Часть 1. Как создавать новое?




Кто такой гений?

 

Многие люди полагают, что гений – это человек с гигантским IQ, скажем, 140 и выше. Это упрощенное определение. Чтобы быть гением, необходимо кое-что еще: помимо интеллекта (достаточно IQ, равного 125) потребуются богатое воображение и умение его применять, умноженные на страстное желание добиться поставленной цели.

Человек не бывает талантлив во всем, его одаренность всегда проявляется в чем-то одном. Например, вы можете быть гениальным микробиологом или непревзойденным психологом. Великолепно писать программы или превосходно играть в футбол. Со временем гений может соединить несколько таких в чем-то в некое подобие во всем, но это не обязательно.

В своей последней книге Metaskills: Five Talents for the Robotic Age («Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации») я описал таланты, необходимые людям для преуспевания в эпоху сотрудничества человека и машины. Я назвал эти таланты «метанавыками», вот они: чувствование, или эмпатия[1], и интуиция; в и дение, или системное мышление; умение мечтать, или прикладное воображение; умение воплощать, или талант к реализации; обучаемость, или способность приобретать новые навыки.

Для них не требуется высокий IQ. Зато нужна креативность. Правилам, которые позволят вам развить в себе это качество, и посвящена книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения». Она поможет вам мечтать, изобретать, творить и расти, чем бы вы ни занимались.

Тогда кто же такой гений? Вот мое определение: гений – это человек, превращающий мысль в инновацию и при этом меняющий наше в и дение мира. Иными словами, это тот, кто доводит креативность до уровня оригинальности. Лучше всего сказал об этом философ Артур Шопенгауэр: «Талант достигает цели, которой никто больше достичь не может; гений достигает цели, которой никто больше не видит».

Правила, предложенные в этой книге, не новы, хотя могут помочь вам создать нечто новое. Не Микеланджело изобрел молоток и зубило, но именно эти инструменты он использовал при создании своей «Пьеты»[2]. Как невозможно обтесать кусок мрамора голыми руками, так и нельзя «обтесать» идеи голым разумом. Нужны правила. Правила и инструменты гения.

В книге «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» я не ставил задачу собрать воедино все существующие правила креативности. Вместо этого я решил сосредоточиться на принципах, которые чаще всего игнорируют, забывают или по неосторожности нарушают. Начинается книга с нескольких советов по стратегии – как найти правильную идею. Затем даются подсказки, полезные на этапе ее воплощения, – как правильно идеей распорядиться. Далее речь пойдет о развитии ваших креативных навыков с течением времени, и наконец – о практическом применении вашей гениальности.

Я сознательно написал короткую книгу. Большинство талантливых людей, которых я знаю, полностью поглощены своими проектами, и длительное чтение – это роскошь, которую они не могут себе позволить. Поэтому перед вами тонкая книга с небольшими советами. Ее можно открывать на любой странице, отмечать важные для вас моменты и при необходимости возвращаться к ним снова и снова.

Внимание! Книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» – чтение не для всех по той простой причине, что не каждый может быть гением. И дело обычно не в отсутствии интеллекта как такового. Чаще – в нехватке 1) воли или 2) навыка. Я исхожу из того, что первого у вас достаточно, иначе вы не держали бы в руках эту книгу. Что касается второго, то вам потребуются некоторая помощь и огромное желание работать. К счастью, работа – это не совсем работа, если вы инвестируете в то, что любите.

Мне бы хотелось, чтобы вы соединили имеющееся у вас желание с этими проверенными временем принципами и запустили бесконечный цикл роста креативности: ваше желание будет подстегивать ваше обучение, а обучение – подпитывать желание. Это и есть та магия, которая рождает гения. Если вы примете ее в качестве главной предпосылки, все остальное не заставит себя ждать.

 

Марти Ньюмейер

 

 

Часть 1. Как создавать новое?

 

Нет великого гения без примеси безумия…

Аристотель

 

Правило 1. Нарушайте правила

 

Вы, вероятно, слышали о том, что нарушать правила неразумно. А может, слышали и прямо противоположное утверждение: никаких правил не существует, и функция инноваторов заключается как раз в том, чтобы разрушать шаблоны и стереотипы. Какое из этих утверждений верно?

Как ни странно, и то и другое. Это «парадокс гения». Чтобы соблюдать правила креативности, нужно их нарушать. Следуя им, вы их автоматически нарушаете. И все потому, что правило номер один гласит: «Нарушайте правила».

Правила креативности – не жесткая схема, а примерные принципы, общие модели, которым на протяжении многих столетий следовали художники, ученые и мыслители, создавая свои творения. Вам не обязательно придерживаться этих постулатов, и запоминать их тоже не нужно. Но знакомство с ними расширит кругозор и позволит справиться с любой задачей, требующей максимальной концентрации.

Вот как разрешить парадокс гения.

1. Протестируйте правила, соблюдая или нарушая их.

2. Оцените результат.

3. Перепишите правила в соответствии с собственным опытом.

 

И тогда окажется, что правила креативности существуют – это ваши собственные правила. Им не обязательно будут следовать другие, но в вашем случае они окажутся верными и полезными.

Одна оговорка: следите, чтобы ваши новые принципы не были всего лишь следствием от былых неудач; совершив одну-единственную ошибку, вы легко можете сделать неверный вывод. Соизмеряйте свои правила с наследием прошлого, чтобы убедиться, что они подходят для выполнения предстоящей вам работы.

 

 

Правило 2. Испытайте желание

 

Прежде чем приступать к осуществлению цели, нужно ее «правильно пожелать». Желание – это разминка перед решением проблемы. Когда вы позволяете своим мыслям бесцельно витать в облаках возможностей, исчезают все ограничения и предубеждения и остается лишь мерцающий след мечты, едва заметный намек на идею. Чтобы начать желать, задавайте себе вопросы, которые начинаются с фраз, перечисленных ниже.

 

Как бы я мог…?

Что не дает нам…?

Какими способами можно было бы…?

Что будет, если…?

Почему бы мне не…?

Что должно измениться, чтобы мы могли себе позволить…?

Кто мог бы захотеть…?

Когда мне следует…?

 

На этой стадии не нужно ограничивать свою фантазию.

Что если невозможное из желаемого вами превратилось бы в возможное? Какое мимолетное желание вы хотели бы воплотить в реальность? Какую будущую проблему вы могли бы начать решать прямо сейчас? Желание позволяет вам выйти за рамки реальности, пусть всего на несколько секунд, чтобы представить будущее, достойное того, чтобы к нему стремиться.

 

 

Правило 3. Прочувствуйте, прежде чем обдумывать

 

Не приступайте к планированию немедленно после того, как увидели цель. Учитесь спокойствию и умению прислушаться к себе. К своему недовольному внутреннему голосу. К сосанию под ложечкой. К едва ощутимой тоске. Удержитесь от искушения использовать стандартные подходы к решению сложных задач и революционные – к решению простых. Не начинайте движение, не выделив достаточно времени на то, чтобы разобраться со своими чувствами и обдумать все возможные сложности. В зависимости от природы и масштаба проблемы на это может понадобиться от пяти секунд до пяти дней.

Замечали ли вы, что, перебирая в голове факты, опускаете глаза, как будто нужная информация прячется среди предметов, лежащих на столе? А когда пытаетесь сформулировать ответ, то поднимаете глаза вверх, словно решение висит под потолком? Эти привычки людей, решающих какую-то проблему, давно известны. Но если необходимо задействовать интуицию, нужно не смотреть, а чувствовать.

Человек, пытающийся прочувствовать свое решение, похож на спортсмена, готовящегося к следующему движению. Здесь тело значит больше, чем разум. Оно дает прямой доступ к интуиции, что позволяет обойти стороной обычные страхи, отвлекающие моменты, стандартные решения и ловушки мышления, не позволяющие вам выдать идеальный результат. Именно чувства позволят вам наладить связь с объектом вашего желания, которую не установить при помощи одних лишь мыслей.

Закройте глаза и погрузитесь в размышления о проблеме. Позвольте ей «высказаться». Представьте, что вы – психотерапевт, а проблема – ваш пациент. Слушайте ее внимательно. Отнеситесь к ней с глубочайшей эмпатией. Раскройтесь перед ней. Не пытайтесь ее решить. Позвольте чувствам вести вас.

 

 

Правило 4. Ищите то, чего пока нет

 

Одним из навыков, отличающих лидера от ведомого, является способность видеть то, что могло бы быть, но чего пока нет. То, что уже есть, может увидеть большинство людей. Не нужно иметь волшебные очки, чтобы заметить, насколько популярна среди туристов Эйфелева башня или что миллионы людей готовы переплачивать за чашку кофе в модном месте. А вот чтобы разглядеть то, что еще не создано, волшебные очки пригодятся, ведь то, что отсутствует, по определению невидимо. Для этого необходимо научиться видеть так называемое негативное пространство. Этот термин используют художники и дизайнеры, когда говорят о пустом фоне рисунка, белом пространстве на странице с текстом, умолчаниях между строками пьесы, паузах между звуками музыки. В мире искусства все это – сознательно используемые элементы композиции. На рынке это расщелины, скрывающие новые возможности.

Вот три способа обнаружить негативное пространство на рынке, в проблеме или ситуации.

Ищите новые возможности: во всякой угрозе скрывается потенциальная инновация. Проблема избыточного веса содержит в себе возможность разработки новых видов питания. Глобальное загрязнение окружающей среды вынуждает искать новые источники энергии. Рост безработицы требует развития новых моделей образования. Этот список можно продолжать бесконечно, если вы способны видеть то, чего пока нет.

Изучите различные секторы рынка и найдите те, до которых еще не дошли инновации. Как говорится, будущее уже здесь, просто пока неравномерно распределено. Посмотрите на области, которые уже изменились, а затем найдите аналогичные или смежные, до которых перемены еще не добрались. Ищите ниши, где пока не реализованы успешные новые идеи. Есть большая вероятность, что изменения в них – лишь вопрос времени. Так почему бы не стать катализатором этих изменений?

Представьте, как растущий тренд может повлиять на устоявшиеся нормы. Составьте список зарождающихся и доминирующих тенденций, а затем мысленно примените их к отраслям, компаниям и видам деятельности, которые не менялись долгое время. Что будет означать для ресторанов быстрого питания тенденция к росту количества органических ферм и популярности натуральных продуктов питания? Как изменят привычки розничных покупателей системы мобильных платежей? Насколько сильно нанотехнологии повлияют на энергетический рынок? Как постоянное использование компьютеров изменит систему обучения в университетах?

Чтобы увидеть то, чего нет, смотрите на несделанную работу, непройденный путь, несозданный продукт. Это и есть волшебные очки, которые позволят вам увидеть невидимое и постичь непостижимое.

 

 

Правило 5. Задавайте вопросы

 

Выясните, что за проблему вы решаете. Простая она? Сложная? Структурная? Коммуникационная? Технологическая? Политическая? Проблема лидерства? Проблема дизайна? Проблема бюджета? Пока вы не оцените характер и масштаб проблемы, над которой предстоит работать, предложенное вами решение будет ошибочным, даже если вам оно кажется верным.

Большинству из нас суть проблем, с которыми нам приходится иметь дело, формулируют другие: руководитель, учитель, клиент, представитель государственного органа или организации. И хотя в озвученном виде проблема может казаться логичной, в некоторых случаях даже небольшое тестирование способно выявить некорректность ее базовых условий.

Базовые условия – это ограничения проблемы, не позволяющие ей раздуться до бесконечности. Они сужают фокус, задают направление движения и лимиты на инвестиции, определяют меру успеха. Если базовые условия неверны, неправильным будет и все остальное.

Вашим первым импульсом может быть желание сразу же начать искать решение сформулированной проблемы. Сопротивляйтесь этому. Будьте любопытны. Задавайте вопросы. Зондируйте почву. И если немедленно начать расспрашивать того, кто поставил перед вами задачу, – неудобно или невежливо, это не значит, что вы не можете задавать вопросы мысленно, готовясь таким образом к следующему разговору. На самом деле поначалу у вас может и не быть вопросов. Иногда требуется время, чтобы они появились.

Постепенно вы научитесь принимать задания правильно, и тогда для вас могут оказаться полезными следующие вопросы.

 

Мы уже сталкивались с подобной проблемой прежде?

Что мы о ней знаем?

Имеющиеся ограничения и вправду нас ограничивают?

А мы вообще ту проблему решаем?

Не должны ли мы вместо нее решить более крупную проблему?

Если мы добьемся успеха, что нам удастся улучшить?

Что потеряет значение?

Что будет заменено другим?

Какие возникнут возможности?

Кто проиграет и кто выиграет?

А нам вообще нужно решать эту проблему?

Кто сказал? И что? А почему нет?

 

Задавая эти вопросы, вы можете выяснить, что границы проблемы были заданы слишком узко и что реальная проблема гораздо существеннее, а причина сужения границ – попытка уложиться в бюджет, в некие временн ы е рамки, в должностные инструкции или имеющийся набор навыков. И хотя эти ограничения могут быть вполне реальными, лучше заранее сформулировать их для себя и сделать частью описания проблемы.

Или может оказаться, что границы проблемы очерчены правильно, но сама проблема выбрана неверно. Первый вопрос в процессе создания чего-то нового – это не «как?», а «что?».

 

 

Правило 6. Очерчивайте границы проблемы как можно у́же

 

Широко распространено мнение, что гению нужен большой холст. Хотя любой креативный человек знает, что это не так. Когда слишком много свободы, может получиться посредственный результат. Почему? Потому что когда нет границ, то нет и стимула выйти за них. Настоящему гению не составит труда более точно сформулировать описание задачи или заново определить ее условия. Но дайте творческому человеку слишком много свободы, и вы получите перегруженный, усложненный, слишком дорогой и недостаточно сфокусированный продукт. Величайший дар гению – не свобода действий, а ограничение.

Главный принцип таков: хорошо структурированное описание задачи генерирует энергию, нечеткое – иссушает ее. Креативные люди оказываются в затруднительном положении не потому, что не знают решения, – нет, они не видят проблемы. Вот формула, позволяющая ее четко описать.

1. Изложите суть проблемы. Сделайте это в одном коротком абзаце, а затем укажите ее наиболее вероятные последствия.

2. Перечислите ограничения. Это бюджет? Время? Технологический барьер? Политический барьер? Барьеры, связанные с брендом? Недостаток знаний? Козни конкурентов? Ограничения очень важны, поскольку сужают задачу и указывают на область возможных решений.

3. Перечислите аффордансы – возможности, таящиеся в проблеме. Если ограничения закрывают дверь, аффордансы открывают окно. Ограничения и аффордансы задают пространство, в котором могут таиться новые идеи. Чего на рынке нет? На какие ресурсы я могу положиться? Какие специалисты мне доступны? Как можно улучшить технологию? О чем мне говорит эта проблема? В каждой проблеме скрыто ее решение.

4. Опишите критерии успеха. Добавьте в формулировку проблемы пункт о том, что будет, если вы ничего не станете предпринимать для ее решения. Затем опишите наиболее вероятный успешный результат вашей работы над этой проблемой.

 

Запомните то, что выяснили гении разных столетий: правильно сформулированная проблема – это проблема, наполовину решенная.

 

 

Правило 7. Учитесь мыслить системно

 

Человеческий мозг любит ситуации «или-или». Мы предпочитаем выбрать А или Б. Да или нет. Курицу или говядину. Простой выбор из двух вариантов дает нам ощущение контроля, в то время как ничем не ограниченный выбор порождает чувство тревоги. Именно поэтому мы стремимся выбирать «между», а не «среди».

По той же причине мы предпочитаем разбивать сложные проблемы на составные части. Концентрироваться на каждой из них легче, чем держать в голове всю проблему целиком. Хотя без понимания целого трудно разобраться, как соотносятся друг с другом его составляющие.

Усложняет дело то, что нам часто мешают эмоции и интуиция – те самые инструменты, на которые мы полагаемся, продираясь сквозь «дебри» возможных решений проблем. К тому же человеческий разум – это скопище предубеждений. Начинающие одурачены тем, во что верят. Опытные – тем, что знают. И главное предубеждение – вера в то, что у вас нет предубеждений.

Уравновесить предубеждения может привычка формировать полноценный взгляд на проблему на стадии обдумывания. Посмотрите, как сочетаются части проблемы. Взгляните на сложную ситуацию под различными углами, чтобы заметить скрытые взаимосвязи и неожиданные возможности.

Начните исследование проблемы с трех базовых позиций.

Первая позиция – это взгляд с вашей собственной точки зрения. Легко, но не всегда достоверно.

Вторая позиция – взгляд с точки зрения других игроков, имеющих отношение к проблеме. Сложнее, требует эмпатии и наблюдательности.

Метапозиция, или взгляд извне системы. Самая сложная, требует объективности и критического мышления, которые большинству из нас несвойственны.

Для такого «неестественного» стиля мышления есть специальный термин: «системное мышление». Это метод понимания сложных проблем, основанный на изучении взаимоотношений между частями одного целого. Это способ видеть всю картинку целиком и ее изменение во времени скорее как фильм, чем как фотографию.

Системное мышление дает вам возможность решать проблемы с учетом их контекста. Например, работая над дизайном кресла, нужно представлять комнату, где оно будет стоять. Планируя комнату, думать о доме, в котором она будет расположена. Размышляя о доме, помнить о районе, где он будет находиться. Задумываясь о районе, не забывать об окружающей его среде.

Формулируя мысли полноценными блоками, а не их фрагментами, вы создадите решения, продукты и опыт, резонирующие с миром в целом и, как следствие, имеющие гораздо более высокую и долговременную ценность.

 

 

Правило 8. Оставайтесь в «логове дракона»

 

«Логово дракона» – это разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Это пространство, полное дискомфорта, мрака и сомнений. Большинство людей предпочтут схватиться за первую брошенную им веревку – «что есть», – вместо того чтобы остаться в «логове» и сразиться с «драконом», охраняющим то, что могло бы быть. Но именно там и спрятаны идеи. И гений – это тот, кто готов терпеть дискомфорт и неопределенность, генерируя при этом как можно больше новых идей.

Неразрешенные конфликты, с которыми мы сталкиваемся в «логове дракона», на самом деле являются основными источниками креативной энергии. Разрыв между в и дением и реальностью порождает творческое напряжение, которое высвобождается только за счет новой идеи. Без творческого напряжения не было бы никакой необходимости стремиться к альтернативной реальности. А неизбежным следствием отсутствия такого напряжения является ситуация «как обычно».

Секрет креативности заключается в поддержании своих идей в «текучем состоянии». Пусть они сталкиваются друг с другом, мутируют, изменяются и перестраиваются. Избегайте тирании «нет» и примитивности «да», полагайтесь лишь на дарящее надежду «может быть». Очень часто для этого требуется смелость, особенно когда ставки высоки. Недаром говорится, что именно пещера, куда страшно входить, содержит сокровища, которые ищешь.

Креативное мышление требует, чтобы вы оставили известное и бросились в неведомое. Это особенно трудно сделать тогда, когда глубоко изучил свою проблему, предмет или отрасль. Известное очень притягательно, оно держит мозг, как магнит.

Обнаружив, что увязли в своем знании, постарайтесь как можно быстрее отбросить его, переключить внимание. Спросите себя, почему это произошло. Из-за отсутствия информации? Тогда раздобудьте ее. Из-за отсутствия навыков? Обучитесь этим навыкам. Потому что такого решения не существует? Тогда начинайте сражение с новым «драконом».

 

 

Правило 9. Удивляйтесь сами и удивляйте других

 

Признак инноваций – удивление. Нет удивления – нет нового. Нет нового – нет интереса. Нет интереса – нет ценности. Соответственно, удивление – критически важный элемент создания ценности за счет инноваций.

Первый шаг к удивлению других – удивиться самому. Это может быть чертовски сложно, учитывая то, что ваш разум стремится немедленно выдать готовые ответы на все поставленные вопросы. А тому, что было известно ранее, удивиться невозможно. Попробуйте обмануть разум, переведя его в новые режимы мышления при помощи описанных ниже техник. Вот девять подходов, которые помогут вам установить связи между, казалось бы, несвязанными идеями:

Учитесь мыслить метафорически. Метафора – это отношение между двумя разнородными вещами, например: «Весь мир – театр». Сравнив мир с театром, легче представить, что все мы – актеры, играющие свои роли; возможно, это не пришло бы вам в голову без исходной метафоры.

Развивайте образное мышление. Оно способно обнажить суть проблемы и обнаружить удивительно простые связи, скрытые за словами. Все, что нужно для визуального мышления, – это способность рисовать фигурки из палочек, стрелки и пузыри со словами.

На время откажитесь от правильного решения. Когда хватаешься за «правильное» решение, ускользает решение блестящее. В этот момент человек зацикливается на том, что знает, и не в силах освободить свой разум. Самый простой способ избежать этой ловушки – отказаться от правильного решения, хотя бы временно, в пользу «неправильного». И хотя худшая идея никогда не станет лучшей, это подтолкнет ваше воображение к другой исходной точке.

«Крадите» у других. Если украсть идею с умом, кража останется незаметной. И хотя кража идей – не то же самое, что использование воображения в чистом виде, но для того чтобы увидеть, как идея из одной отрасли или области знаний может быть приспособлена к другой, все же требуется совершить определенный умственный рывок.

Назначайте свидания вслепую. Часто великая идея – это две идеи, незнакомые между собой. Используя технику комбинаторной игры[3], можно сталкивать несвязанные идеи друг с другом в надежде, что возникнет что-то новое. Ищите комбинации идей, естественным образом подходящих друг к другу.

Меняйте полярность. Запишите столько возможных вариантов решения проблемы, сколько сможете придумать. Затем взгляните на них с другой стороны, «зайдите с тыла». Подумайте, при каких условиях эти «перевернутые» решения могли бы дать хороший результат и привести к новым идеям.

Задавайте простые вопросы. На что еще это похоже? Кто еще в это верит? Что если это немного изменить? Что можно исключить? Что – заменить? Это причина или следствие? Что будет, если изменить время? Что произойдет, если это увеличить? Что случится, если я ничего не буду делать?

Обращайте внимание на случайности. Некоторые совершают удивительные открытия, занимаясь поисками чего-то абсолютно иного. Замечайте аномалии, несоответствия и реакции, не отвечающие вашим ожиданиям. Это может привести вас в совершенно новые области исследований.

Записывайте. Не все ваши идеи имеют ценность, но они могут дать толчок к появлению новых идей. Фиксируйте все важные мысли, когда работаете над какой-то проблемой. Заведите блокнот, альбом, скрапбук[4]или папку с листами для записей. Карандаш может оказаться рычагом для подъема идей из вашего подсознания.

 

 

Правило 10. Оцените, насколько удачна ваша идея

 

Когда появляется хорошая идея, центр эмоций посылает сигнал телу. Он проявляется в виде нервной дрожи или вспышки, которые говорят вам: случилось нечто экстраординарное. Внезапно мир начинает бешено вращаться, приходят в движение тысячи тумблеров, и возникает долгожданный ответ, таинственно мерцая перед вашим неверящим взором. Умение чувствовать эти сигналы – составная часть креативности.

Но что если ваша идея кажется новой лишь вам, а всему остальному миру – нет?

И как вообще понять, хороша ли она? В этом вам помогут шесть тестов на оригинальность идеи.

1. Выводит ли она из равновесия? Великая идея должна лишать покоя, и не только вас, но и других людей из вашего окружения. Кто-то может с ходу ее отвергнуть. Иногда это хороший признак, ведь потенциал новой идеи часто обратно пропорционален ее комфортности.

2. Убивает ли она десять зайцев? Хорошая идея убивает одним выстрелом двух зайцев. Отличная убивает десять или двадцать.

3. Нуждается ли она в доказательствах? Если идея не нуждается в тестировании, возможно, она неоригинальна или неважна. Скепсис и призывы доказать сформулированную концепцию – один из сигналов оригинальности.

4. Какова вероятность перемен? Великие идеи не слишком вежливы. Они никогда не просят прощения. И не пытаются устроить всех. Скорее наоборот: весь остальной мир они заставляют меняться.

5. Создает ли она аффордансы? Признак отличной идеи – количество и качество аффордансов, порождаемых ею. Аффордансы – это возможности, встроенные в идею. Чем больше аффордансов для потребителей, компании, отрасли или общества в целом, тем лучше идея.

6. Можно ли ее обобщить? Великую идею обычно можно описать одним предложением. Она имеет четкий внутренний порядок, ясную и убедительную цель. Если вам трудно описать свою идею, бросайте работать над описанием. Поработайте над самой идеей.

 

 

Правило 11. Стремитесь сделать идею красивой

 

Если идея не красива, вероятно, она не инновационна. Величайшие ученые, философы и художники согласились бы со мной, поскольку для них первостепенную важность имеет концепция красоты, под которой подразумевают цельность или гармонию, дарящую удовольствие, значимость и удовлетворение. Красивая идея – часто великая идея.

И хотя красоту невозможно свести к четкой формуле, ее можно понять, если взглянуть на нее как на систему из трех взаимодействующих элементов: удивление, правильность и элегантность.

Во всем, что мы описываем как красивое, есть элемент удивления в момент нашей первой встречи с ним. Удивление – это превзойденные ожидания, та самая вспышка из правила 10. Удовольствие от значимости идеи и удовлетворение, которые мы чувствуем сразу после этой вспышки, могут проявляться в виде разливающегося по телу тепла или растягивающихся в улыбке губ. С точки зрения анатомии это выброс серотонина в центральную нервную систему.

Второй элемент красоты – правильность – это своего рода пригодность, соответствие цели.

Элегантность – это сокращение избыточных элементов в пользу простоты и эффективности. Лучшие идеи кажутся настолько совершенными, что невозможно представить, как их можно улучшить.

Когда все три элемента хорошо сочетаются друг с другом, идея имеет огромный потенциал для улучшения контекста, в котором существует.

Как вам привнести красоту в свою работу? Использовать в ней принципы дизайна. Дизайнером может быть каждый.

В следующей части книги даются правила, которым нужно следовать в работе для достижения желаемого результата.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: