общем виде индивидуальное задание предполагает:
А) для 1 производственной практики – в ходе практики происходит выполнение функциональных обязанностей работника предприятия туристской индустрии, выполняемые в это время задания могут являться индивидуальным заданием.
Примерные индивидуальные задания:
- подбор и бронирование тура для клиента, включающее подробное описание всей технологии работы с клиентом;
- разработка рекламной кампании предприятия индустрии туризма и сервиса;
- сбор статистической информации по конкретным направлениям деятельности предприятий индустрии туризма и сервиса;
- работа с конкретным клиентом либо группой клиентов данного предприятия, включающая подробное описание всего процесса оказания услуг (предприятия коллективных средств размещения, предприятия общественного питания, предприятия индустрии развлечения и отдыха и пр.);
- разработка новой либо совершенствование существующей услуги предприятия индустрии туризма и сервиса и пр.
Б) Для 2 производственной практики – анализ предмета исследования в контексте мирового и российского опыта.
Примерные темы индивидуального задания:
- тенденции развития приключенческого туризма в мире и анализ ресурсной базы регионов ПФО для развития приключенческого туризма;
- международный опыт развития системы развлечения и отдыха;
- зарубежный опыт развития event-индустрии и основные направления и тенденции развития event-индустрии на региональном уровне;
- международный опыт организации образовательных туров и маршрутов и особенности развития образовательного туризма в регионах РФ.
В) Для 3 производственной практики - разработка методического инструментария для проведения оценки предмета исследования и ее апробация на примере одного или нескольких предприятий сферы сервиса и туризма или на уровне региона в целом.
Примерные индивидуальные задания:
- разработка методики оценки туристской конкурентоспособности региона и оценка туристской конкурентоспособности Оренбургской области;
- определение методов оценки состояния и развития экологического туризма на региональном уровне и оценка развития экологического туризма на территории Оренбургской области;
- оценка перспективных внутрироссийских туристических маршрутов на региональном рынке;
- разработка методики оценки управления туристско-рекреационными системами на региональном уровне и проведение анализа управления туристско-рекреационными системами в Оренбургской области;
- разработка методики оценки развития системы развлечения и отдыха на региональном уровне и оценка развития системы развлечения и отдыха в Оренбургской области;
- разработка методики оценки управления качеством услуг на предприятиях индустрии гостеприимства и проведение анализа управления качеством услуг на предприятиях индустрии гостеприимства в Оренбургской области.
Выполненное индивидуальное задание в процессе прохождения производственной практики подробно описывается в отчете по практике. Возможно приложение к отчету документов, подтверждающих выполнение конкретного индивидуального задания (например, копия договора, рекламные проспекты, фотографии и пр.).
В заключении обучающимся делается вывод о конкурентоспособности предприятия индустрии туризма и сервиса, соответствии применяемых на предприятии управленческих процессов современным требованиям. При необходимости даются рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия. По итогам производственной практики обучающимся намечаются направления дальнейших исследований и самостоятельной работы с учетом выявленных в ходе практики потребностей и задач предприятий индустрии туризма и сервиса.
После окончания практики обучающиеся сдают руководителю практики отчет о выполнении задания (в печатной форме).
В качестве приложений к отчету по производственной практике могут прилагаться:
- копии учредительных документов, устава предприятия;
- цены на услуги предприятия индустрии туризма и сервиса;
- рекламные проспекты, материалы, используемые предприятием индустрии туризма в своей деятельности (копии).
Все материалы прикладываются к отчёту и аккуратно подшиваются.
Достоинством отчёта по производственной практике является наличие аналитического материала, полнота освещения вопросов, наличие первичных форм отчётности в приложении, глубокое знание предмета защиты.
Следует отметить, что анализ должен содержать изложение всех вопросов, представленных в программе практики, а также вопросов, дополнительно поставленных руководителем дипломной работы.
Отчёт о прохождении производственной практики должен не только по содержанию, но и по форме отвечать предъявленным требованиям.
Ниже представлены примеры таблиц и рисунков, которые могут быть представлены в отчете по практике.
Пример оформления таблиц
Таблица 1 – Основные экономические показатели работы ООО «………» за 2017-2018 гг.
Показатели | 2017 г. | 2018г. | Абсолютное отклонение, +, - | Темп роста, % | |||
1кв. | 2кв. | 3кв. | 4кв. | 2018 г. к 2017 г. | 2018 г. к 2017 г. | ||
1 Объем реализации услуг, товаров, продукции, тыс. руб. | 561,528 | 542,670 | 580,720 | 582,520 | 2980,438 | +713,000 | 31,44 |
2 Затраты на производство и реализацию, тыс. руб. | 388,234 | 473,727 | 527,650 | 564,110 | 2184,721 | +231,000 | 11,82 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 173,294 | 68,943 | 53,070 | 18,410 | 795,717 | +482,000 | 153,64 |
4 Уровень затрат, % к V реализации | 69,139 | 87,295 | 90,861 | 96,839 | 73,302 | -270,832 | -78,70 |
5 Среднесписочная численность работников, чел. | +1 | 5,5 | |||||
6 Фонд заработной платы работников, тыс. руб. | 306,000 | 378,000 | 414,000 | 494,000 | 1673,000 | +81,000 | 5,08 |
7Производительность труда, тыс. руб./чел. | 33,031 | 30,148 | 32,262 | 32,362 | 156,865 | +29,062 | 22,74 |
8 Уровень рентабельности к затратам | 44,636 | 14,553 | 10,058 | 3,263 | 36,422 | -36,088 | -49,77 |
Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности туристического агентства «………» за 2016-2018 гг.
Показатели | Итого за 2016 год | Итого за 2017 год | Итого за 2018 г. | Абсолютное отклонение, +,- | Темп роста,% | Абсолютное отклонение, +,- | |
2017 г. к 2016 г. | 2018 г. к 2017 г. | 2017 г. к 2016 г. | 2018 г. к 2017 г. | ||||
Объем реализации услуг, товаров, продукции. тыс. руб. | 5891,3 | 5007,6 | 4256,5 | -883,7 | -751,1 | 84,9 | 85,0 |
Сумма комиссионного вознаграждения тыс. руб. | 883,7 | 751,1 | 638,5 | -132,6 | -112,7 | 84,9 | 85,0 |
Затраты на производство и реализацию, тыс. руб. | 441,8 | 413,1 | 383,1 | -28,7 | -30,0 | 93,5 | 92,7 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 441,8 | 338,0 | 255,4 | -103,8 | -82,6 | 76,5 | 75,6 |
Налог на прибыль, тыс. руб. | 88,4 | 67,6 | 51,1 | -20,8 | -16,5 | 76,5 | 75,6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 353,5 | 270,4 | 204,3 | -83,1 | -66,1 | 76,5 | 75,6 |
Таблица 3 – Сильные и слабые стороны, угрозы и возможности ресторана «………»
Сильные стороны | Слабые стороны |
-выгодное месторасположение (удобные подъездные пути, наличие парковочной зоны, выгодный обзор, большая проходимость); -внимательный высококвалифицированный управленческий и производственный персонал; - широкий ассортимент основных и дополнительных услуг; - разнообразное меню (наличие европейской, итальянской и японской кухни); - наличие фирменных блюд; - наличие фирменного имиджа и стиля (фирменная символика, оригинальна система оформления интерьера) | - слабая организация маркетинговой системы продвижения услуг на предприятии; - нестабильные объемы реализации (слабая загрузка в будничные дни); - неэффективная организация труда персонала; |
Возможности | Угрозы |
-повышение качества обслуживания; -расширение дополнительных услуг; -использование современных систем автоматизации производства; -обслуживания новых сегментов потребителей (вегетарианское меню, детское меню). -поощрение постоянных клиентов гибкой ценовой политикой; -возможность участия на международных и региональных выставках и конкурсах индустрии питания, в целях повышения своего имиджа. | - возможность появления новых и активизация «старых» конкурентоспособных предприятий питания на рынке, что приведет к обострению конкурентной борьбы; - изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность предприятий питания; - снижение спроса на ресторанные услуги, связи со снижение платежеспособности клиента; - увеличение среднего чека (рост цен на основные продукты и ресурсы) |
Таблица 4 – Списочная численность персонала ресторана «………..»
Показатель | 2014 г., чел | Доля, % | 2015 г., чел | Доля, % | 2016 г., чел | Доля, % | Темпы роста от 2016 г. к 2014 г. |
Списочная численность, в том числе: | - 6 | ||||||
Руководители | 7,9 | 8,8 | 9,4 | ||||
Специалисты | 71,1 | 73,5 | 71,8 | - 4 | |||
Рабочие | 21,0 | 17,7 | 18,8 | - 2 |
Таблица 5 – Структура доходов турагентства «……» по сегментам клиентов, %
Сегменты | Доля доходов за 2014 г. | Доля доходов за 2015 г. | Доля доходов за 2016 г. |
Корпоративные клиенты | |||
Частные клиенты | |||
Клиенты VIP |
Таблица 6 - Балльные значения оценки объектов туристской индустрии, предназначенных для обслуживания лиц с ограниченными возможностями
Показатель | Доля объектов туристской индустрии, предназначенных для обслуживания лиц с ограниченными возможностями, % | |||
до 30 % | от 31% до 60 % | от 61% до 80 % | от 81 % до 100 % | |
Коллективные средства размещения | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Предприятия общественного питания | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Туроператоры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Турагенты | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Учреждения культуры: | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- театры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- музеи | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- кинотеатры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Таблица 7 - Экспертная оценка основополагающих условий развития безбарьерного туризма
Критерий | Баллы | ||||
Доступность пешеходных улиц | |||||
Доступность городского транспорта | |||||
Доступность туристских объектов | |||||
Финансовые возможности потенциальных туристов | |||||
Информационное продвижение безбарьерного туризма в регионе | |||||
Информационное продвижение безбарьерного туризма за пределами региона | |||||
Информационное сопровождение в городской среде (табло, знаки, указатели и т.п.) | |||||
Дифференциация туров, программ и маршрутов безбарьерного туризма | |||||
Квалификация персонала | |||||
Доступность медицинского обслуживания |
Таблица 8 - Балльные значения оценки объектов туристской индустрии города Оренбурга, предназначенных для обслуживания лиц с ограниченными возможностями
Показатель | Объекты туристской индустрии, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями | |||
до 30 % | от 31% до 60 % | от 61% до 80 % | от 81 % до 100 % | |
Коллективные средства размещения | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Предприятия общественного питания | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Туроператоры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Турагенты | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
Учреждения культуры: | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- театры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- музеи | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
- кинотеатры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов |
ИТОГО: | 15 баллов |
Таблица 9 - Экспертная оценка основополагающих условий развития безбарьерного туризма в городе Оренбурге
Критерий | Баллы | ||||
Доступность пешеходных улиц | + | ||||
Доступность городского транспорта | + | ||||
Доступность туристских объектов | + | ||||
Финансовые возможности потенциальных туристов | + | ||||
Информационное продвижение безбарьерного туризма в регионе | + | ||||
Информационное продвижение безбарьерного туризма за пределами региона | + | ||||
Информационное сопровождение в городской среде (табло, знаки, указатели и т.п.) | + | ||||
Дифференциация туров, программ и маршрутов безбарьерного туризма | + | ||||
Квалификация персонала | + | ||||
Доступность медицинского обслуживания | + | ||||
ИТОГО |
Таблица 10 - Численность инвалидов, проживающих на территории Оренбургской области за 2000-2015 годы
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Всего – человек | ||||||
В процентах от общей численности инвалидов: инвалиды I группы | 12,4 | 10,1 | 16,1 | 17,6 | 17,1 | 17,5 |
инвалиды II группы | 63,1 | 68,8 | 49,3 | 43,6 | 42,6 | 40,4 |
инвалиды III группы | 24,5 | 21,1 | 34,6 | 38,8 | 40,3 | 42,1 |
Из общей численности инвалидов – инвалиды в трудоспособном возрасте: всего, человек | ||||||
в процентах от общей численности инвалидов | 53,7 | 29,0 | 43,9 | 47,5 | 46,9 | 47,3 |
Пример оформления рисунков
Рисунок 1 – График динамики объёмов продаж турагентства «……» в летнем сезоне
Генеральный директор |
Директор |
Заместитель директора |
Бухгалтер |
Маркетолог |
Администратор (3 чел.) |
Оператор колл-центра (3 чел.) |
Главный врач (хирург-стоматолог) |
Медицинская сестра (9 чел.) |
Стоматолог-терапевт (4 чел.) |
Санитарка (2 чел.) |
Сестра-хозяйка |
Стоматолог-ортопед |
Хирург-стоматолог |
Стоматолог-ортодонт (2 чел.) |
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «…….»
Рисунок 3 - Оптимальные сроки путешествия лицами с ограниченными физическими возможностями, в %
1 этап |
Сравнительная характеристика конкурентов организаций сферы ресторанного бизнеса |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
Определение взвешенной оценки |
Определение весовых коэффициентов по каждому из показателей |
Трансформация показатели в единую шкалу оценок |
Построение конкурентного профиля |
5 этап |
Рисунок 4 – Этапы построения конкурентного профиля организаций сферы ресторанного бизнеса
Факторы, характеризующие организацию сферы обслуживания |
Факторы, характеризующие оказание услуг |
Факторы, характеризующие дополнительные услуги |
Факторы, характеризующие маркетинговую политику |
ресторан «2»;
ресторан «3».
Рисунок 5 – Конкурентный профиль ресторанов города Оренбурга.
Приложение А
(справочное)